Interested Article - Учения Киевского военного округа 1935 года

Танки Т-26 выпуска 1933 года — 133-я бригада 45-го механизированного корпуса Киевского военного округа . Большие Киевские манёвры . Сентябрь 1935 года. Белые полосы/отсутствие их на части техники означают то, что они по легенде манёвров относились к одной из сторон — «красным» или «синим».
Бронеавтомобили БА-И и ФАИ , а также тяжёлые трактора «Коммунар» перед по случаю завершения Больших Киевских манёвров , сентябрь 1935 года .

Учения Киевского военного округа 1935 года или Большие Киевские манёвры — масштабные общевойсковые учения Рабоче-Крестьянской Красной Армии , наиболее крупные по своему масштабу из всех манёвров ( учений ), проводившихся в Советском Союзе в предвоенные годы. .

Проводились под общим руководством И. Э. Якира .

Для различия вооружения и военной техники участников Киевских манёвров с одной стороны — «синих», установлено что крыши башен танков и броневых автомобилей , спускаясь вертикальными полосами и на борта башни, перечеркивал прямой белый крест, на самолётах хвостовую часть фюзеляжа окольцовывала белая полоса шириной 0,5 метра, а вместо опознавательных знаков из красных пятиконечных звёзд применили белые звёзды .

Цель манёвров

Целью Киевских маневров 12-15 сентября 1935 г. было прежде всего проверить жизнеспособность разработанной в СССР теории глубокой операции , основанной на том, чтобы, используя танки и авиацию, проникающим ударом поразить оборону противника на всю ее не только тактическую, но и оперативную глубину, разгромив даже расположенные в десятках километров за фронтовыми войсками оперативные резервы. Эта стратегия затем была использована вермахтом и предусматривала одновременное поражение всех позиций противника не только артиллерией, но и танками при поддержке пехоты, а также авиацией. Разгром в ходе того же удара оперативных резервов и тылов противника достигался в том числе высадкой воздушных десантов. Всё это и полагалось опробовать в ходе Киевских маневров . Прорыв укреплённой оборонительной полосы должен был осуществить стрелковый корпус , усиленный танковыми батальонами и артиллерией РГК , развить прорыв — кавалерийский корпус. Надлежало применить крупный авиадесант , манёвр мехкорпуса совместно с кавдивизией в целях окружения и уничтожения в своём тылу прорвавшейся группировки противника .

«Оперативно-стратегические принципы, положенные в основу замысла маневров, разрабатывались с учетом взглядов на современную войну наших военных теоретиков — M. H. Тухачевского , А. И. Егорова , И. Э. Якира , В. К. Триандафиллова и др. Эти принципы отчетливо выкристаллизовались уже в ходе разработки под руководством начальника Генерального штаба А. И. Егорова «Временной инструкции по организации глубокого боя», еще в 1933 г. полученной в войсках, — написал в воспоминаниях маршал А. И. Ерёменко , участвовавший в учениях в качестве посредника как слушатель Военной академии имени Фрунзе. — Целью маневров являлось: проверка взаимодействия механизированных и кавалерийских корпусов при действиях против крупных подвижных войск, поддержанных пехотой, в маневренных условиях войны; выявление боевых возможностей механизированных корпусов и механизированных бригад при действиях их на флангах армии и в глубине обороны противника во взаимодействии с конницей; проверка организации выброски крупного авиадесанта (3 — 4 тыс. человек) и его боевых действий против тылов и подходящих резервов противника; организация массированных действий авиации против крупных подвижных частей и крупного центра в условиях полевого базирования и ограниченного количества аэродромов, а также проверка действующей системы ПВО войск и крупного пункта (Киева), расположенного в оперативной зоне, и проработка вопросов выхода из окружения подвижных частей и соединений» . При этом советские военные наработки были показаны потенциальному противнику: группа генералов и офицеров из иностранных армий (французы, чехи и итальянцы — около 20 человек) присутствовала не только на манёврах, но и на их разборе. «Гитлеровские генералы в своих мемуарах не в состоянии отрицать того, что при создании парашютных войск они использовали наш опыт», — отметил А. И. Ерёменко. Он с сожалением признал, что иностранные армии, и прежде всего германский вермахт, переняли опыт воздушно-десантных операций и глубоких оперативных ударов подвижных войск с целью окружения важных группировок противника и их уничтожения, тесного взаимодействия подвижных войск и авиации .

Организация манёвров

Манёвры проводились 12 — 17 сентября 1935 года в районе городов Бердичев , Сквира , Киев . В них участвовали: 65 тыс. человек, свыше 1 000 танков, 600 самолётов, 300 орудий и другая военная техника. Условные боевые действия развертывались на фронте свыше 200 км и в глубину до 250 км. Руководил манёврами командующий войсками Киевского военного округа И. Э. Якир . Сторону «синих» возглавлял командующий войсками Харьковского военного округа И. Н. Дубовой ; войсками «красных» командовал его заместитель С. А. Туровский . На манёврах присутствовали нарком обороны Союза К. Е. Ворошилов , его заместители С. М. Будённый , Я. Б. Гамарник , М. Н. Тухачевский , начальник Генштаба А. И. Егоров , руководители Коммунистической партии и правительства Украины. За действиями войск наблюдали представители армий Франции, Италии и Чехословакии. В ходе манёвров отрабатывались наступательные действия : «3-я армия синих» (И. Н. Дубовой), наступая с запада, должна была сломить сопротивление «5-й армии красных» (С. А. Туровский) и овладеть Киевом .

Состав «красных»: пять стрелковых корпусов ( 8-й стрелковый корпус ), 45-й механизированный корпус , 9-я кавалерийская дивизия 1-го кавалерийского корпуса .

Состав «синих»: пять стрелковых корпусов ( 17-й стрелковый корпус ) и 2-й кавалерийский корпус (состав корпуса: 5-я кавалерийская дивизия и ), авиадесантные части, авиация особого назначения, артиллерия РГК.

Авиадесантный компонент манёвров

Высадка десантников с тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 .

Подготовка

На период проведения «Больших Киевских маневров» в 1935 году было принято решение о создании авиадесантной дивизии — временного соединения со сложной структурой, создаваемого только на период учений. В результате её решено было сформировать на базе частей Киевского военного округа (КВО). Командиром дивизии был назначен командир 58-й территориальной стрелковой дивизии комбриг Г. А. Капцевич. В итоге в состав дивизии вошли:

В июле, августе 1935 года проходило сформирование командования и штаба дивизии из комначсостава ЛенВО , МВО и КОВО .

План действий

Во время проведения манёвров вечером 13 сентября командир «синих» И. Н. Дубовой прорвал при помощи танков и авиации укрепленную полосу «красных» в районе Житомира и ввел в прорыв крупное подвижное соединение — кавалерийский корпус с немалым числом танков и бронеавтомобилей . 14 сентября он объявил своё решение: 24-й и 44-й дивизиям подготовиться к форсированию р. Ирпень ; подтянуть 30-ю стрелковую дивизию на рубеж р. Ирпень; 2-му кавкорпусу завершить, разгром 9-й кавдивизии «красных». С утра 15 сентября всеми силами армии форсировать р. Ирпень, продолжать, наступление с задачей овладеть Киевом . Для дезорганизации тылов противника, задержки подхода его резервов с востока и захвата переправ через Днепр у Киева утром 14 сентября выбросить сильную авиадесантную группу в район Бровары , , Княжичи . Высадку десанта прикрывают две истребительные эскадрильи.

14 сентября Дубовой вместе с Локтионовым выехал в десантную дивизию, где заслушал и утвердил решение её командира Капцевича. Оно сводилось к следующему: мотополк 3-й авиабригады (командир П. Е. Вещев) и парашютный полк (командир А. О. Индзер) выбрасываются в районе Броваров с задачей захватить и удержать до подхода главных сил рубеж Бровары, Княжичи, разъезд Бортничи . На мотополк возлагалась задача захвата и подготовки Броварского аэродрома для посадки 15-й тяжёлой авиабригады с 43-м и 18-й авиабригады с 90-м посадочными полками.

Два батальона 90-го стрелкового полка после высадки, совместно с двумя батальонами парашютного полка, должны наступать вдоль шоссе « Чернигов Киев » на Цепной мост, 43-й стрелковый полк во взаимодействии с батальоном парашютного полка и мотополком должен наступать через станцию Дарница па мост Наводницкий.

Проведение десанта

Первыми в районе десантирования появились лёгкие бомбардировщики Р-5 из 206-й авиабригады (М. А. Коган). Пока одна из ее эскадрилий отвлекала на себя истребители «красных», атакуя Киев, две другие пересекли Днепр, вышли к аэродрому Бровары и нанесли штурмовой удар по нему (чтобы подавить аэродромную ПВО) и по расположенным рядом гарнизонам «красных». Затем в сопровождении двухмоторных дальних истребителей Р-6 из 35-й крейсерской авиаэскадрильи (И. Г. Пятыхин) 18-й тяжелобомбардировочной авиабригады к Броварам стали подходить десятки тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 с авиадесантной дивизией Г. А. Капцевича на борту .

Сначала около 30 самолётов из 22-й, 24-й и 25-й эскадрилий тяжёлых бомбардировщиков 3-й авиабригады особого назначения имени С. М. Кирова (командир В. С. Коханский) выбросили парашютный десант из состава моторизованного полка 3-й авиабригады (комполка П. Е. Вещев) и сводного парашютного полка А. О. Индзера (сводный батальон из бойцов и командиров 46-й, 51-й, 96-й и 2-й Кавказской стрелковых дивизий и по сводной роте от 7-й и 100-й стрелковых дивизий). Всего было выброшено 1188 человек в синих комбинезонах и ярко-синих лётных шлемах. При этом в приказе наркома обороны № 0182 от 22 сентября 1935 г. об итогах Киевских маневров указывается, что 1188 человек насчитывал один лишь полк Индзера. Но тогда общая численность парашютного десанта должна была составлять 1400—1500 человек, а такое количество парашютистов имевшиеся бомбардировщики ТБ-3 выпуска 1932—1933 гг. с моторами М-17 за один рейс доставить не могли. В 1936 г. в 3-й авиабригаде считалось, что эскадрилья ТБ-3 (по штату 12, фактически 10-12 кораблей) берет на борт 300 парашютистов , то есть что в один самолет должно загружаться 25-30 человек. На Киевских маневрах самолёты брали на борт по 33-40 человек, как позже практиковалось и на манёврах Московского военного округа в сентябре 1936 г.

Двое парашютистов при приземлении погибли, но остальные, освободившись от парашютов, готовы были вести бой, так как прыгали с личным оружием — карабинами и пистолетами-пулеметами Дегтярева образца 1934 года (ППД). Рядом с десантниками на парашютах опустились упакованные в специальные мешки ручные и станковые пулеметы и (в разобранном виде) безоткатные 76-мм батальонные пушки Курчевского. Рота парашютистов захватила аэродром — и на нем один за другим приземлились 60 ТБ-3 4М-17 из 15-й (А. А. Житов) и 18-й (И. И. Черний) тяжелобомбардировочных авиабригад. Из них выгрузился посадочный десант — прибывший на кораблях 57-й, 58-й и 59-й тяжелобомбардировочных авиаэскадрилий 15-й бригады 43-й стрелковый Краснознаменный полк 15-й стрелковой Сивашской Краснознаменной дивизии и доставленный 69-й, 70-й и 71-й тяжелобомбардировочными авиаэскадрильями 18-й бригады 90-й стрелковый Краснознаменный полк 30-й Иркутской Краснознаменной и ордена Ленина стрелковой дивизии имени ВЦИК (всего 1765 человек) . От смонтированных между стойками шасси ТБ-3 подвесок отцепили технику мотополка 3-й авиабригады — пикапы ГАЗ-4 (со срезанным для уменьшения габарита верхом кабины), легкие бронеавтомобили Д-8 и малый танк Т-37, — а также 45-мм противотанковые пушки образца 1932 г.

Выброску парашютного десанта прикрывали одномоторные истребители И-5 из 34-й и сменившей ее затем 35-й истребительных авиаэскадрилий 451-й авиабригады, а высадку посадочного — обладавшие большей продолжительностью полета «крейсера» Р-6.

Вся операция по выброске 1 188 парашютистов с карабинами и лёгким автоматическим оружием, переброска по воздуху и высадке 1 765 бойцов и командиров 43-ro и 90-го стрелковых полков с легким автоматическим оружием, 29 станковыми пулемётами, а также двух артиллерийских батарей, одного танка и нескольких легковых и специальных машин была проведена организованно по графику за один час 50 минут .

Завершив десантирование, дивизия Капцевича устремилась на запад, к киевским мостам через Днепр, но была остановлена спешно выдвинувшимся ей навстречу подвижным резервом «красных» — 2-м механизированным полком 2-й кавалерийской дивизии (два эскадрона быстроходных танков БТ-5 и БТ-2, эскадрон Т-37 и эскадрон бронеавтомобилей), 49-м кавалерийским полком 9-й кавалерийской дивизии и посаженным на грузовики ГАЗ-АА батальоном 135-й стрелково-пулеметной бригады.

Результативность

Киевские манёвры 1935 г. производились по заранее прописанному сценарию, известному участникам с 18-22 августа 1935 г. и координировавшемуся посредниками. «Посредники должны были не приостанавливать или ускорять продвижение частей в зависимости от грамотности их действий, а добиваться неуклонного соблюдения этими частями «сценария» маневров», — отмечает военный историк .

«Посредник 1 подучастка, — оговаривалось, например, в „Плане розыгрыша операции в районе м[естечка] Бровары 14 сентября 1935 г.“, — не дает Синим возможности продвигаться в районе Авиарощи и кустарника, <…> занимаемых ротой местн[ой] организации Осоавиахима , стремясь сохранить за красными достаточный район для развертывания»; «посредники 1 и 5 подучастков в период времени с 9.00 до 10.00 не должны дать возможности Синим продвинуться более, чем на полкилометра западнее м[естечка] Бровары» .

«На настоящей войне воздушно-десантная операция, осуществленная 14 сентября 1935 г. у Бровар, могла провалиться в самом начале, так как парашютный десант запоздал с захватом аэродрома, — указывает А. А. Смирнов. — Согласно черновику отчёта о подготовке и действиях воздушного десанта на Киевских маневрах, выделенную для этого роту мотополка 3-й авиабригады выслали с опозданием. Это стало следствием того, что, если сводный парашютный полк собрался после приземления быстро, то сбор мотополка проходил «очень медленно» (правда, эти слова в упомянутом выше черновом отчете зачеркнули, но вставленную вместо них формулировку «с запозданием» сочли необходимым подчеркнуть). В итоге к моменту начала приземления ТБ-3 с посадочным десантом бой за аэродром еще продолжался. То есть, ради соблюдения сценария маневров, самолеты сажали на фактически еще не захваченный аэродром! В реальной боевой обстановке высадку посадочного десанта пришлось бы задержать, — а тогда она, возможно, и вовсе не понадобилась бы: ведь „парашютные части, не получив своевременной поддержки посадочных полков, могут быть уничтожены противником“.

Выброска парашютного десанта на настоящей войне тоже могла быть осложнена, а то и сорвана — истребителями противника. Ведь на маршруте корабли 3-й авиабригады шли без истребительного сопровождения, а их оборонительное вооружение было несравненно слабее, чем у других ТБ-3 4М-17. Поскольку часть парашютистов покидала корабль через два люка стрелков в палубе фюзеляжа за крылом, на кораблях 3-й авиабригады с этих люков демонтировали пулеметные турели — чтобы легче было вылезти на фюзеляж (это хорошо видно в кадрах снятого тогда документального фильма «Битва за Киев»). В результате корабли остались с 3 огневыми точками вместо 5 и оказались беззащитными от атак сзади — сверху и сбоку — сверху.

Таким образом, из-за упрощений, создавших такую тепличную обстановку, какой никогда не может сложиться на войне, на Киевских маневрах 1935 г. удалось проверить лишь отработанность техники десантирования с воздуха — но не степень пригодности воздушного десанта как инструмента глубокой операции».

При этом советская техника показала себя хорошо: из более чем 4 тысяч машин, участвовавших в учениях, незначительные поломки были отмечены только у 10 .

Обстановка в мире

Осенние манёвры 1935 года Якир проводил уже как командующий войсками Киевского военного округа. Полгода назад огромный по территории Украинский округ разделился на два: Киевский — лобовой и Харьковский — тыловой.

В конце августа 1935 года широкие манёвры развернулись на севере Италии, в долине Больцено, под командованием генерала Пьетро Аго и под верховным руководством римского диктатора Муссолини . Газеты много кричали о вновь созданной в Тренте танковой дивизии , называя её «колонной стали и шума». Этими манёврами Муссолини предупреждал англичан, что он все равно воспользуется Суэцким каналом в своих далеко идущих агрессивных планах.

Тогда же провел внушительную демонстрацию сил в районе Портсмута с участием крупных механизированных соединений генеральный штаб Великобритании. 7 сентября закончились большие манёвры в Шампани . Стены древнего Реймсского собора , с трудом восстановленного после немецких бомбардировок 1914 года , теперь сотрясались от грозного марша танковых колонн. Руководил этими учениями начальник французского генерального штаба генерал Гамелен . Особое значение манёвров подчеркивалось присутствием на них военного министра Фабри, президента республики Лебрена и гостя с востока — заместителя начальника Главного штаба Красной Армии Седякина . Французские манёвры являлись ответом на дерзкий вызов Гитлера , чуть ли не ежедневно кричавшего о реванше за разгром немецкой армии в войну 1914—1918 годов. Хотя Фуллер , Дуэ , Зольдан, напуганные Великим Октябрём, вопили: «Поменьше людей, побольше машин!», манёвры 1935 года показали, что без огромных людских масс война невозможна .

См. также

Примечания

  1. Манёвры Киевского военного округа 1935 // Линия адаптивной радиосвязи — Объектовая противовоздушная оборона / [под общ. ред. Н. В. Огаркова ]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР , 1978. — С. 121—122. — ( Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 5).
  2. Смирнов Андрей Анатольевич. // Пространство и Время. — 2015. — Вып. 1—2 (19-20) . 2 июня 2021 года.
  3. Ерёменко, Андрей Иванович. Глава I. Перед войной // В начале войны. — Москва: Наука, 1965. — 512 с.
  4. Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. Октябрь 1936 г. Документы и материалы. М.: РОССПЭН, 2009. С. 433, 194.
  5. РГВА. Ф. 25880. Оп. 4. Д. 45. Л. 361., подсчёт там же. Ф. 4. Оп. 15а. Д. 409. Л. 181.
  6. Жуков А. . десантура.ру (9 августа 2010). 5 мая 2012 года.
  7. РГВА, Д. 44. Л. 172.
  8. РГВА, Ф. 25880. Оп. 4. Д. 46. Л. 184.
  9. Дубинский И. Наперекор ветрам: повесть. — М. : Воен. изд-во , 1964. — С.221 — 271 с.

Литература

  • Приказ Народного комиссара обороны Союза ССР № 0182, от 22 сентября 1935 года, «Об итогах Киевских манёвров.»
  • И. Дубинский, «Большие киевские манёвры.» — «Москва», 1967 год, № 4.
  • Манёвры Киевского военного округа 1935 // Линия адаптивной радиосвязи — Объектовая противовоздушная оборона / [под общ. ред. Н. В. Огаркова ]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР , 1978. — ( Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 5).
  • Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919—1979). Издание второе, исправленное и дополненное. Киев, издательство политической литературы Украины. 1979. С.с.92-94 - Киевские манёвры.
  • , «Боевая выучка Красной Армии накануне репрессий 1937 — 1938 годов .». М. , ООО «Родина-медиа», 2013 год.

Видео

Источник —

Same as Учения Киевского военного округа 1935 года