Спираль
- 1 year ago
- 0
- 0
« Спираль » ( яп. らせん Расэн ) — роман Кодзи Судзуки , сиквел романа Звонок . Вышел в 1995 г. Хотя роман и получил меньшую популярность чем Звонок , он дважды был экранизирован .
Патологоанатом Мицуо Андо, потерявший сына, делает вскрытие своего знакомого Рюдзи Такаямы. На вскрытие приходит Май Такано, которая и нашла его тело. Она рассказывает Андо о расследовании, которое вёл Рюдзи со своим школьным другом Кадзуюки Асакавой. Май и Андо договариваются встретиться ещё раз и обсудить подробности.
Андо начинает расследование смерти Рюдзи и выясняет, что жена и дочь Асакавы погибли, а он сам впал в кому. В расследовании Андо помогает его коллега Миясита. Май находит в вещах Рюдзи кассету и смотрит её у себя, после чего ей становится плохо и она падает на пол без сознания. На встречу с Андо она не приходит. Андо приходит в её квартиру, но её там нет, хотя Андо чувствует, что в квартире кто-то находится.
Андо находит в крови Рюдзи странные хромосомы и предполагает, что это оставленный ему шифр, и пытается его разгадать. Он приходит к брату Асакавы, и тот отдаёт ему записи расследования от Асакавы. Андо читает их и узнаёт всё о расследовании. Андо считает, что записи — это новый способ передачи вируса Садако, и теперь он сам умрёт через неделю. Ему удаётся расшифровать шифр в крови Рюдзи. Это слово « мутация ». Андо решает, что это означает перевоплощение вируса в новую форму, то есть записи Асакавы. Также он узнаёт, что брат Асакавы собирается опубликовать записи, и вирусом заразятся все, кто их прочтёт. А Асакава умирает в больнице. Андо с Мияситой изучают вирус в погибших от кассеты и называют его RING-вирус.
Через неделю после пропажи Май Такано её тело находят в вентиляционной шахте на крыше здания. Андо выясняет, что прямо перед смертью она родила, хотя неделю назад на вскрытии Рюдзи у неё не было живота. Ребёнка Май так и не нашли. Андо поднимается к месту её смерти и знакомится там с Масако , которая представляется сестрой Май. Андо проводит с ней ночь. Тем временем Миясита отправляется в театральную школу, где училась Садако. Он достаёт её фотографию и посылает Андо. Андо получает её и узнает на ней Масако, находящуюся в другой комнате. Андо убегает из дома и бежит к Миясите.
Вместе они возвращаются к Андо, но Садако/Масако уже нет. Она оставила Андо письмо. В письме она разъясняла, как из-за того, что вирус мутировал, он не убил Май, а оплодотворил её Садако. Садако подчинила себе разум Май и отправилась на крышу, чтобы Май её там через неделю родила. Следующую неделю она пряталась в квартире Май, пока не доросла до возраста, в котором она умерла. Когда Андо приходил к Май, младенец Садако был там, но он её не заметил. Садако планирует, что через опубликованные записи Асакавы все женщины оплодотворятся ей так же, как Май, и все возродившиеся Садако заселят мир. Она просит Андо не мешать её планам, или она приведёт вирус в его крови в действие, и он умрёт, взамен на одну услугу, Садако поможет вернуть к жизни сына Андо. Андо понимает, что Садако не смогла всё это делать в одиночку, и они с Мияситой приходят к выводу, что Рюдзи Такаяма после смерти объединился с Садако, и зашифровал код в своей крови специально, чтоб Андо занялся этим расследованием. Андо соглашается на предложение Садако. Она возвращает ему сына, а он помогает воскресить Рюдзи.
Три месяца спустя Андо с сыном сидят на пляже. К ним приходит Рюдзи. Он объясняет Андо, что считает, что заселение всего мира Садако — это всего лишь новый виток эволюции, и в этом нет ничего плохого. Также Рюдзи добавляет, что по книге брата Асакавы делают фильм, значит вирус будет распространяться намного быстрее. Андо собирается уехать с сыном на далёкий остров, где нет ни книг, ни телевизоров, и вирусу Садако туда не добраться. Рюдзи прощается с Андо и уходит дальше помогать Садако. А Андо заходит с сыном в море, так как он из-за своей смерти в воде боится её. Андо понимает, что выбрав сына, а не спасение мира, он не ошибся.
Слово Спираль вскользь упоминается в романе: если путём копирования остановить смертоносный эффект в теле, то из изначальной формы кольца он принимает вид спирали. Однако, при сюжете романа, спираль может означать систему действия эволюции . Также, автор Кодзи Судзуки в интервью заявил, что одно из значений названия — двойная спираль ДНК . Значит, название романа является игрой слов , также как кольцо .
Роман получил в основном положительные отзывы. Многие читатели и критики ругали роман за слишком большое количество научных пояснений и слишком подробно расписанный финал , но при этом добавляли, что роман читается на одном дыхании.
В романе поднимаются темы апокалипсиса , гибели человечества как часть эволюции , реинкарнации , выборе между Добром и злом . Смерть и рождение Садако сходно превращению гусеницы в бабочку . Выбор Андо в конце романа олицетворяет выбор « меньшего из двух зол ».
Первая экранизация романа « Спираль (фильм, 1998) » была сиквелом к фильму Звонок , выпущена с ним одновременно. Звонок получил огромную популярность, а Спираль провалилась в прокате и была разорвана критиками . Фильм был довольно близок роману. Главным отличием было расширение линии и её отношения с главным героем , которых в романе не было.
В 1999 г. вышел сериал , продолжение сериала Звонок: Последняя глава , состоящий из 13 серий. Сериал сильно отличался от первоисточника: Андо был не патологоанатомом , а профессором ; Запись Садако теперь была на диске; Май Такано изначально знала о Садако и пыталась её остановить и т. д. В середине сериал совсем отдалился от романа, однако к концу немного приблизился к финалу романа.
Так же, как и «Звонок» , русский перевод романа опубликован в 2005 г. петербургским издательством « Амфора » под двойным названием « Звонок 2 (Спираль)», чтобы сохранить узнаваемость для зрителей . Перевод с японского выполнила Елена Байбикова . Затем роман был перевыпущен в оформлении другого цвета, а ещё позже в сборнике всей серии «Мир Звонка».