Interested Article - Айрис Гейнсборо

Айрис Гейнсборо ( яп. エアリス・ゲインズブール Эарису Гэйндзубу:ру , англ. Aeris/Aerith Gainsborough ; рус. Айрис, также Аэрис, реже Аерис ) героиня компьютерной ролевой игры Final Fantasy VII (1997) от компании Square (в настоящее время Square Enix ), созданная Тэцуей Номурой при участии Ёсинори Китасэ , Хиронобу Сакагути и Ёситаки Амано .

В Final Fantasy VII Айрис изображается как молодая цветочница, которая присоединяется к экотеррористической группе «ЛАВИНА» в преследовании главного антагониста игры, Сефирота . По мере развития сюжета выясняется, что Айрис является последней из выживших Цетра или «Древних», одной из старейших рас во вселенной. Некоторые подробности прошлого Айрис раскрываются в Компиляция Final Fantasy VII .

Сэйю Айрис выступила Маая Сакамото . В английской версии её озвучили: певица и актриса Мэнди Мур ( Kingdom Hearts ), актриса Мина Сувари ( Kingdom Hearts 2 и « Последняя фантазия VII: Дети пришествия »), актриса Андреа Боуэн ( Crisis Core: Final Fantasy VII и DLC Re Mind для Kingdom Hearts III ) и актриса Бриана Уайт ( Final Fantasy VII Remake и Crisis Core: Final Fantasy VII Reunion ). Героиня получила положительные отзывы от игровых журналистов и фанатов серии Final Fantasy , а сцена её смерти приобрела культовый статус.

Идея и создание

Ранний концепт-арт Ёситаки Амано , послуживший основой для итогового дизайна Айрис и Клауда

За создание Айрис отвечали несколько людей — дизайнер персонажей Тэцуя Номура , руководитель разработки игры Ёсинори Китасэ , сценарист Хиронобу Сакагути и художник Ёситаки Амано . Последний придумал несколько концепт-артов с её участием, элементы которых перекочевали в итоговый дизайн героини. Айрис — молодая девушка с зелёными глазами и длинными каштановыми волосами, заплетёнными в косу и перевязанными розовой лентой. Она носит длинное розовое платье, красное болеро и коричневые ботинки . По задумке художников, длинное платье подчёркивало женственность Айрис и контрастировало с мини-юбкой Тифы Локхарт . В оригинальном сюжете игры Айрис была сестрой Сефирота, о чём свидетельствует их внешнее сходство . В дальнейшем автор сюжета переосмыслил их связь и прописал Сефирота как первого возлюбленного Айрис, из-за чего та вспоминала о своём бывшем молодом человеке во время первой встречи с Клаудом Страйфом , так как они оба были СОЛДАТами. В конечном итоге роль Сефирота отошла совершенно новому персонажу Заку Фэйру .

Её зелёные глаза символизировали природу и контрастировали с карими глазами Тифы. Номура внёс незначительные изменения в дизайн Айрис для «Детей пришествия», чего нельзя сказать о её образе в игре Kingdom Hearts : героиня перестала носить болеро и стала больше напоминать версию из концепт-арта Амано. Её гардероб пополнили браслеты и пояс. Номура изменил её платье в Before Crisis , добавив белый и зелёный цвета. Этот же наряд Айрис носила в Kingdom Hearts II .

Оригинальное японское имя Айрис — エアリス (Эарису), произносится как eaɾisɯ . В Final Fantasy VII и Final Fantasy Tactics имя транслитерировалось как Aeris , а в более поздних играх использовался вариант Aerith . Обе транслитерации имеют смысл, так как японское «су» (ス) используется при транскрицпции «s» (/s/) и «th» (/θ/). Тем не менее, в официальных японских материалах используется вариант «Aerith» . Также разработчики заявили, что имя «Aerith» является анаграммой слова «Earth» ( рус. Земля ) . В 1996 году, журналы о компьютерных играх, такие как Computer and Video Games , также называли её «Aerith» .

По изначальной задумке, в игре должно было быть только три игровых персонажа: главный герой Клауд Страйф, героиня Айрис Гейнсборо и Баррет Уоллес . В какой-то момент руководитель разработки Ёсинори Китасэ получил во время телефонного звонка указание убить одного из действующих лиц. Разработчики долгое время выбирали между Барретом и Айрис и, в конечном итоге, решили убить последнюю. В интервью для Electronic Gaming Monthly 2005 года Номура обосновал этот выбор следующим образом: «Клауд — главный герой, поэтому его нельзя убивать. А Баррет... ну, это было бы слишком очевидно» . Во время разработки Final Fantasy VII Номура сетовал на «заезженное клише, согласно которому главный герой очень любил кого-то и должен был пожертвовать собой и драматично умереть, чтобы выразить эту любовь». Принимая во внимание, что по этой формуле создавалось большое количество американских и японских фильмов и видеоигр, он задавался вопросом: «а правильно ли подавать такой пример людям?» . Китасэ разделил это мнение с комментарием: «В реальном мире дела обстоят иначе. Оглянитесь вокруг. Никто не хочет умереть таким образом. Люди умирают от болезней и несчастных случаев. Смерть наступает внезапно, а понятия «хорошо» или «плохо» к ней не применимы. Вместо ярко выраженных эмоций остаётся глубокая пустота. Потеряв кого-то из близких вы ощущаете это необъятное пустое пространство и думаете: „Если бы я знал, что это произойдёт, то поступил бы иначе“. Именно такой реакции я ждал от лицезревших смерть Айрис игроков, поскольку в игре героиня погибла относительно рано. Реальные чувства, а не голливудские » .

Номура считал, что «смерть должна быть внезапной и неожиданной, а смерть Айрис казалась более естественной и реалистичной». Дизайнер заключил: «Когда я размышляю над „Final Fantasy VII“, сам факт того, что фанатов игры так сильно задела её преждевременная смерть, по всей видимости, говорит о том, что мы преуспели с этой героиней. Если бы фанаты спокойно восприняли её кончину, это означало бы, что она не была удачным персонажем» . С момента выхода игры ходили слухи о воскрешении Айрис, которое разработчики якобы планировали изначально, однако, в конечном итоге, отказались от этой идеи. Номура был категорически не согласен с каждым из слухов и выступил с публичным опровержением: «Мир ожидал, что мы вернем её к жизни, поскольку это классический приём». Японские геймеры составили длинную петицию о возвращении Айрис и отправили её ​​Китасэ, но тот отклонил петицию со словами: «Смерть Айрис имеет огромное значение для сюжета и поэтому она никогда не воскреснет» . В «Детях пришествия» Мина Сувари стремилась передать материнскую любовь Айрис, чьё присутствие в фильме было эфемерным .

В Remake разработчики не хотели отдавать предпочтения ни одной из девушек в любовном треугольнике с главным героем Клаудом . Бриана Уайт изучала записи Сакамото, чтобы её интерпретация Айрис понравилась фанатам .

Музыкальная тема

Исполнение на Video Games Live (2009)

В Final Fantasy VII неоднократно играет лейтмотив Айрис. Сначала его можно услышать во флэшбеке с матерью Айрис, а затем в сцене убийства девушки Сефиротом. Его написал постоянный композитор серии Final Fantasy Нобуо Уэмацу . Также на основе этого лейтмотива создавалась композиция Flowers Blooming in the Church .

Aerith’s Theme является одним из любимых треков фанатов Final Fantasy . Существуют оркестровая , фортепианная и вокальная версии, последнюю из которых исполнил певец Рикки (в будущем спел Suteki dа Ne из Final Fantasy X ). Аранжировка для фортепиано дважды звучит в «Детях пришествия». Кроме того, нотки из этого трека можно услышать в треке Water . Aerith’s Theme звучит перед кульминацией трека Divinity II , которую завершает латинская фраза Sola Dea fatum novit («Только богиня знает судьбу»). Также её можно услышать во время заключительных титров фильма . Изменённая версия трека вошла в альбом Voices of the Lifestream за авторством OverClocked ReMix . В 2013 году Aerith’s Theme заняла 3-е место в «Зале славы» Classic FM .

Появления

Final Fantasy VII

Айрис Гейнсборо дебютирует в игре как случайная прохожая цветочница, которая кратко беседует с Клаудом Страйфом , наёмником, работающим на повстанческую группу «ЛАВИНА», когда он и его союзники бросаются в бега после взрыва Мако-реактора. Позже они вновь встречаются в церкви Айрис в трущобах Сектора 5, где девушку пытаются схватить Турки . Айрис просит Клауда стать её телохранителем в обмен на свидание. Впоследствии девушка попадает в плен к «Электроэнергетической компании „Син-Ра“», из которого её вызволяют Клауд и его союзники. Затем Айрис присоединяется к ним в погоне за Сефиротом, и, вместе с тем, начинает свой собственный путь самопознания .

После неудачной попытки предотвращения кражи Чёрной материи со стороны Сефирота, Айрис в одиночку отправляется в Забытый город. Клауд и его спутники следуют за ней, и, в конечном итоге, застают девушку за молитвой у алтаря. Когда Айрис поднимает голову, чтобы улыбнуться Клауду, за её спиной появляется Сефирот и убивает девушку, пронзив мечом её туловище. Клауд опускает тело Айрис в озеро в Забытом городе и та становится частью «Потока Жизни». Глава Отдела городского развития «Син-Ра» Рив Туэсти сообщает приёмной матери Айрис Эльмире Гейнсборо о её смерти. Позже партия Клауда узнаёт причину, из-за которой Айрис посетила Забытый город: она призвала через свою Белую материю заклинание Святость, единственную силу, способную отразить разрушительную магию под названием Метеор, которую использовал Сефиротом . Несмотря на то, что Айрис удалось сотворить Святость перед смертью, сила воли Сефирота приостановила действие заклинания. После поражения Сефирота и активации Святости, герои практически теряют надежду, так как Метеор чересчур близко подлетает к поверхности Планеты. Когда силы Святости оказывается недостаточно для защиты Планеты, Айрис продолжает молиться скрепив ладони, призывая «Поток Жизни», который вместе со Святостью уничтожает Метеор и спасает Планету от уничтожения .

Компиляция Final Fantasy VII

Обновлённый дизайн Айрис в анимационном CGI-фильме « Последняя фантазия VII: Дети пришествия » (2005) и игре Final Fantasy VII Remake (2020)

В игре Before Crisis (2004), события которой разворачиваются за несколько лет до начала Final Fantasy VII , Айрис попадает в поле зрения первых членов «ЛАВИНЫ» во главе с Эльфе , которые намереваются помешать «Син-Ра» захватить последнюю выжившую Цетра. Также с её помощью «ЛАВИНА» планирует установить местоположение Земли Обетованной, чтобы воспользоваться ею в собственных целях. На защиту девушки встают Турки.

Айрис несколько раз появляется в полнометражном фильме « Дети пришествия » (2005) в качестве эфемерной наставницы Клауда. Она призывает его жить нормальной жизнью и перестать винить себя в случившейся трагедии, которую он был не в состоянии предотвратить. Также она говорит Клауду, что никогда не винила его в своей смерти. Во время их духовного воссоединения Айрис разговаривает с Клаудом на открытом лугу, усыпанном цветами, где весело и по-доброму высмеивает его за навязанное самому себе чувство вины. В то же время Айрис с пониманием относится к его страданиям и обращается к своему другу с тёплыми словами поддержки . Когда члены партии защищают город Эдж от Багамута СИН, Айрис становится последней, кто протягивает Клауду руку помощи, благодаря чему тот достаёт парящего в воздухе монстра. В последний раз она появляется в финале фильма, где вместе с Заком Фэйром прощается с Клаудом, и уходит навстречу к свету . Ближе к концу «Детей пришествия» выясняется, что вода, смешавшаяся с «Потоком Жизни», которая протекает под клумбой в церкви Айрис, является лекарством от геостигмы.

Рассказ «Случай Потока Жизни — Чёрное и Белое», который является частью сборника «На пути к улыбке», посвящён путешествиям Айрис и Сефирота через «Поток Жизни» после окончания оригинальной игры. «Чёрный» сегмент посвящён Сефироту, а «Белый» — Айрис .

Айрис появляется в Crisis Core (2007), приквеле к Final Fantasy VII . В 16 лет она знакомится с Заком, в которого постепенно влюбляется за время пребывания молодого человека в Мидгаре . Отношения Айрис и Зака прекращаются, когда последний погибает в неравном бою с пехотинцами «Син-Ра» в конце игры. В те годы Айрис начинает помогать своей приёмной матери зарабатывать на жизнь за счёт выращивания и продажи цветов. Благодаря этой работе она знакомится с Клаудом в начале Final Fantasy VII .

Айрис играет важную роль в Final Fantasy VII Remake (2020), сюжет которой охватывает лишь вступительную часть в Мидгаре из FFVII . Благодаря этому, разработчики получили возможность проработать химию и динамику между Айрис и Тифой . По мотивам Remake компания Square выпустила роман под названием Trace of Two Pasts , в котором описывается прошлое обеих героинь .

Другие появления

Айрис фигурирует в нескольких играх за пределами вселенной Final Fantasy VII . В Final Fantasy Tactics (1997) она по-прежнему работает цветочницей . Когда на неё нападает преступная банда, появляется Клауд, который даёт отпор бандитам и позволяет Айрис сбежать. Айрис — одна из игровых персонажей в Itadaki Street Special (2004), наряду с другими героями Final Fantasy VII — Клаудом, Тифой и Сефиротом. Также она появляется в Itadaki Street Portable (2006) в числе персонажей из Special , к которым присоединилась Юффи Кисараги . В Dissidia 012 Final Fantasy (2011) Айрис является одной из вспомогательных персонажей . Также она присутствует в музыкальной игре Theatrhythm Final Fantasy (2012) в качестве представителя вселенной Final Fantasy VII . Скин Айрис доступен для загрузки в играх LittleBigPlanet 2 (2011) и Super Smash Bros. Ultimate (2018) .

В игровой серии Kingdom Hearts Айрис состоит в рядах героев, которые противостоят Бессердечным. Среди её товарищей по команде есть другие персонажи Final Fantasy VII , а именно Юффи и Сид , а также Леон из Final Fantasy VIII (1999). В Kingdom Hearts (2002) Айрис раскрывает Дональду Даку , Гуфи и Соре секрет победы над Бессердечными, и даёт различные советы игроку . Воссозданный образ Айрис из воспоминаний Соры появляется в Kingdom Hearts: Chain of Memories (2004) . Айрис возвращается в Kingdom Hearts II (2005). Здесь она носит более качественную версию своего платья из Before Crisis . Она, Леон и Юффи руководят Комитетом по восстановлению Пустого Бастиона . Айрис вновь появляется в DLC Re Mind к Kingdom Hearts III (2019), где помогает Рику найти Сору .

Бенни Мацуяма написал повесть Hoshi o Meguru Otome для справочника Final Fantasy VII Ultimania Ω , которая посвящена путешествию Айрис через «Поток Жизни» после её смерти в Final Fantasy VII . В начале мультфильма « Ральф » (2012) на станции метро можно заметить графитти: «Айрис, живи» .

Восприятие

Косплеерша Айрис в Мюнхене , 2011 год

Айрис получила единогласное признание критиков. GamesTM назвал её «игровой легендой» . Стюарт Хогган из RPGamer высказал мнение, что, хотя Айрис «представляла собой даму в опасности », её «личность выбивалась из этого стереотипа» благодаря «удивительной напористости героини, которая при этом не была вызывающей и отталкивающей» . В феврале 2007 года Tom’s Games включил её в список «50 величайших женских персонажей в истории видеоигр», высоко оценив сцену её смерти, внешнюю красоту и характер . В этом же году Айрис заняла 5-е место среди «лучших персонажей PlayStation всех времён» по версии Dengeki PlayStation . IGN поместил её на 2-е место в рейтинге персонажей Final Fantasy VII — на позицию выше, чем главного героя игры, Клауда Страйфа . В 2010 году она заняла 1-е место в списке «малышек за пределами вашей лиги» по версии GameTrailers . В 2012 году Хит Хукер из GameZone удостоил Айрис 5-го места в своём топ-листе персонажей Final Fantasy с комметарием: «она стала культовым персонажем не только в пределах серии Final Fantasy , но и в истории видеоигр в целом» . Некоторые критики высказались об Айрис неблагоприятно. В эпизоде «Спаси девушку» американской документальной радиопередачи This American Life репортёр Лина Мици назвала её плоским и лишённым индивидуальности персонажем. Это мнение разделил рецензент с портала Kotaku Майк Фэйхи. И Мици и Фэйхи были убеждены, что для получения эмоционального отклика от игроков нужно быть чем-то большим, чем просто симпатичной девушкой .

Также рецензенты высоко оценили отношения Айрис и Клауда, но в то же время некоторые из них сочли Тифу более подходящей пассией для главного героя . Polygon пришёл к выводу, что в этом споре нет правой стороны, так как обе девушки сыграли важную роль в жизни Клауда . IGN упомянул дуэт Айрис и Клауда в своей статье о «лучших романах в видеоиграх» . С другой стороны, сайт Atomic и журнал Paste назвали отношения Айрис и Зака более впечатляющими . В своей рецензии на Remake Siliconera высоко оценил, как развивается Айрис по мере прохождение игры, а также похвалил героиню за её заботу о других людях, её загадочность и взаимоотношения с членами партии. Кроме того, эпизод, в котором Айрис решает добровольно отправиться к Дону Корнео, обозреватель назвал одним из своих любимых. В то же время, Siliconera не понравилось, что Айрис не совершает неправильных поступков, которые сделали бы её образ более сбалансированным .

Героиня приобрела большую популярность среди геймеров, в особенности японских, и фанатов серии Final Fantasy . Так например Айрис приняла участие в большинстве конкурсов GameFAQs под названием «битва персонажей» . В 2010 году по результатам опроса читателей Famitsu Айрис заняла 24-е место в рейтинге «лучших персонажей видеоигр» . В 2013 году Айрис была удостоена 2-го места среди «любимых героинь Final Fantasy » в официальном опросе Square Enix . В том же году Complex поместил её на 7-е место в «списке величайших персонажей Final Fantasy всех времён» . В 2020 году японская телекомпания NHK провела масштабный опрос жителей Японии, посвящённый франшизе Final Fantasy . В рейтинге лучших персонажей Айрис заняла 3-е место, уступив 1-е место Клауду и 2-е — Юне из Final Fantasy X . Это сделало Айрис 2-м по популярности персонажем Final Fantasy VII .

Смерть

Сцена смерти Айрис приобрела культовый статус в игровом сообществе

Смерть Айрис в Final Fantasy VII является одним из самых обсуждаемых моментов игры. По мнению GamesTM , именно она обеспечила FVVII её популярность . Различные игроки поделились своим эмоциональным опытом от просмотра этой сцены на форумах и в блогах . Фанаты направили Ёсинори Китасэ петицию о воскрешении Айрис . GameSpy поместил её смерть на 10-е место в списке «величайших кинематографических моментов в истории видеоигр» , в то время как по версии пользователей сайта она заняла 2-е место . GamePro назвал её смерть «величайшим моментом в видеоиграх» . Tom’s Games описал смерть Айрис «как одну из самых мощных и запоминающихся сцен в серии Final Fantasy и любой другой игре» . Edge назвал её смерть «самым драматичным моментом» Final Fantasy VII и высказался против воскрешения героини в Компиляции Final Fantasy VII , которое «обесценит эту великую сцену» . В 2005 году Electronic Gaming Monthly поместил Final Fantasy VII на 6-е место среди «10 важнейших игр» с комментаримем: «если бы не эта игра, то Айрис бы не погибла, а геймеры не научились бы плакать» . ScrewAttack включил смерть Айрис в список «10 лучших моментов OMGWTF», назвав сцену одним из «самых трогательных моментов в истории видеоигр» . В 2011 году IGN описал сцену смерти героини как «лучший момент в видеоиграх» . В 2012 году журнал PlayStation Magazine добавил эпизод в десятку «самых эмоциональных моментов игр для PlayStation» . Эта сцена считается кульминацией несчастной истории любви Айрис и Клауда .

В своей статье для Kill Screen Брайан Тейлор высказался о многочисленных фанатских теориях о потенциальном воскрешении Айрис и не допущении её смерти в оригинальной игре. Автор сравнил это движение с кампанией по написанию писем Чарльзу Дарвину с просьбой не убивать главную героиню романа « Лавка древностей » (1840). По мнению Тейлора, многочисленные обсуждения фанатов и изучение ими игрового кода FVII делают смерть Айрис важной частью истории видеоигр .

Анализ

The Escapist высказал версию, что хотя игроки по большей части управляют Клаудом, настоящим героем игры является Айрис. Изначально Айрис воспринимается как девушка в беде, однако, по мере развития сюжета она доказывает, что может постоять за себя, из-за чего сцена её смерти от руки Сефирота смотрится особенно болезненно. После выхода Remake геймеры задавались вопросом, удастся ли спасти Айрис на этот раз .

В книге The World of Final Fantasy VII: Essays on the Game and Its Legacy смерть Айрис описывается как катастрофически травмирующее предвещение надвигающейся войны. Игровой журналист Майк Фэйхи выразил обеспокоенность по поводу повторения этого события в Remake , поскольку считал Айрис из оригинальной игры наименее проработанной героиней . Ввиду того, что Айрис отведена значительная роль в сражениях, геймеры сталкиваются с определёнными трудностями в последующих битвах .

См. также

Примечания

  1. (яп.) / SoftBank. — Square-Enix , 2006. — С. . — ISBN 4-7973-3498-3 .
  2. (англ.) . GameSpot . Дата обращения: 9 октября 2007. Архивировано из 29 сентября 2007 года.
  3. Square Enix, Kingdom Hearts II. Изд. Square Enix U.S.A., Buena Vista Games. PlayStation 2 (17 августа 2009).
  4. Тэцуя Номура (Режиссёр) (2005-09-14). « Последняя фантазия VII: Дети пришествия » (DVD). Square Enix.
  5. Square Enix, Crisis Core: Final Fantasy VII . PlayStation Portable (17 августа 2009).
  6. Wade, Jessie. . IGN (10 июня 2019). Дата обращения: 11 июня 2019. 19 ноября 2020 года.
  7. gamesTM Staff (2007–11). "Hall Of Fame... Aerith". GamesTM . No. 63. Imagine Publishing. pp. 150—151. {{ cite news }} : Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) ( ссылка )
  8. . Flare Gamer. Дата обращения: 9 октября 2007. 20 апреля 2013 года.
  9. . Andriasang. Дата обращения: 21 мая 2012. 13 марта 2016 года.
  10. Final Fantasy VII Ultimania Ω (яп.) / Studio BentStuff. — Square-Enix , 2005. — С. 525. — ISBN 4-7575-1520-0 .
  11. Final Fantasy VII instruction manual, Characters
  12. V Jump Final Fantasy VII the Perfect
  13. Final Fantasy VII 10th Anniversary Ultimania
  14. Final Fantasy VII Kaitai Shinsho (яп.) / Famitsu. — Famitsu, 1997. — С. 14. — ISBN 4-7577-0098-9 .
  15. Final Fantasy VII (англ.) // Computer and Video Games : magazine. — Future plc , 1996. — May ( no. 174 ). — P. 106—111 [109] .
  16. Electronic Gaming Monthly . Final Fantasy VII Citadel (октябрь 2005). Дата обращения: 9 октября 2007. Архивировано из 11 октября 2007 года.
  17. / of EDGE magazine. — Edge . — Future plc , 2003. — С. 112—113. 5 июля 2008 года. (abridged )
  18. . Siliconera (4 апреля 2006). Дата обращения: 3 апреля 2023. 4 января 2021 года.
  19. Bailey, Kat . US Gamer (2 апреля 2020). Дата обращения: 30 апреля 2023. 8 апреля 2020 года.
  20. Adler, Matthew . IGN (4 марта 2020). Дата обращения: 30 апреля 2023. 22 апреля 2020 года.
  21. (англ.) . Final Fantasy Symphony . Дата обращения: 17 октября 2007. Архивировано из 15 октября 2007 года.
  22. (англ.) . RPG Fan . Дата обращения: 17 октября 2007. 14 октября 2007 года.
  23. . Square Enix Music Online. Дата обращения: 6 июня 2008. 12 июня 2008 года.
  24. . OverClocked ReMix. Дата обращения: 26 сентября 2008. 12 сентября 2008 года.
  25. . Halloffame.classicfm.com. Дата обращения: 31 октября 2013. 2 ноября 2013 года.
  26. Бугенхаген: Считается, что когда придёт время, мы сможем найти «Святость». / Клауд: Святость? / Бугенхаген: Святость... абсолютная Белая магия. Магия, которая может противостоять Метеору. Возможно, наша последняя надежда спасти планету от Метеора. Square , Final Fantasy VII . Изд. SCE America. PlayStation (7 сентября 1997).
  27. Клауд: Айрис уже помолилась для призвания Святости. ... Она сказала, что только ей было под силу остановить Сефирота...... И сделать это можно было лишь единственным способом... И этим способом была Святость...... Вот почему у неё была Белая материя. Square , Final Fantasy VII . Изд. SCE America. PlayStation (7 сентября 1997).
  28. Final Fantasy VII Ultimania Ω (яп.) / Studio BentStuff. — Square Enix , 2005. — С. 591. — ISBN 4-7575-1520-0 .
  29. Айрис: Итак, зачем ты пришёл? / Клауд: Думаю... мне нужно прощение, ничего более. / ... / Клауд: Но... Я позволил тебе умереть... / Айрис: Копаешься-копаешься, ни на что не решаешься. Не пора ли тебе простить самого себя? / ... / Айрис: Я никогда не винила тебя, ни разу. Ты пришёл за мной, только это имеет значение. Тэцуя Номура (Режиссёр) (2005-09-14). Final Fantasy VII Advent Children (DVD). Square Enix .
  30. Айрис: Вот видишь? Всё хорошо. Тэцуя Номура (Режиссёр) (2005-09-14). Final Fantasy VII Advent Children (DVD). Square Enix .
  31. 野島一成. 小説 On the Way to a Smile ファイナルファンタジーVII (яп.) . — 2009. — ISBN 4757524625 .
  32. Айрис: Ничего себе..... Не знала, что Зак родом из этого города. / Клауд: Ты знаешь его? / Айрис: Разве я тебе не рассказывала? Он был моим первым парнем. Square , Final Fantasy VII . Изд. SCE America. PlayStation (7 сентября 1997).
  33. Tolentino, Josh . Siliconera (23 августа 2022). Дата обращения: 25 апреля 2023. 19 октября 2022 года.
  34. Lada, Jenni . Siliconera (4 марта 2022). Дата обращения: 25 апреля 2023. 5 апреля 2023 года.
  35. « Городской мошенник: Я искал тебя, Айрис... Продаёшь цветы для своей мамы? Молодец... / Цветочница: Ещё несколько дней.... Нет, подожди ещё неделю, пожалуйста. / Городской мошенник: Не пудри мне мозги! Время вышло! Так или иначе я получу мои 3000 гил!» — Square, Final Fantasy Tactics. Изд. Sony Computer Entertainment America. PlayStation (20 июня 1997).
  36. Ludwig Kietzmann. . Joystiq (11 января 2011). Дата обращения: 11 января 2011. Архивировано из 21 января 2011 года.
  37. . Siliconera (12 ноября 2011). Дата обращения: 30 июня 2012. 10 октября 2013 года.
  38. Gantayat, Anoop . Andriasang (13 июля 2011). Дата обращения: 13 июля 2011. 30 сентября 2012 года.
  39. Walker, Ian . Kotaku (17 декабря 2020). Дата обращения: 30 апреля 2023. 23 декабря 2020 года.
  40. Hollinger, Elizabeth. Kingdom Hearts II Official Strategy Guide (англ.) . — Dorling Kindersley Publishing, 2006. — ISBN 0-7440-0526-4 .
  41. Айрис: Мы не знаем тебя, Сора, но твоё сердце полно воспоминаний о времени, которое мы провели вместе. Эти воспоминания должны были сохраниться и в наших сердцах. Jupiter , Kingdom Hearts: Chain of Memories . Изд. Square Enix U.S.A., Disney Interactive. Game Boy Advance (7 декабря 2004).
  42. . EconoTimes (14 января 2020). Дата обращения: 1 мая 2023. 1 мая 2023 года.
  43. Studio BentStuff. Final Fantasy VII Ultimania Ω. — Square Enix , 2005. — ISBN 978-4757515208 .
  44. . Movieline. Дата обращения: 16 июня 2013. 29 июля 2013 года.
  45. Hoggan, Stuart RPGamer.com Editorials . RPGamer. Дата обращения: 8 декабря 2007. Архивировано из 12 мая 2008 года.
  46. Wright, Rob. . Tom's Games . Tom's Hardware (20 февраля 2007). Дата обращения: 26 февраля 2008. 20 января 2008 года.
  47. Gantayat, Anoop. . IGN (22 ноября 2007). Дата обращения: 22 ноября 2007. 23 ноября 2007 года.
  48. Smith, Dave. . IGN (25 марта 2008). Дата обращения: 15 мая 2008. 3 марта 2013 года.
  49. . GameTrailers. Дата обращения: 2 августа 2011. 14 июля 2013 года.
  50. . Дата обращения: 5 июля 2014. 3 марта 2016 года.
  51. Glass, Ira; Misitzis, Lina . PRI (12 июля 2019). Дата обращения: 1 мая 2023. 1 мая 2023 года.
  52. US Gamer (10 апреля 2020). Дата обращения: 26 апреля 2023. Архивировано из 8 октября 2022 года.
  53. . Meristation (26 февраля 2020). Дата обращения: 26 апреля 2023. 10 октября 2022 года.
  54. . Paste (20 апреля 2021). Дата обращения: 26 апреля 2023. 29 января 2023 года.
  55. . Polygon (23 марта 2022). Дата обращения: 23 апреля 2023. 15 марта 2023 года.
  56. . IGN (14 февраля 2006). Дата обращения: 18 июля 2010. 29 июня 2011 года.
  57. (исп.) . Atomix . Дата обращения: 1 мая 2023. 6 февраля 2023 года.
  58. . Paste Magazine. Дата обращения: 1 мая 2023. 29 января 2023 года.
  59. Lada, Jenni . Siliconera (15 апреля 2020). Дата обращения: 1 мая 2023. 27 апреля 2020 года.
  60. . GameFAQs (2002). Дата обращения: 22 октября 2007. Архивировано из 29 сентября 2007 года.
  61. . GameFAQs (2003). Дата обращения: 22 октября 2007. 26 октября 2007 года.
  62. . GameFAQs (2006). Дата обращения: 22 октября 2007. 18 октября 2007 года.
  63. Glifford, Kevin. . 1UP.com (10 февраля 2010). Дата обращения: 10 марта 2010. Архивировано из 22 июня 2011 года.
  64. . Anime News Network (17 января 2013). Дата обращения: 23 марта 2013. 21 января 2013 года.
  65. . Complex (8 октября 2013). Дата обращения: 22 ноября 2013. 12 октября 2013 года.
  66. . Дата обращения: 25 апреля 2020. 10 ноября 2020 года.
  67. Lopez, Miguel; Phil Theobald.: GameSpy (27 сентября 2004). Дата обращения: 16 октября 2007. 5 ноября 2007 года.
  68. GameSpy Staff. . GameSpy (16 апреля 2007). Дата обращения: 9 октября 2007. Архивировано из 11 октября 2007 года.
  69. Kuo, Li C. . GameSpy (25 июня 2007). Дата обращения: 16 октября 2007. 15 октября 2007 года.
  70. The Gamepros. . GamePro (17 августа 2006). Дата обращения: 9 октября 2007. 13 сентября 2008 года.
  71. "Final Frontiers". Edge . No. 177. Future plc . 2007–07. pp. 72—79. {{ cite news }} : Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) ( ссылка )
  72. . Find Articles . Electronic Gaming Monthly (январь 2005). Дата обращения: 9 октября 2007. 27 октября 2015 года.
  73. . GameTrailers (11 июля 2008). Дата обращения: 30 июля 2008. Архивировано из 29 июля 2008 года.
  74. . Top 100 Video Game Moments . IGN (декабрь 2011). Дата обращения: 12 января 2012. 8 января 2012 года.
  75. . Official PlayStation Magazine (12 июня 2012). Дата обращения: 31 октября 2013. Архивировано из 2 ноября 2013 года.
  76. Danesi (2013). Danesi, M. (англ.) . — 2013. — ISBN 978-1-137-37683-1 .
  77. McGrath, Jack. . technobuffalo.com (29 апреля 2011). Дата обращения: 4 февраля 2016. 5 июля 2020 года.
  78. Taylor, Brian (2011). . Kill Screen . Архивировано из 1 августа 2014 . Дата обращения: 1 мая 2023 .
  79. Day, Graham . The Escapist (19 декабря 2020). Дата обращения: 1 мая 2023. 18 августа 2021 года.
  80. Jason C. Cash; Craig T. Olsen. . — McFarland, 2023. — ISBN 9781476647258 .
  81. Joseph Packer, Ethan Stoneman. . — Penn State University Press, 2019. — ISBN 978-0271082363 .

Ссылки

  • на английской вики Final Fantasy (англ.)
Источник —

Same as Айрис Гейнсборо