Акияма, Тэруо
- 1 year ago
- 0
- 0
Тэруо Исии ( яп. 石井輝男 ) , 1 января 1924 года , Токио , Япония — 12 августа 2005 года , там же) — японский кинорежиссёр, снявший почти 100 картин в самых различных жанрах. Основатель кинематографического поджанра Эрогуро (эротический гротеск), «король культового кино Японии» .
Тэруо Исии родился 1 января 1924 года в Токио в семье торговца хлопком. У мальчика с ранних лет появился глубокий интерес к кинематографу. Отказавшись от университетского образования предложенного отцом, Исии устроился работать на студии Toho ассистентом режиссёра. В 1942 году его карьера временно прервалась, он был призван в армию и отправлен в Маньчжурию , где до конца Второй мировой войны служил в отделении аэрофотосъёмки бомбардировочной авиации.
В марте 1947 года Исии устроился во вновь созданную студию «СинТохо» ( англ. Shintoho , буквально — «Новая Toho ») . Он вспоминал работу там как «самый радостный период профессиональной жизни» . Исии исполнял обязанности помощника режиссёра Микио Нарусэ , которого позднее всегда называл своим учителем. Также он работал с постановщиком Хироси Симидзу . Собственный режиссёрский дебют Исии состоялся в 1957 году фильмом про бокс «Король ринга: Путь к славе». После этого руководил постановкой шести серий детского научно-фантастического сериала «Супергигант» ( англ. Super Giant ) — японской версии Супермена . С 1958 по 1961 Исии снял четыре фильма в стиле нуар : «Секретная зона белой линии», «Зона чёрной линии», «Зона жёлтой линии», «Сексуальная линия», для которой режиссёр организовал съёмки прямо в жилых кварталах Токио Асакуса и Гиндза . Фильм был назван «точным, остроумным и заразительным», а также «живым портретом Токийской преисподней, населённой проститутками и их клиентами, жуликами и полицией». Эта серия мало известна за пределами Японии, но она во многом определила новое направление детективного кино этой страны.
В 1961 году студия Shintoho разорилась и Исии перешёл в Toei Company , где снял криминальную комедию «Цветок, буря и банда» с набирающим популярность актёром Кэном Такакура . С этим же артистом в главной роли режиссёр в 1965 году снял фильм «Тюрьма Абасири», который станет самым большим успехом кинематографиста в 1960-х годах. Позже последует ещё 17 сиквелов этой ленты, 9 из которых снимет сам Исии. В 1968 году он приступил к съёмкам цикла «Радости пыток» (или «Наслаждение пыткой»), в котором на протяжении восьми фильмов изучает историю истязаний в Японии с древних времён. В этот же время Исии — явный поклонник писателя Эдогава Рампо , много экранизирует его детективные произведения, наполненные чрезмерной жестокостью и ужасом. Именно к лентам данного периода было впервые применено название Эрогуро , ранее употреблявшееся только относительно произведений литературы и жанра манга . Сам Исии позже вспоминал:
я зашёл максимально далеко в показе секса и насилия… мне самому было интересно, насколько смогу раздвинуть рамки приличия.
Своеобразным пиком серии стала лента 1969 года «Кошмарные уроды», снятая на основе сразу нескольких рассказов Эдогава Рампо. Картина была принята зрителями и публикой достаточно прохладно и коммерческого успеха не имела. Более того, откровенная сатира на общественно-социальные устои по соображениям политкорректности делали её неудобной для проката . По другой версии любая тема человеческой мутации в Японии после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки находилась под запретом . Руководство студии Toei приняло решение временно отстранить режиссёра от работы. Однако, полный творческих планов Исии тут же приступил к новому проекту в стиле якудза -фильм с компанией «Никкацу» — трилогии «Восставший дракон» (в международном прокате более известно название «Дружелюбный убийца»).
В 1972 году режиссёр возвращается на студию Toei, которая в это время пересматривает свою жанровую политику: набирает популярность тема боевых единоборств. Исии не считает себя специалистом в этой области, отдавая пальму первенства своим коллегам:
Фукасаку – замечательный режиссёр и прекрасный человек. Я его большой поклонник. Он пример того, как можно делать фильмы для себя и при этом добиться огромного успеха. Его подход к гангстерскому кино мне не очень близок. Якудза у Фукасаку реальны, а мои – киношные герои.
Тем не менее, в 1973 году Исии выпускает две интересные работы. «История женщины-якудза» формально является сиквелом картины «Секс и ярость» Норифуми Судзуки , но рассматривает тему мести принципиально под иным морально-нравственным углом. «Клан забывших о восьми добродетелях» — «самый безумный самурайский фильм в мировом кино» , также имел широкий успех, но самому автору был мало интересен: ставить его продолжение он отказался. Более того, вынужденный по контрактным обязательствам с Toei выпустить очередную ленту о боевых искусствах, Исии решил снять такой фильм, чтобы руководство признало его несостоятельным в -кино. Откровенное издевательство и ирония над своими «героическими» персонажами из фильма «Палач» имели обратный эффект, фильм стал хитом и имел большой коммерческий успех.
В середине 1970-х годов сформировалась новая модная тематика — кино о байкерах . Исии снял несколько картин о бандах мотоциклистов, но вспоминал о них всегда негативно. К середине 1980-х режиссёр перестаёт быть востребованным в большом кинематографе и ограничивается работой над телевизионной и видео продукцией. Неожиданное для многих возвращение состоялось в 1993 году, когда Исии выпустил фильм «Хозяин гостиницы Генсенкан». Картина завоевала несколько наград на кинофестивале в Йокогаме , включая премию режиссёру за карьерные достижения. В последние годы жизни Исии мечтаk снять гангстерскую эпопею с Кэном Такакура под названием «Однажды в Японии» . Проект реализован не был. Исии умер 12 августа 2005 года.
Практически не известный за пределами Японии ранее, в последние годы XX века Исии был «открыт» для европейского и американского кинематографа. Он принял участие в нескольких фестивалях и ретроспективных показах своих фильмов. Очень высоко о его творчестве отзывался Квентин Тарантино : «Исии — фантастический, великий режиссёр!» . Более того, многие критики утверждают, что его лента « Убить Билла » не только имеет несколько сюжетных линий, схожих с «Историей женщины-якудза», но в некоторых кадрах прямо цитирует визуальный ряд японской картины .
Лента « » (наряду с « Самураем » Жана-Пьера Мельвиля ) легли в основу картины Джона Ву « Наёмный убийца ». Сюжет «Тюрьмы Абасири» во многом основан на фильме « Не склонившие головы » Стэнли Крамера . Позже Акира Куросава несколько переделал сценарий для съёмок своего проекта в Голливуде , но из-за финансовых проблем реализовать его не сумел. Только в 1985 году Андрей Кончаловский снял на его основе фильм « Поезд-беглец » .
В фильме «Избранное Эдогавы Рампо: Ужасы обезображенного народа» Исии иногда прямо цитирует « Остров доктора Моро » Уэллса , « Уродцев » Тода Браунинга и « Шоковый коридор » Сэмюэла Фуллера :
В результате получилась безумная смесь из клинической психиатрии, мрачной стилизованной хореографии Butoh , гротескных уродств, неожиданной семейной драмы с кучей чисто японской сентиментальности, и ещё более неожиданного детектива!
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1957 | ф | Король ринга: Путь к славе | リングの王者 栄光の世界 | режиссёр |
1957 | тф | Супергигант | Super Giant | режиссёр |
1957 | ф | Дело об убийстве обнажённой актрисы | 肉体女優殺し 五人の犯罪者 / Nude Actress Murder Case: Five Criminals | режиссёр |
1958 | ф | Секретная зона белой линии | 白線秘密地帯 / White Line | режиссёр, сценарист |
1960 | ф | Зона чёрной линии | 黒線地帯 / Black Line | режиссёр, сценарист |
1960 | ф | Зона жёлтой линии | 黄線地帯 イエローライン / Yellow Line | режиссёр, сценарист |
1961 | ф | Сексуальная линия | セクシー地帯 / Sexy Line | режиссёр, сценарист |
1961 | ф | Цветок, буря и банда | 花と嵐とギャング / Flower and Storm and Gang | режиссёр |
1963 | ф | Банда одиннадцати (11 гангстеров) | 暗黒街の顔役 十一人のギャング / Boss of the Underworld: Gang of 11 | режиссёр |
1964 | ф | Банда Токио против банды Гонконга | 東京ギャング対香港ギャング / Tokyo Gang versus Hong Kong Gang | режиссёр |
1965 | ф | Тюрьма Абасири | 網走番外地 / Abashiri Prison | режиссёр, сценарист |
1968 | ф | Сёгун и три тысячи женщин (Садизм сёгуна: Радость пытки) | 徳川女刑罰史 / Shogun's Joys of Torture | режиссёр, сценарист |
1969 | ф | Оргии Эдо | 残酷異常虐待物語 元禄女系図 / Orgies of Edo | режиссёр, сценарист |
1969 | ф | Восставший дракон | 昇り竜鉄火肌 / The Friendly Killer | режиссёр |
1969 | ф |
Избранное Эдогавы Рампо: Ужасы обезображенного народа
(Кошмарные уроды, Ужасы бесформенных людей) |
江戸川乱歩全集 恐怖奇形人間 / Horrors of Malformed Men | режиссёр, сценарист |
1970 | ф | Призраки и восставший дракон (Проклятье слепой) | 怪談昇り竜 / Blind Woman's Curse | режиссёр |
1973 | ф | История женщины-якудза | やさぐれ姐御伝 総括リンチ / Female Yakuza Tale: Inquisition and Torture | режиссёр, сценарист |
1973 | ф |
Клан забывших о восьми добродетелях
(Бусидо Бохати: Путь забывших о восьми) |
ポルノ時代劇 忘八武士道 | режиссёр |
1974 | ф | Палач | 直撃! 地獄拳 / Direct Hit! Hell Fist, Executioner | режиссёр, сценарист |
1974 | ф | Палач 2: Адское каратэ | 直撃地獄拳 大逆転 / The Karate Inferno | режиссёр |
1975 | ф | Взрыв! Жестокое племя | 爆発! 暴走族 | продюсер |
1976 | ф | Взрыв! Жестокие игры | 爆発! 暴走遊戯 | режиссёр |
1993 | ф | Хозяин гостиницы Генсенкан | ゲンセンカン主人 | режиссёр |
1998 | ф | Неудачник | ねじ式 | режиссёр |
2001 | ф | Слепое чудовище против карлика-убийцы | 盲獣vs一寸法師 / Blind Beast vs. Dwarf | режиссёр, сценарист |