Агеевец, Владимир Ульянович
- 1 year ago
- 0
- 0
Адольф Ульянович Хараш (17 июля 1940, Тбилиси, Грузинская ССР, Союз Советских Социалистических Республик — 2 марта 2012, муниципалитет Гранадилья-де-Абона, о. Тенерифе, Испания) — советский и российский психолог и филолог, кандидат психологических наук (1984), преподаватель , психолог-консультант, практический психолог, тренер, оргконсультант. Занимался проблемами психологии общения и психологии личности, становлением и развитием тренинга личностного роста в СССР (с 1976 года), разработкой и развитием гуманитарной экспертизы (с 1989 года), стоял у истоков создания экстремальной психологии. Автор более сотни статей и монографий, часть из которых переведена на иностранные языки (грузинский, польский, немецкий, английский, французский). Осталось неопубликованным большое число рукописей, в том числе по гуманитарной экспертизе.
Родился в еврейской семье инженеров 17 июля 1940 года в Тбилиси вторым ребенком (сестра Лидия 1931 г.р.). Родители — выходцы из Одессы, «артельщики» (производство текстиля). Отец, Хараш Ульян Григорьевич, — специалист по художественной набивке ткани; мать, Хараш (ур. Шехтер) Сарра Моисеевна, — инженер-колорист. Большое влияние на мальчика оказала няня Ивановна, приобщившая его к русской культуре.
Окончив в 1958 г. среднюю школу с золотой медалью, поступил на историко-филологический факультет Тбилисского государственного педагогического института им. А. С. Пушкина, который окончил в 1964 г. с красным дипломом.
С апреля 1965 г. по январь 1966 г. — младший научный сотрудник Института психологии им. Д. Н. Узнадзе АН ГССР под непосредственным руководством . В январе 1966 г. поступил в аспирантуру при кафедре структурной лингвистики Тбилисского государственного университета (руководитель — Тамаз Валерианович Гамкрелидзе ), которую окончил в 1969 г., сдав экзамены кандидатского минимума по общей психологии и психолингвистике.
В 1968 г. женился и переехал в Москву.
С февраля 1969 г. по апрель 1970 г. — научный сотрудник лаборатории систем управления МГПИ им. В. И. Ленина (был прикомандирован к социологической группе Академии общественных наук при ЦК КПСС). Вел семинары по социальной психологии в университете марксизма-ленинизма при МГК КПСС. С апреля по август 1970 г. включительно работал врио зав. отделом в редакции журнала «Вопросы языкознания» издательства «Наука». С декабря 1970 г. по декабрь 1973 г. — младший научный сотрудник сектора социальных проблем труда Института конкретных социальных исследований (ИКСИ) АН СССР.
В 1973 году начал преподавать на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, где проработал с небольшими перерывами до самой своей смерти, то есть почти сорок лет, сначала на кафедре социальной психологии, а затем на кафедре психологии личности. С декабря 1973 г. — младший научный сотрудник кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, куда был приглашен Г. М. Андреевой в первый год существования кафедры и где читал спецкурсы «Психология общения» и «Социальная установка». В апреле 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию в форме научного доклада «Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия». В ноябре 1986 г. был переведен на должность старшего научного сотрудника. На кафедре социальной психологии проработал до середины 1990-х годов.
С 1990 года — директор созданного им Центра гуманитарных инноваций «Лиза», который выполнял заказы министерств и ведомств на проведение экспертных работ и выступал инициатором проведения гуманитарных экспертиз (в ситуации повышенного экологического риска в районе Ленинградской АЭС в г. Сосновый Бор, в зоне Чернобыльской катастрофы по программе «Дети Чернобыля», в зоне Юго-Осетинского конфликта во Владикавказе и Цхинвали).
С 2002 по 2010 годы А. У. Хараш работал в Центре психолого-медико-социального сопровождения «Северо-Восток» в Отрадном, где создал свою мастерскую, на базе которой проводил группы развивающего личностного тренинга, мастер-классы, а также вел супервизорскую работу в помощь специалистам, работающим с детьми.
В 2000-е годы Адольф Ульянович продолжал участвовать в жизни факультета в роли почетного профессора кафедры психологии личности: в разные годы читал спецкурсы «Психология межличностного общения», «Введение в интерперсональную психологию», «Психология монолога и диалога», «Диалог в психотерапии: теория и практика»; вел занятия спецпрактикума по теме «Диалог в психотерапевтической практике» на базе Центра в Отрадном.
В феврале-марте 2011 года Адольф Ульянович по приглашению О. В. Соловьёвой выступал перед студентами факультета психологии МГУ в рамках общего курса «Психология общения» с беседами, которые назвал «Встречи с психологом-практиком». Как оказалось, в последний раз… Эти встречи нашли глубокий отклик в умах, душах и сердцах нового поколения студентов, отраженный в написанных ими эссе .
Последние годы полностью посвятил себя психолого-психотерапевтической практике, оказывая помощь сотням людей и лично, и через своих учеников и коллег ( , жертвы Беслана и их семьи в Москве) и через статьи в популярных изданиях.
Умер в 2012 году. Похоронен на Востряковском кладбище .
У А. У. Хараша не было одного учителя или научного руководителя. Учителями для него становились окружавшие его люди, его начальники и коллеги: А. С. Прангишвили и Т. В. Гамкрелидзе, Н. И. Лапин, М. И. Бобнева, А. И. Пригожин, Э. Орлова, Н. Наумова, В. Б. Ольшанский, И. Г. Петров, А. А. Брудный, Г. С. Батищев, А. Н. Леонтьев, Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, А. И. Донцов, Л. А. Петровская, Ю. М. Жуков, Павел Боски, Карл Роджерс… Сотрудничал с Юлией Владимировной Некрасовой и Анатолием Борисовичем Добровичем. Принимал участие в группах и как участник, считая это необходимой частью повышения квалификации практического психолога, в частности, проходил группу д-ра Александра Ефимовича Алексейчика (1982 г.) и Карла Роджерса (1986 г.). Он не стеснялся учиться и называть вслух своих учителей, гордясь даже опосредованным (временем или расстоянием) контактом с ними.
Своим духовным отцом он считал Михаила Михайловича Бахтина , всю жизнь оставаясь горячим сторонником и продолжателем его идей. «У Роджерса я учился технике диалога, у Бахтина — философии диалога, видению мира и общения людей. Это две составляющие, два источника того, чем я занимаюсь, будь то группы или практика индивидуальной психотерапии». Он также называл своим учителем Ухтомского Алексея Алексеевича , чьи работы хорошо знал и высоко ценил.
Среди его учителей можно назвать и более современных философов и мыслителей: священника Александра Меня , митрополита Антония Сурожского , отчасти индийского философа Ошо .
С самого начала работы на кафедре социальной психологии у А. У. Хараша возникает главная для всей его дальнейшей научной и практической деятельности идея о двустороннем процессе любого — в том числе лекционного — общения, давшая начало разработке , в основе которого лежит диалог участников, независимо от статуса, в котором каждый из них находится .
Пройдя осенью 1976 г. группу польского психолога Павла Боски, организованную для психологов факультета психологии МГУ, Хараш сразу начинает вести собственные группы: со студентами своего факультета (март 1977 г.), с преподавателями и сотрудниками Кокчетавского пединститута (начало сентября 1977 г., организатор — ), с сотрудниками и преподавателями факультета психологии МГУ (23-30 сентября 1977 г.; 8 участников, в том числе Лариса Андреевна Петровская , Елена Теодоровна Соколова , Алла Семеновна Спиваковская и др.), со студентами ЗПШ — зимней психологической школы факультета психологии МГУ (январь 1978 г.). Позже — и в других городах России и союзных республик, например, с эстонскими коллегами из Таллина, психологами из Костромы, Вологды и др., тем самым способствуя формированию психолого-психотерапевтического сообщества Москвы и Советского Союза. Получала от него опыт ведения групп и психологического консультирования и Юлия Борисовна Гиппенрейтер .
С февраля 1978 г. начал вести обучающие группы для психологов (и врачей) Клиники неврозов им. З. П. Соловьева (инициаторы — В. В. Столин и И. Н. Голубева). Первая группа — шесть занятий, в общей сложности 40 часов, 12 человек. В дальнейшем почти все участники этой группы стали действующими психологами-психотерапевтами: Наталья Марковна Берток, Ирина Николаевна Голубева, , Татьяна Николаевна Муладжанова, о. Борис (Ничипоров), Елена Владимировна Новикова, Николай Николаевич Петров, Владимир Иванович Пискунов, Алла Федоровна Радченко, Владимир Викторович Столин , Нелли Хёриг (ур. Симоненко), Татьяна Николаевна Щерба.
В эти же годы А. У. Хараш начинает применять групповой метод для самых разных целей. Так в 1978 году он, с подачи коллег ( А. Г. Асмолова и Б. С. Братуся ) и совместно с ними, возрождает начинавшую тогда «глохнуть» популярную и ныне передачу Владимира Ворошилова « Что? Где? Когда? » ; по просьбе Владимира Николаевича Минина , работает с ним и его Камерным хором над взаимодействием в коллективе, пониманием творческой задачи и над её реализацией (1983 г.); тогда же работает с пациентами и медперсоналом московских клиник: Кардиологического и Онкологического центров.
Постепенно менялся как арсенал ведущего (в сторону отказа от внешних средств-упражнений), так и названия и направленность его групп (от групп открытого общения к группам развивающего личностного тренинга, а позже и к психологическому театру).
Параллельно Адольф Ульянович ведет большую так называемую неврачебную психотерапевтическую работу — и с частными клиентами, и с коллегами, друзьями, знакомыми. А когда наступила эра катастроф и потрясений (1986 г.) — с участниками и свидетелями этих событий.
В мае 1986 г. А. У. Хараш выехал в г. Припять — город, переставший существовать в результате взрыва на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., тем самым положив начало психологической помощи населению при масштабных техногенных катастрофах и стихийных бедствиях. Работал в 1988—1989 гг. в «горячих точках» Спитакского землетрясения и межнационального конфликта в НКАО.
С 1989 г. начал работу в абсолютно новом направлении, которое с легкой руки Владимира Петровича Зинченко было названо гуманитарной экспертизой (первые — Запорожская, 1989 г., Горьковская, 1989 г., Чернобыльская, 1990 г.). Менее чем за пятнадцать лет провел около двух десятков экспертиз, разработав их схему, теорию, методологию и обогатив практику оригинальными подходами, а также передачей «живого» опыта своим коллегам. Поэтому может по праву называться основоположником гуманитарной экспертизы. На основе полученного опыта им была написана одна из первых работ в области гуманитарной экспертизы — «Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: идеология, методология, процедура», — которая вошла в учебное пособие , подготовленное кафедрой социальной психологии.
В январе 1988 года в целях обучения аспирантов и студентов старших курсов основам психологической работы организовал поездку в Киев для работы с переселёнными припятчанами, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС .
За сорок лет работы на факультете А. У. Хараш разработал и прочитал около десяти различных курсов и спецкурсов, руководил примерно пятьюдесятью дипломными работами студентов. В числе его первых дипломников , известный ныне психодраматист, Евгений Николаевич Емельянов и Игорь Хухрев — одни из первых российских известных оргконсультантов, Нелли Хёриг (ур. Симоненко) — успешный семейный психотерапевт в Германии… Продолжателями дела Хараша, впрочем, можно назвать очень многих психологов, прошедших у него групповой тренинг или серию консультаций (имена см. выше) — другое дело, что далеко не каждый из них признаёт роль коллеги в своём профессиональном становлении. Сам Адольф Ульянович, активно занимаясь практикой, так и не создал своей школы, отчего и не имел официальных учеников. Но в последнее десятилетие своей жизни выделил несколько человек из среды проходивших его группы, высоко оценив их стремление, рост и потенциал, и называл этих людей своими учениками.
В 1967 г. женился на Успенской Наталье Александровне, художнике-графике. В 1968 г. родилась дочь, Хараш Елена Адольфовна. В 1969 г. переехал на постоянное жительство в Москву. В 1973 г. брак распался.
В 1975 г. его старшая сестра уехала с семьей на постоянное жительство в Сан-Франциско (США), куда три года спустя выехали и их родители, а также большая часть их семейного клана, где многие из них проживают до сих пор.
В 1975 г. женился вторично, на Дерябиной Ольге Михайловне, тогда бывшей аспиранткой В. П. Зинченко на кафедре психологии труда и инженерной психологии того же факультета. В 1976 г. родилась дочь Елизавета, в 1980 г. — дочь Анастасия. В 1991 году и этот брак распался.
Источники
• Журнал практического психолога, № 4, 2005 г., Москва
• Журнал практического психолога № 1, 2014 г., Москва
• Научно-методический журнал «Психология в ВУЗе» № 1, 2014 г., Москва
• Ежеквартальный научно-практический журнал «Психология зрелости и старения», весна, 2014 г., Москва
• Амария Рай «Леди не шевелятся или не кажется ли вам, девочки, что нас обманули?» М.: ООО «Старая Басманная», 2012. — 448 с.
• http://psy.msu.ru/people/obituary_kharash.html (дата последнего обращения 01.08.20)