Interested Article - Манаса

Манаса ( бенг. মনসা ) — индуистская туземная богиня змей, культ которой распространён в основном в Бенгалии и других частях Северо-Восточной Индии. Считается, что Манаса способна предотвращать змеиные укусы и исцелять ужаленных змеями людей. Изображают Манасу сидящей на водяной лилии и окруженной змеями .

Манаса также является символом плодородия и процветания. Манаса — сестра царя нагов Васуки и жена мудреца . Она также известна под именами Вишахара (разрушительница яда), Джагатгаури, Нитья (вечная) и Падмавати.

Манаса обладает дурным нравом. Она была отвергнута своим отцом Шивой и своим мужем, и испытывает на себе ненависть Чанди (жены Шивы, ипостаси Парвати ). Некоторые тексты называют отцом Манасы не Шиву, а мудреца Кашьяпу . Описывается, что Манаса очень добра к своим преданным и жестока к тем, кто не желает поклоняться ей. Будучи по происхождению полубожественной, Манаса стремится полностью установить свой авторитет богини и приобрести верных преданных среди людей.

В бенгальской литературе культу Манасы посвящена традиционная поэма « Манасамангал Кавья ».

Возникновение культа

Согласно МакДэниелу, она была включена в индуистский пантеон высшей касты, где теперь считается индуистской богиней, а не племенной. Бхаттачарья и Сен предполагают, что Манаса возникла в Южной Индии как неведическая и неарийская богиня и связана с народной богиней змей каннады Манчаммой. Манаса изначально была племенной богиней. Она была принята в пантеон, которому поклонялись индуистские группы низших каст. Позже Димок предполагает, что, хотя поклонение змеям встречается ещё в Ведах (самых ранних индуистских писаниях), Манаса - очеловеченная богиня змей - имеет «малую основу» в раннем индуизме. Бхаттачарья предлагает другое влияние на Манасу, будучи буддийской богиней Махаяны , исцеляющей от ядов, Джангули. Джангули совпадает своим лебедем и уничтожением ядов с Манасой. Манаса также известна как Джагули. Теория предполагает, что Джангули, возможно, находился под влиянием Кирата-гири («победитель всех миров») Атхарваведы . Согласно Тейт, Манаса как Джараткару изначально была признана дочерью мудреца Кашьяпы и Кадру, матери всех нагов в индуистском эпосе Махабхарата . Согласно Бхаттачарье, Джараткару Махабхараты не является популярной Манасой в Бенгалии. Согласно Тейт: К 14 веку Манаса была идентифицирована как богиня плодородия и брачных обрядов и вошла в пантеон богов, связанных с богом Шивой. Мифы прославляли ее, описывая, что она спасла Шиву после того, как он выпил яд, и тот почитал ее как «избавительницу от яда». Ее популярность росла и распространилась на юг Индии, и ее последователи начали соперничать с ранним шиваизмом (культом Шивы). Как следствие, появились истории, приписывающие рождение Манасы Шиве, и в конечном итоге шиваизм принял эту местную богиню в брахманическую традицию основного индуизма. С другой стороны, С. Б. Дасгупта предполагает, что бенгальский рассказ о Манасе отражает соперничество между шиваизмом и шактизмом, ориентированным на Богин.

Иконография

Манаса изображается в виде женщины, покрытой змеями, сидящей на лотосе или стоящей на змее. Ее укрывает полог из капюшонов семи кобр. Иногда ее изображают с ребенком на коленях. Предполагается, что этим ребенком может быть её сын .

Легенды и предания

Махабхарата

Пураны

Мангал-Кавья

Культ

Главные храмы

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. Wilkins p.395
  3. Dowson, John. Classical Dictionary of Hindu Mythology and Religion, Geography, History (англ.) . — (англ.) , 2003. — P. 196. — ISBN 0766175898 .
  4. McDaniel стр.148
  5. (англ.) . Myths and Legends of India (неопр.) . — Viking Penguin Books Ltd., 2001. — С. 130—138. — ISBN 9780670049370 .
  6. , pp. 315-6.
  7. , pp. 312-3.
  8. , p. 316-7.
  9. , pp. 313-4.
  10. Tate, Karen. Sacred Places of Goddess: 108 Destinations. — CCC Publishing, 2005. — P. 194. — ISBN 1888729112 .
  11. , p. 315.
  12. , p. 311.

Литература

  • Dimock, Edward C. (1962). . History of Religions . 1 (2): 307—321. doi : . JSTOR . S2CID .
  • McDaniel, June. (англ.) . — Oxford University Press , US, 2004. — P. 368. — ISBN 0195167902 .
  • Wilkins, W. J. Hindu Mythology, Vedic and Puranic (неопр.) . — First published: 1882. — (англ.) , 2004. — С. 428. — ISBN 0766188817 .
  • McDaniel, June. Making Virtuous Daughters and Wives: An Introduction to Women's Brata Rituals in Bengali Folk Religion (англ.) . — State University of New York Press , 2002. — P. 144. — ISBN 0791455653 .
Источник —

Same as Манаса