Отец,
, таджик, некоторое время был
наркомом
упразднённой
Бухарской республики
, в 1937 году репрессирован. Мать
Людмила Владимировна Успенская
— русская, была профессором кафедры языкознания факультета русского языка и литературы Душанбинского Государственного педагогического института. Доктор филологических наук.
Началом своего творчества считает лирико-эпическое произведение «Смерть Амира Тимура», написанное в 1971 году.
[
источник не указан 500 дней
]
Автор 20 книг прозы и поэзии, тираж которых превысил 1 миллион экземпляров.
Широкую известность приобрели его романы о
Ходже Насреддине
, Омаре Хайяме, Иване Грозном,
Амире Тимуре
и монументальное повествование о жизни и загробных хождениях современного поэта — «Земные и небесные странствия поэта». Это сочинение было отмечено премией «
» (Англия) за «
-93».
Много и плодотворно работает в области драматургии театра и кино. Автор сценариев более 20 художественных и документальных фильмов, многие из которых отмечены наградами национальных и международных фестивалей. В том числе: «Человек уходит за птицами» (реж.
А. Хамраев
, 1974) —
МК в г. Дели
, приз «Серебряный Павлин»; «
Черная Курица, или Подземные жители
» (реж.
В. Гресь
, 1980) — Главный приз
Московского МК
; «
Миражи любви
» (реж.
Т. Океев
, 1986) — приз «Золотая Сабля» —
.
Премии «
Ника
» в 2001 году был удостоен романс на стихи Зульфикарова к
артхаусной
мелодраме «Послушай, не идёт ли дождь»
в исполнении певицы
Лины Мкртчян
, написанный композитором
Исааком Шварцем
.
Неоднократно номинировался на
Бунинскую премию
(2010, 2012, 2015, 2017) и только в 2017 году стал её лауреатом.
Основные произведения автора переведены на 12 языков мира. В разные годы о творчестве Т. Зульфикарова писали такие критики, как
Л. Анненский
,
В. Бондаренко
, А. Геворкян, В. Коркин, В. Плетнер и другие. Были опубликованы более ста рецензий и эссе о его творчестве в крупных газетах и журналах.
Творчество 3ульфикарова в русской литературе XX века уникально даже по языку: это ритмическая, полная созвучий проза, богатая
анафорами
,
аллитерациями
, постоянными мотивами и другими формами художественных повторов, стилизованная под старину и в
лексике
, и в
синтаксисе
. Обращения к персонажам, размышления и монологи переплетаются с изложением трагического, скупо намеченного действия. В повествованиях о тиранах, например, о
Тимуре
в Средней Азии или
Иване Грозном
в средневековой России он не ставит своей целью восстановление исторического прошлого, а показывает, — интуитивно воссоздавая атмосферу прошлых эпох, — самое главное, причём это всегда религиозно обосновано, будь то ислам или христианство. <…> Ключевую роль в мировоззрении 3ульфикарова играет страдание: мудрец берет его на себя из любви к людям, царь-тиран, напротив, отрицает страдание и навязывает его другим. В экстатическом 3ульфикаров видит идеал слияния формы и содержания: его язык вызывает целый звуковой мир, передаёт духовную суть также и через
бессознательное
, его персонажи — и мудрецы, и тираны — понимают мир экстатически, целостно, не только разумом.
Был женат на Людмиле Климентьевне Минц (1935—2009), дочери режиссёра
Климентия Минца
(режиссёра картины «
12 могил Ходжи Насреддина
» по сценарию Тимура Зульфикарова). Дочь — Василиса Тимуровна Зульфикарова (род. 1967).
Библиография
Издания
«Поэмы странствий» —
М.
:
Молодая гвардия
, 1980. — 480 с. — 100 000 экз.
«Две легенды о любви» —
Душанбе
: Ирфон, 1980. — 204 с.
«Мудрецы, цари, поэты» —
М.
: Известия, 1983. — 432 с. — 265 000 экз. (Библиотека «Дружбы народов»)
«Первая любовь Ходжи Насреддина», Душанбе: Маориф, 1985. — 160 с. — 50 000 экз.
«Охота царя Бахрам-Гура Сасанида» поэмы, стихотворения. — Душанбе: Ирфон, 1986. — 384 с. — 25 000 экз.
«Возвращение Ходжи Насреддина» — Илл. А. Гангалюк. — Душанбе: Маориф, 1987. — 480 с. — 50 000 экз.
«Первая любовь Ходжи Насреддина» —
М.
: Советский писатель, 1989. — 704 с. — 100 000 экз.
ISBN 5-265-00895-0
«Земные и небесные странствия поэта» —
М.
:
Молодая гвардия
, 1990. — 446 с. — 65 000 экз. (Премия «Коллетс», 1993 г.)
«Любовь, мудрость, смерть дервиша» — Душанбе: Адиб, 1990. — 528 с. — 35 000 экз.
ISBN 5-8362-0218-4
«Лазоревый странник на золотой дороге» (Песнопения Руси и Азии): Стихотворения, поэмы, притчи. 1962—1988. — Предислов.
В. Личутин
. Худож. В. Котанов. —
М.
:
Современник
, 1991. — 382 с.; ил. —
ISBN 5-270-00932-3
«Избранное» —
М.
: Терра, 1992. — 752 с.: ил. — (Литература). — 10 000 экз.
ISBN 5-85255-108-X
«Книга смерти Амира Тимура» —
Минск
: Белади, 1998. — 192 с.
«Алый цыган» —
М.
: Московский писатель, 1999. — 424 с.
«Суфийский Декамерон» —
М.
: Русь, 2000. — 18 с.
«Лазоревый странник (Песнопения Руси и Азии)» —
М.
: Молодая гвардия, 2002. — 543 с. — 2000 экз. (Библиотека лирической поэзии «Золотой жираф»)
ISBN 5-235-02513-X
«Камень апокалипсиса» —
М.
: Хроникёр, 2003. — 432 с.
2019
— Лауреат Межгосударственной премии СНГ «Звёзды Содружества».
Цитата
Теперь всякий графоман, всякий бездарный человек может нацарапать своё тленное имя на вечной Пирамиде Культуры…
В этом смысле Нобелевская премия была ориентиром, маяком для Подлинных мастеров и искушённых читателей.
Но сейчас дошло до того, что Премию получили певец Боб Дилан, репортёр – журналист Светлана Алексиевич, явная поэтическая графоманка Ольга Токарчук, не имеющие никакого отношения к тому высокому идеализму, о котором говорил основоположник Премии Альфред Нобель.
—
Тимур Зульфикаров
Ссылки
(неопр.)
. Дата обращения: 23 июня 2014.
9 апреля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 марта 2023.
17 марта 2023 года.
(неопр.)
.
cis.minsk.by
. Дата обращения: 23 декабря 2022.
22 декабря 2022 года.
(недоступная ссылка)
(неопр.)
. Дата обращения: 22 апреля 2011.
6 мая 2022 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 15 декабря 2017.
16 декабря 2017 года.
(неопр.)
.
Справки
. РИА «Новости» (13 мая 2013). Дата обращения: 15 октября 2015.
18 ноября 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 марта 2023.
17 марта 2023 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 18 марта 2023.
18 марта 2023 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 марта 2023.
17 марта 2023 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 27 августа 2023.
17 марта 2023 года.
= Lexikon der russischen Literatur ab 1917 /
В. Казак
; [пер. с нем.]. —
М.
: РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. —
5000 экз.
—
ISBN 5-8334-0019-8
.