Interested Article - Ману-смрити
![](/images/007/809/7809838/1.jpg?rand=268221)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/3a2e8986d4c2bc69a82effbe87e86757.jpg)
- 2020-03-10
- 1
« Ма́ну-смри́ти » ( санскр. मनुस्मृति , IAST : manusmṛti ), также известна как « Ману-самхи́та », « Манава-дхармашастра » ( санскр. मानवधर्मशास्त्र ) и « Законы Ману » — древнеиндийский сборник права: религиозно-нравственных и правовых предписаний, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману . Является одной из девятнадцати дхарма-шастр , которые входят в литературу смрити . Дхармашастры находятся в каноне текстов только Смарта Сампрадаи .
Датирование текста
Датирование текста является важным для науки, так как, по мнению учёных, «Ману-смрити» была написана в период, когда влияние брахманов было под угрозой неведических движений , после распада империй Маурьев и Шунга сложился период социальной нестабильности . Однако брахманизм не является «ведическим». Таким образом, по мнению учёных, «Ману-смрити» и другие Дхарма-шастры были реакцией брахманов на эти угрозы .
В науке утвердилась точка зрения Георга Бюлера , что «Ману-смрити» в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II веке до н. э. — II веке н. э. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав наиболее древними считаются II—VI главы, однако в них также встречаются стихи, которые являются позднейшими добавлениями. Пандуранг Ваман Кане ограничивал датировку периодом с II века до н. э. до I века н. э. К. П. Джаясвала указывает ещё более точную дату: 150—120 годы до н. э.
Изучение и критика
Законы Ману являются важным социологическим, политическим и историческим памятником древнеиндийской литературы. Он также является предметом критики со стороны многих [ каких? ] современных исследователей. Большая часть критики связана с неизвестностью уровня влияния «Ману-смрити» на индийское общество того времени, также происходят споры по поводу того, насколько изменился оригинальный текст после дальнейших интерпретаций.
Приводится ряд доказательств о том, что «Ману-смрити» не имел сильного влияния на общество своего времени. Так, например, « Бхагавад-гита » противоречит многим положениям «Ману-смрити», включая закрепление варны за человеком при рождении. В Северной и Южной Индии традиционными религиями были вайшнавизм и шиваизм , в то время как Законы Ману не были широко распространены.
В 300 году до н. э. Мегасфен описывал, что люди в регионе Матхуры поклонялись Гераклу (которого принято отождествлять с Кришной ). Автор « Артха-шастры » Чанакья не упоминает о каких-либо законах, закрепившихся в обществе.
В средние века Законы Ману были неоднократно переписаны и откомментированы индийскими авторами, что говорит о большом значении, которое им придавалось. До наших дней дошли комментарии Медхатитхи (IX век), Говиндараджи (XII—XIII века), Нараяны (XIV век), Куллюкабхатты (XV век), Рагхавананды (XVII—XVIII века), Нанданы и Рамачандры (XVIII век), а также анонимный кашмирский комментарий, по-видимому, довольно поздний . Естественно, что авторы данных комментариев проживали в отличных от времени составления Законов Ману общественных условиях, что не могло не влиять на их творчество, поэтому мнения различных индийских авторов при толковании отдельных стихов сильно расходятся.
![](/images/007/809/7809838/2.jpg?rand=599036)
Первый перевод Законов Ману на английский язык был издан в 1794 году основателем европейской индологии сэром Уильямом Джонсом . Британская администрация поддерживала интерес к "Дхарма-шастрам", которые она считала кодексами законов . Однако согласно Авари многие индийцы не знали о существовании этого свода "законов" и его "абсолютизация" произошла лишь в девятнадцатом веке в связи с деятельностью таких индийских универсалистов как общество "Брахма-самадж" и др.:
Подавляющее большинство индийцев в своей истории никогда не следовали или благосклонно относились к данному тексту; он стал известен миру через перевод, сделанный в конце восемнадцатого века сэром Уильямом Джонсом, который ошибочно преувеличивал их древность и значение. Сейчас многие его идеи популяризованы индийскими универсалистами в качестве золотых норм классического индийского закона. Однако они преданы анафеме современными мыслителями и особенно феминистами .
После Уильяма Джонса Законы Ману неоднократно переводились полностью или частично на европейские языки и на некоторые языки Индии. Среди наиболее качественных переводов — английский перевод Г. Бюлера, а также А. К. Бернелла и Э. У. Хопкинса . Первое русское издание Законов Ману было напечатано в 1913 году в Петербурге в переводе С. Д. Эльмановича, однако уже в то время русские санскритологи считали его неудовлетворительным в связи с некоторыми серьёзными ошибками.
Сурендра Кумар, который насчитывал 2 685 стихов в «Ману-смрити», считал, что 1 214 из них являются аутентичными, а оставшиеся 1 471 были добавлены позднее . Считается, что стихи, относящиеся к критике шудр и женщин были добавлены позднее, но не позднее Ади Шанкары (VII—VIII века).
В своей книге «Революция и контрреволюция в Индии» ( «Revolution and Counter-Revolution in India» ) лидер далитов Бхимрао Рамджи Амбедкар утверждает, что «Ману-смрити» был написан мудрецом Махариши Бхригу во времена Пушьямитры Шунги в связи с социальным давлением набирающего рост буддизма . Однако историк считает, что эти выпады носят вымышленный характер и приводит археологические доказательства в свою поддержку .
Однако не все учёные сходятся на том, что Законы Ману не являлись авторитетным источником права. К примеру, аутентичность и авторитетность «Ману-смрити» признавали такие мистики, философы и основатели "нео-религиозных движений" как Бхактиведанта Свами Прабхупада , Анни Безант , Пётр Успенский , и Сарвепалли Радхакришнан .
Структура текста
«Ману-смрити» написана на санскрите , «современная» редакция содержит 2685 стихов ( шлок ), которые разбиты на 12 глав:
- I глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий ( варн ), человеческого общества;
- II — правила жизни в период обучения;
- III - IV — правила жизни семьянина-домохозяина;
- V — некоторые религиозные нормы;
- VI — правила жизни отшельника;
- VII — наставления об обязанностях царя и управлении государством;
- VIII — наставления о судопроизводстве и юридической практике;
- IX - X посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;
- XI — предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;
- XII — описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.
«Ману-смрити» как кодекс правил
Социальное устройство
«Ману-смрити» выделяет четыре варны : брахманы , кшатрии , вайшьи и шудры . Согласно ему вайшьев следовало побуждать к занятию торговлей, ростовщичеством, скотоводством и земледелием, а шудр — к услужению « дваждырождённым » . Также в «Ману-смрити» упоминаются лица, «презренные даже для отверженных» .
Также указаны семь случаев, при которых человек становился рабом ( даса ) — военнопленный ( дхваджарта ), за содержание ( бхактадаса ), рождённый в доме ( грихаджа ), купленный ( крита ), подаренный ( датрирна ), доставшийся по наследству ( пайтрика ) и в силу наказания ( дандадаса ) . Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными . Дети рабыни считались собственностью хозяина .
Оружие могли носить только кшатрии, другие «дваждырождённые» могли браться за оружие только когда для них «наступает время бедствий» . Войны были важным источником процветания государства. Почитался царь — мужественный воин, который добывал силой то, чего он не имел .
«ЗМ, VII, 101. То, что он не имеет, пусть старается [приобрести] силой ( danda ), приобретенное-охраняет заботливо, сохраненное — приумножает
приращением, приумноженное — вручает достойным получать [дары]»
« Данда-нити » в переводе с санскрита означает « справедливое правление », это знания, с помощью которых царь управлял государством
Царю переходила бо́льшая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат . Армия выполняла также функции охраны государственного порядка, для чего воинские отряды помещались среди «двух, трёх, пяти, а также сотен деревень» .
Главной задачей царя являлась охрана его подданных , за что он имел право назначить им налог ( бали ) , однако он должен был быть умерен в его сборах . Также ему вверялось осуществление правосудия с помощью опытных брахманов , он являлся опекуном всех малолетних, больных, вдов . Царю предписывалось почитать брахманов, знающих Веды и поступать по их совету . Царь также назначал ряд должностных лиц и контролировал их деятельность .
Для каждой деревни царю следовало назначить старосту, для десяти, двадцати, ста и тысячи деревень — управителя .
В качестве судебной инстанции выступал суд, в который входили царь вместе с брахманами и опытными советниками либо назначенный царём брахман, «окружённый тремя судьями» . Толковать нормы права в суде мог только брахман, в крайнем случае кшатрия или вайшья .
Существовало 18 поводов ( пада ) судебного разбирательства: неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в торговом или ином объединении, неотдача данного, неуплата жалования, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом, споры о границе (земельных участков), клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие, прелюбодеяние, брачные отношения, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад .
Большое внимание уделяется свидетельским показаниям в суде. Свидетель должен был являться равным по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой он дает показания. Только в случае тяжких преступлений (воровство, насилие и пр.) свидетели не проверялись слишком тщательно на предмет надёжности. При отсутствии надлежащих свидетелей разрешалось принимать свидетельства ребёнка, старика, ученика (в отношении учителя), родственника, раба и женщины .
Имущественные отношения
В «Ману-смрити» говорится о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность . Данный срок составлял 10 лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад . Существовало семь законных способов приобретения имущества: путём передачи вещи по наследству, получения её в дар, покупки, завоевания, ростовщичества , исполнения работы, а также получения милостыни . Первые три способа были доступны для всех варн, четвёртый — только для кшатриев, пятый и шестой — для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов.
Недействительными считались те сделки, которые были совершены путём обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также рабом, стариком, ребёнком .
Наёмный труд был неприемлем для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать . Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу . Даже в случае его болезни наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена .
Семейные отношения
Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в Законах Ману посвящены в основном главы III и IX.
В них выделяется восемь форм брака ( виваха ), которые были распространены в Индии . Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху) , дайву (вручение дочери жрецу , когда он исполняет обряд ) , аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму») . Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты) , гандхарву (добровольный союз жениха и невесты, мог совершаться без согласия родителей; разновидность — сваямвара («собственный выбор»)) , ракшасу ( похищение невесты ) и самый худший вид — пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной) . Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось . Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна .
Браки между различными варнами не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена. Однако их дети были неравны в своих правах на наследство, к примеру, сын шудрянки и дваждырождённого не имел права на наследство, кроме того, что давал ему отец .
Женщина согласно «Ману-смрити» должна была всю жизнь находиться под защитой мужчины (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости) . Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребёнка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически . Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом , однако даже проданная жена не освобождалась от мужа . В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно» .
Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека .
Преступления и наказания
Великими грехами ( махапатака ) согласно «Ману-смрити» являлись убийство брахмана, пьянство, кража , прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником . Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Однако такой великий грех , как сообщество с великим грешником не был отнесен к числу преступлений .
От наказания освобождался убийца, если он защищал себя при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребёнок, престарелый или даже брахман, весьма учёный в Ведах . Также грехом не являлось «убийство убийцы» .
Наказание зависело от варны наказуемого. Например, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф , но за такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание — отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию .
Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет» , к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе» . Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни . Однако проституция жены с согласия мужа не наказывалась . Лишение чести девушки против её воли влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев в случае, если преступник был не равен по положению с потерпевшей. Равный по положению был обязан выплатить крупный штраф . Неверная жена должна была подвергнуться затравливанию собаками, а её сожитель — сожжению на раскалённом железном ложе . За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины .
«Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не являлись преступлением . Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением половины ноги .
Царю предписывается использование следующих видов наказаний: заточение ( ниродхана ), заковывание в цепи ( бандха ) и различные виды телесных наказаний ( вадха ). К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором.
Примечания
- ↑ См.: Avari, p. 142.
- . Part 5, Chapter 5.
- . Part 15, Chapter 2.
- См.: Hopkins, p. 74; Thapar, p. 261.
- См.: Kulke and Rothermund, p. 85.
- См.: Hopkins, pp. 74, 84.
- The laws of Manu, transl. by G. Buhler, Oxford, 1866, p. XVIIIXLV (« », vol. XXV).
- P. V. Kane, History of dharmasastra, vol. I—V, Poona, 1930—1956; vol. 1, 1930, p. 79-85.
- К. P. Jayasvala, Manu and Yajnavalkya, Calcutta, 1930, p. 46-49.
- Все эти комментарии (кроме кашмирского) были собраны в издании: Manavadharmasustram (Institutes of Manu). With the commentaries of Medhatithi, Sarvajuanarayana, Kulluka, Raghavananda, Nandana and Ramachandra and Appendix. Ed. by V. N. Mandlik, vol. 1-3, Bombay, 1886.
- См.: Flood (1996), p. 56.
- См.: Thapar (2002), pp. 2-3.
- The Ordinances of Manu, transi. A. C. Burnell and Е. W. Hopkins, London, 1884.
- Surendra Kumar, Vishuddha Manusmriti , (Arsh Sahitya Prachar Trust, Delhi, Fourth Edition), p. 5.
- Romila Thapar, Asoka and the Decline of the Mauryas, Oxford University Press (1960) p. 200.
- ЗМ, VIII, 410. Законы Ману согласно редакции Законы Ману - Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г.Ф.Ильиным. — Москва: Наука, 1992. Римскими цифрами указаны главы, арабскими — шлоки
- ЗМ, X, 39
- ЗМ, VIII, 415
- ЗМ, VIII, 163
- ↑ ЗМ, IX, 48-55
- ЗМ, VIII, 348
- ЗМ, VII, 101
- ЗМ, VII, 101 от 5 сентября 2012 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 14 ноября 2012. 5 марта 2016 года.
- ЗМ, VII, 97
- ЗМ, VII, 114
- ЗМ, VII, 2-3
- ЗМ, VII, 80
- ЗМ, VII, 128—129
- ЗМ, VIII, 1, 10
- ЗМ, VIII, 27-28
- ЗМ, VII, 37
- ЗМ, VII, 54-63, 81 и др.
- ЗМ, VII, 115
- ЗМ, VIII, 1-10
- ЗМ, VIII, 1-2, 9-10
- ЗМ, VIII, 4-7
- ЗМ, VIII, 63-72
- ЗМ, VIII, 149—149
- ЗМ, Х, 115
- ЗМ, VIII, 163—165
- ЗМ, IV, 4
- ЗМ, VIII, 215
- ЗМ, VIII, 217
- ↑ С. Пахомов. Индия. Общественные ценности в индийской культуре. Брак и семья // Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч.2. Культуры мира / Глав. ред. Е. Ананьева; вед. ред. М. Боярский. — Москва: Аванта+ , 2004. — С. 141—145. — 640 с. — ISBN 5-94623-079-4 . — ISBN 5-94623-001-8 .
- ЗМ, III, 27
- ЗМ, III, 28
- ЗМ, III, 29
- ЗМ, III, 30
- ЗМ, III, 31
- ЗМ, III, 32
- ЗМ, III, 33
- ЗМ, III, 34
- ЗМ, IX, 88
- ЗМ, IX, 80
- ЗМ, IX, 155
- ЗМ, IX, 2-3
- ЗМ, XI, 69
- ЗМ, IX, 46
- ЗМ, IX, 81
- ЗМ, IX, 59-65
- ЗМ, XI, 55
- ЗМ, IX, 235
- ЗМ, VIII, 349—351
- ЗМ, VIII, 270—280
- ЗМ, VIII, 352
- ЗМ, VIII, 357
- ЗМ, VIII, 359
- ЗМ, VIII, 362
- ЗМ, VIII, 364—367
- ЗМ, VIII, 371—372
- ЗМ, VIII, 374—379
- ЗМ, VIII, 339, 341
- ЗМ, VIII, 323-24
Литература
- на русском языке
- Булич С. К. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- / Перевод , проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным . — М. : Наука , 1992. от 3 апреля 2018 на Wayback Machine
- на других языках
- Flood, Gavin (1996), An Introduction to Hinduism , Cambridge: Cambridge University Press , ISBN 0-521-43878-0
- Hopkins, Thomas J. The Hindu Religious Tradition (неопр.) . — Belmont, California: , 1971.
- Keay, John. India: A History (неопр.) . — New York: ISBN 0-8021-3797-0 . , 2000. —
- Kulke, Hermann; Rothermund, Dietmar. A History of India (неопр.) . — New York: Barnes & Noble, 1986. — ISBN 0-88029-577-5 .
- Olivelle, Patrick. Manu's Code of Law: A Critical Edition and Translation of the Mānava-Dharmaśāstra (англ.) . — Oxford: Oxford University Press , 2005. — ISBN 0-195-17146-2 .
- Koenraad Elst: Manu as a Weapon against Egalitarianism. Nietzsche and Hindu Political Philosophy, in: Siemens, Herman W. / Roodt, Vasti (Hg.): Nietzsche, Power and Politics. Rethinking Nietzsche’s Legacy for Political Thought, Berlin / New York 2008, 543—582.
- University of California Press , 2002. — ISBN 0-520-24225-4 . Early India: From the Origins to AD 1300 (неопр.) . — Berkeley, California:
- Translation by G. Bühler. Sacred Books of the East: The Laws of Manus (Vol. XXV) (англ.) . — Oxford, 1886. Available online as
Ссылки
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/3a2e8986d4c2bc69a82effbe87e86757.jpg)
- 2020-03-10
- 1