Сол Гудман
- 1 year ago
- 0
- 0
Сол Басс ( англ. Saul Bass ; 8 мая 1920 — 25 апреля 1996 ) — американский графический дизайнер , киноплакатист который за 40 лет своей карьеры поработал с такими режиссёрами, как Альфред Хичкок , Отто Премингер , Стэнли Кубрик , Мартин Скорсезе .
Среди его наиболее известных работ — легендарная вступительная заставка в фильме «Головокружение» , а также титры к лентам « Вестсайдская история », « К северу через северо-запад » и « Психо ».
Сол Басс родился 8 мая 1920 года в Бронксе , Нью-Йорк. Закончив старшую школу Джеймса Монро, начал учиться в манхэттенской школе искусств Art Students League , пока не стал посещать классы Дьёрдя Кепеша ( венг. György Kepes ) при Бруклинском колледже. Сол работал в голливудской типографии, делая рекламу к фильмам, пока не начал сотрудничество с кинорежиссёром Отто Премингером в разработке плаката к его музыкальной драме 1954 года . Премингер был настолько впечатлён работой Басса, что попросил его сделать вступительную заставку для фильма . И тогда Басс впервые задумался над тем, что можно создать нечто большее, чем простые вступительные титры, чтобы не просто удивить аудиторию, но и внести вклад в общее настроение и тему фильма в самом начале просмотра. Сол одним из первых понял креативный потенциал опенинга и финальных вставок .
Басс стал широко известен благодаря вступительной заставке к драме Премингера « Человек с золотой рукой » 1955 года . По сюжету фильма джазовый музыкант мечтает начать новую жизнь и начинает борьбу со своей наркозависимостью, которая в середине 1950-х гг. была настоящим табу. Сол решил создать спорный опенинг, потому что тема фильма сама по себе была спорной. В качестве центрального образа он выбрал руку — на чёрной бумаге вырезалась рука наркомана; как и ожидал Басс, это произвело настоящую сенсацию .
Для Альфреда Хичкока Басс создал незабываемые заставки, используя кинетическую типографику, для фильмов « К северу через северо-запад », «Головокружение» и « Психо ». Именно эти революционные работы и сделали Сола почитаемым графическим дизайнером.
Басс трудился в своей сфере 40 лет, используя разнообразную технику: от примитивно-плоской в « Анатомии убийства » до совмещения игры живых актёров и мультипликации. К концу своей карьеры Сол Басс работал с Джеймсом Бруксом и Мартином Скорсезе . Для Скорсезе Басс (в сотрудничестве со своей супругой Элаин), создал заставки к фильмам: « Славные парни » (1990), « Мыс страха » (1991), « Эпоха невинности » (1993) и « Казино » (1995, его последний опенинг). В поздних работах с Мартином Скорсезе он отошёл от «оптических образов» и перешёл к компьютерным технологиям. По словам режиссёра, Басс сумел превратить титры в вид искусства, пойдя по этому пути дальше своих предшественников, а в некоторых случаях у него получались своеобразные «мини-фильмы внутри фильма»: «Его движущиеся графические композиции служат фильму прологом — задают тон, создают настроение и намекают на предстоящие действия» .
В 1964 году Басс выступил режиссёром короткометражки «Ищущий глаз» ( англ. The Searching Eye ), после чего смонтировал фильм Джона Франкенхаймера « Большой приз » и сделал короткий документальный фильм « ». Наконец, в 1974 году Сол снял свой единственный полнометражный фильм « Фаза 4 » ( англ. Phase IV ) .
Некоторые логотипы, созданные при участии Басса, стали хорошо узнаваемы в Северной Америке. Среди них логотип корпорации AT&T (1969 и 1983), авиакомпании Continental Airlines (1968), Dixie (1969) и United Airlines (1974).
Некоторые компании, для которых Солом Бассом были созданы логотипы:
|
|
Сол Басс занимался художественным оформлением фильмов крупнейших англоязычных режиссёров середины века — Отто Премингера , Альфреда Хичкока , Билли Уайлдера и Стэнли Кубрика . Его последние заготовки предназначались для фильма Стивена Спилберга « Список Шиндлера », но не были использованы режиссёром. Деятельность Басса в этой области, вдохновившая многих других дизайнеров, продолжалась около пятидесяти лет.