Латентная гомосексуальность
- 1 year ago
- 0
- 0
Отношение к гомосексуальности в буддизме варьируется от традиции, школы и даже конкретного учителя — от игнорирования вопроса в целом до определения гомосексуальности как неправильного сексуального поведения . Гомосексуальное половое поведение запрещено для монахов в Винае наравне с гетеросексуальным поведением.
Буддизм Тхеравады наиболее распространён в странах Юго-Восточной Азии и претендует на обладание оригинальными учениями буддизма. В этой традиции различают только два образа жизни: жизнь монаха и жизнь мирянина.
От буддийских монахов ожидают, что они должны жить жизнью безбрачия, то есть отречься от любой разновидности сексуальных контактов . В своде правил Винаи присутствует предписание, направленное против тех, кто открыто выражает свои гендерные проявления или любые сексуальные желания, включая гомосексуальные .
От мирян ожидают того, что они будут придерживаться Пяти предписаний буддизма. Третье предписание указывает, что человек должен воздерживаться от распущенности и дурного сексуального поведения. Под дурным сексуальным поведением традиционно понимают такие действия, как принудительный секс, сексуальное домогательство, растление малолетних и супружеские измены. Поскольку гомосексуальность явно не упомянута ни в одном из высказываний Будды, записанных в Палийских Канонах ( Трипитаке ), большинство интерпретаторов считает, что гомосексуальность должна оцениваться так же, как и гетеросексуальность .
Несмотря на все это, в реальной жизни буддистские страны Тхеравады не столь открыты для гомосексуальной практики. Это непосредственно связано с культурными нормами, а также понятием кармы, вера в которую ещё сильна в таких странах как Таиланд и Лаос . С этой точки зрения особенности человека и препятствия на его жизненном пути — результат проступков или благодеяний прошлой жизни. Гомосексуальность и другие альтернативные формы сексуальности часто характеризуются как кармические последствия за дурное гетеросексуальное поведение в прошлой жизни.
В канонической Лотосовой сутре , лежащей в основе доктрин буддийских школ Нитирэн и Тэндай , бодхисаттве запрещается водить дружбу и сближаться с «пятью видами немужчин», в перечень которых пассивные и активные гомосексуалы входят наряду с евнухами , гермафродитами и импотентами .
Один из основателей традиции кагью Гампопа ( XII век ), основываясь на хинаянских писаниях III века авторства Васубандху , писал, что оральный и анальный секс как с мужчиной, так и с женщиной — это нарушение обета пратимокши , касающегося прелюбодеяния. Лонгченпа , — одна из ключевых фигур традиции ньингма , — цитируя индийского наставника Асангу , уточняет, что к неправильным объектам соития относятся также и собственные руки .
Последующие тибетские наставники всех четырёх школ полностью заимствовали эти предписания, однако , один из основателей школы друкпа , одного из ответвлений традиции кагью , в одном из своих сочинений неожиданно положительно оценивает пандаков (тиб. ma ning — «бесполых» или «лишённых половых органов») на том основании, что они занимают «срединную позицию», сбалансированное положение между мужественностью и женственностью, описывая их как « находящихся между мужским выдохом и женским вдохом » и сравнивая со « сбалансированным центральным каналом, в противоположность слишком напряжённому мужскому каналу и слишком расслабленному женскому » .
Далай-лама Тендзин Гьяцо , неоднократно касавшийся этого вопроса в своих книгах и интервью, полностью поддерживает традиционную оценку гомосексуального секса, придерживаясь того взгляда, согласно которым любые типы сексуального соития, отличные от естественного порядка « пенис - вагина », будь то анальный, оральный секс или же мастурбация, ведут к неблагим последствиям: « Даже если вы делаете это с собственной женой, через её рот или любое другое отверстие, это — неблагое сексуальное поведение. Использовать при этом собственную руку — тоже будет неверным сексуальным поведением » .
В 1994 году в интервью журналу для геев «Out», отвечая на вопросы о гомосексуальности, Далай-лама высказал мнение: " Если меня спросят, нормальна гомосексуальность или же нет, я прежде переспрошу: «А что об этом думает ваш партнёр?» Если вы оба согласны, тогда, думаю, я отвечу: «Если двое мужчин или женщин добровольно вступают в отношения с целью доставить друг другу удовольствие, и при этом не вредят другим, тогда всё в порядке » . [ уточнить ] Однако в своей книге «Beyond Dogma», изданной в 1996 году , он поясняет: « Сексуальный акт признаётся подобающим, если используются лишь предназначенные для него органы, и ничего большe… гомосексуальность, женская ли, мужская ли, сама по себе не плоха. Плохо то, что при этом в сексе используются органы, заведомо обозначенные как неподобающие » .
При этом Далай-лама уточняет, что даже гомосексуальный секс неприемлем не вообще, а лишь для последователей буддизма : «Это — часть того явления, что мы, буддисты, зовём неблагодетельным сексуальным поведением. Органы, созданные для воспроизводства потомства, мужской и женский — вот что должно использоваться, а всё, что отклоняется от этой нормы, с буддийской точки зрения неприемлемо» , при этом гетеросексуальный нерепродуктивный секс полностью приемлем. Далай-лама отмечает, что принципиальный момент здесь — это точка зрения, буддийская или небуддийская: « С буддийской точки зрения, секс мужчины с мужчиной или женщины с женщиной как правило признаётся неподобающим. Но с точки зрения общества добровольные, основанные на взаимном согласии гомосексуальные отношения могут быть взаимовыгодны, радостны и безвредны » .
Разъясняя эти темы, Далай-лама постоянно опирается на тексты Васубандху, Асанги и Ашвагхоши , а также объясняет интересующимся ЛГБТ -группам, что он не правомочен самостоятельно переписывать и переустанавливать нормы Винаи , и это в состоянии сделать лишь собрание старейшин из всех буддийских традиций .
Известный американский буддолог и переводчик А. Берзин полагает, что некоторые буддийские тексты, рассматривающие гомосексуальные акты как недолжные, исходят из логики порицания сексуальных излишеств: « Если у гетеросексуального мужчины уже есть партнер, и мужчина в этой ситуации, руководимый навязчивым желанием и неудовлетворенностью, начинает экспериментировать и занимается сексом не только со всеми типами женщин, которые находятся под защитой или которые являются партнерами другого мужчины, но также с мужчинами и коровами, и кто знает, с кем еще, тогда это, очевидно, разрушительно ». Берзин отмечает, что данные тексты «были написаны с позиции гетеросексуального мужчины», и что «мы также можем по-другому посмотреть на систему в целом, говоря о том, что было бы разрушительным и созидательным сексуальным поведением для гомосексуального мужчины или женщины, а также для бисексуалов. Потому что занятие сексом с чужим партнером было бы также разрушительным и для этих людей. Похоже, что в духе буддийских учений было бы сделать вывод, что любое этическое предписание нужно формулировать для каждой из возможных групп, к которой оно может относиться» .