Феофилакт (Клементьев)
- 1 year ago
- 0
- 0
Феофилакт Симокатта ( греч. Θεοφύλακτος Σιμοκάτ(τ)ης , лат. Theophylactus Simocatta ) — византийский писатель и историк , живший в начале VII века .
Родом из Египта и приходился родственником тамошнему наместнику Петру. Предположительно дата его рождения относится к VI века . Происходил из знатной александрийской семьи, получил риторское образование. Проявил не только обширные филологические, но и богословские познания.
В 602 году ещё находился в Александрии . Когда и как он оказывается в Константинополе , неизвестно. Есть предположение, что он был в окружении Ираклия , который в 609 году собирал в Египте войска, чтобы затем свергнуть Фоку . Иная версия указывает на юридическую карьеру в окружении халкидонского епископа Проба.
Феофилакт появился в столице империи к 610 году и, может быть, там и провел всю остальную жизнь. Не прост и вопрос о его общественном статусе: разные рукописи упоминают в заголовках разные его титулы. Скорее всего, Симокатта в действительности имел чин « схоластик и » , доступный риторам и юристам, но каким должностям он соответствовал — неизвестно. Некоторые исследователи предполагают, что Феофилакт дослужился до референдария , и склонны отнести к историку печать и надпись с именем Феофилакта. В другой рукописи он назван апоэпархом. Последнее упоминаемое Феофилактом событие относится к 628 году . Можно полагать, что он умер после 641 года .
Симокатта занимался сначала лёгкими литературными работами, позже подошёл к созданию серьёзного труда «История правления императора Маврикия » в восьми томах. «История» , по всей видимости, написана около 630 года , поскольку упоминает войну с Персией ( 602 — 628 ), но не сообщает о войне с арабами (началась в 634 ). Симокатта пользовался более ранней историей византийско-персидских войн Иоанна Эпифанского , большая часть которой утрачена. Большой популярностью пользовались его книги вымышленных писем.
Феофилакт Симокатта не упоминает ещё хазар , однако пишет о гуннах и тюрках (для конца VI в.). Описывает он религию тюрок: «Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимны земле, поклоняются же единственно тому, кто создал небо и землю и называют его богом. Ему в жертву они приносят лошадей, быков и мелкий скот и своими жрецами ставят тех, которые, по их мнению, могут дать им предсказания о будущем» .
Довольно обширные сведения Феофилакт даёт о славянах , рассказывая об их быте и сообщая имена их вождей. Он также упоминает о « Склавинии » как об особой территории за Дунаем, тем самым свидетельствуя, что славянские племена имели вполне четкие границы. Иногда Симокатта отождествляет славян с готами (или гетами ), в то время как другие авторы называли их скифами или объединяли с аварами . Это может говорить о том, что в VI—VII указанные народы представляли собой антивизантийскую коалицию и находились на одной стадии социально-экономического развития, что и позволяло историкам того времени смешивать их.
Русские переводы:
Исследования: