Гордый (эсминец, 1960)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Гордый вызов» ( яп. 誇り高き挑戦 : хокори такаки тёсэн ; англ. The Proud Challenge ) — японский чёрно-белый фильм, снятый в жанре криминального боевика режиссёром Киндзи Фукасаку и вышедший на киноэкраны в 1962 году . Практически все стилистические клише более поздних реалистических фильмов о якудза у Фукасаку присутствуют здесь: сопоставление неподвижных изображений, угол наклона, движущаяся камера… Фильм смотрится как оживлённый триллер, критикуя политическую коррупцию, лицемерие и журналистскую трусость в послевоенной Японии.
Герой картины, репортёр-коммунист Куроки, изгнан из крупной газеты во время чистки красных в 1950-е годы и теперь ведёт богемный образ жизни. Он подрабатывает в небольшой газетёнке и в поисках сенсационного материала случайно обнаруживает тайную организацию, снабжающую оружием реакционные правительства стран Азии , в том числе и антиреволюционные силы в Южной Корее . Однако, когда ему в руки попадают нити этого грязного дела, накопившееся в нём неприятие властей и Америки вдруг прорывается, и он с головой уходит в расследование. Но всех свидетелей убивают у него на глазах.
Ему удаётся установить, что этой организацией руководит некий Такаяма. Но материал, собранный журналистом, газета боится публиковать, не желая вступать в конфликт с американскими властями, с которыми связан Такаяма. Тогда Куроки решает обратиться за поддержкой к прогрессивной печати Японии, потому что бороться с врагом в одиночку нельзя.
В последнем кадре мы видим его в одиночестве стоящим перед освещённым солнцем зданием национального парламента. Неожиданно он снимает тёмные очки и устремляет яростный взгляд на этот символ истэблишмента. Его протест — уже не протест отщепенца, это сопротивление человека, который идёт навстречу судьбе с высоко поднятой головой.
Несмотря на то что разница между хорошими и плохими парнями излишне подчёркнута, её следует скорее отнести к достоинствам, чем к недостаткам фильма. Корень зла — в американской внешней политике в Азии и оказывающем слишком активную поддержку Америке японском правительстве. Герой разочарован пассивностью японских средств массовой информации; вступив в борьбу со злом один на один и потерпев поражение, он завоёвывает симпатию зрителей. Сюжет картины смахивает на дешёвый детектив, но этому можно найти объяснение в засекреченности внешней политики США. Поскольку все мы подвержены страху перед зловещими, неведомыми нам тёмными силами, манипулирующими судьбами людей, такие фильмы дают выход нашей ненависти.