Interested Article - Фомичёв, Василий Осипович

Фомичёв Васи́лий О́сипович ( 1 февраля 1924 22 ноября 1992 ) — русский художник -реалист, живописец , пейзажист .

Фомичев В. О. мемориальная плита
Художественная галерея им. Фомичёва В. О.

Выдающийся [ источник не указан 70 дней ] художник XX века : «Богатырь пейзажа», «Певец великой Волги» .

Картина В. О. Фомичёва «Троицкий собор» считается «визитной карточкой» Саратова .

Биография

Родился в деревне Елховка Саратовского уезда (ныне — в Татищевском районе Саратовской области ) . После окончания художественного училища имени А. П. Боголюбова в 1947 году он работал в художественном фонде, где часто проводились конкурсы: на лучший эскиз , пейзаж , портрет . Он неизменно был первым призёром.

Учителя В. О. Фомичёва — Б. В. Миловидов, В. Ф. Гуров .

В 1940-х Василий Осипович знакомится с Марией Петровной, ставшей ему верной спутницей по жизни и продолжившей дело художника после смерти .

Творчество заслуженного художника РСФСР В. О. Фомичёва получило признание не только в Саратовском крае, в России , но и за рубежом.

Даты жизни и творчества

1 февраля 1924 Родился в селе Елховка Татищевского района Саратовской области .
1939 - 1942 Учился на живописном отделении в Саратовском художественном училище у Б. В. Миловидова и В. Ф. Гурова.
1942 - 1945 Работал слесарем на военном заводе № 614 .
1945 - 1947 Продолжал обучение в Саратовском художественном училище .
1947 Начал работать в Саратовском отделении художественного фонда РСФСР (до 1953 года — Товарищество Саратовских художников).
1949 Занял первое место за работу «Пугачев на Соколовой горе» в областном конкурсе молодых художников на лучший эскиз тематической картины.
1954 , 1960 Познакомился во время поездок в Дом творчества « Академическая дача имени И. Е. Репина» с В. А. Гавриловым, М. А. Суздальцевым , А. П. и С. П. Ткачёвыми .
1956 Творческая поездка на Северный Кавказ .
1960 Вступил в члены Союза художников СССР ;

Вошел в состав Выставочного комитета Управления Культуры Саратовского облисполкома.

1963 Поездка в Дом творчества «Челюскинская Дача».
1962 , 1968 , 1972 ,
1973 , 1976 , 1981 ,
1987
Был делегатом съездов художников СССР и РСФСР .
1964 , 1967 , 1969 Был членом Выставочных комитетов Зональных выставок «Большая Волга».
1960 - 1970 Был членом правления Саратовской организации Союза Художников РСФСР .
1971 Творческая поездка в Базарный Карабулак Саратовской области совместно с М. А. Суздальцевым .
1979 - 1980 Был заместителем председателя Саратовского отделения Союза художников РСФСР .
1985 Присвоено звание « Заслуженный художник РСФСР ».
1987 Поездка в Чехословакию в составе делегации саратовских деятелей культуры.
22 ноября 1992 год Умер в Саратове .

Участие в выставках

1948-1992 Областные художественные выставки (Саратов).
1954, 1955 Выставка произведений художников РСФСР (Москва).
1956 Выставка в Академии художеств (Москва).
1957 Выставка произведений художников РСФСР к 40-летию Великой Октябрьской Социалистической революции (Москва).
1958 Выставка произведений художников Поволжья (Ярослвль).
1960 1-я Республиканская художественная выставка «Советская Россия» (Москва).
1964 1-я Зональная художественная выставка «Большая Волга» (Куйбышев).
1965 2-я Республиканская художественная выставка «Советская Россия» (Москва).
1967 2-я Зональная художественная выставка «Большая Волга», посвященная 50-летию СССР (Волгоград).
1970 3-я Зональная художественная выставка «Большая Волга» (Ульяновск).
1974 4-я Зональная художественная выставка «Большая Волга» (Горький).
1977 Всесоюзная художественная выставка «Всегда начеку» (Москва).
1978 Выставка «Художники Саратова» (Москва).
1979 5-я Зональная художественная выставка «Большая Волга» (Казань).
1979 Всесоюзная художественная выставка «Голубые дороги России» (Москва).
1986 5-я Зональная художественная выставка «Большая Волга» (Чебоксары).
1989 Выставка художников Саратова в ЧССР (Чехословакия).

Персональные выставки

1973 Саратовский областной дом культуры учащихся профессионально-технических учебных заведений.
1974 Выставка, посвященная 50-летию со дня рождения художника ( Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева .
1984 Выставка, посвященная 60-летию со дня рождения художника ( Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева ).
1987 Выставка-продажа (художественный салон «Вдохновение», Саратов).
1993 Выставка памяти В. О. Фомичёва ( Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева ).
1993 Областная художественная выставка ( Саратов ).
1993 Выставка памяти В. О. Фомичёва (Энгельсский краеведческий музей).
1994 Выставка памяти В. О. Фомичёва (галерея искусств «Эстетика», Саратов ).
1995 Выставка «Красу твою, Россия, он кистью воспевал», посвященная 70-летию со дня рождения художника ( Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева ).
1996 Выставка к открытию мемориальной доски, посвященной В. О. Фомичёву, с презентацией художественного альбома «Художник Василий Фомичёв, Его родные берега» Саратов, Изд. «Солнечный луч», 1994 ( Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева ).
1996 Выставка произведений В. О. Фомичёва (галерея искусств «Эстетика», Саратов ).
1997 Промышленно-художественная выставка, посвященная 200-летию Саратовской губернии (Совет Федерации Государственной Думы, Москва ).
1997 Открытие мемориального зала произведений В. О. Фомичёва в картинной галерее Вольского краеведческого музея.
1999 Выставка, посвященная 75-летию со дня рождения художника (выставочный зал Союза художников, Саратов )
2001 Выставка произведений В. О. Фомичёва ( ).
2002 Выставка произведений В. О. Фомичёва (региональная общественная организация «Стабильность-97», Саратов ).
2003 Открытие художественной галереи имени В. О. Фомичёва ( Саратов ). Открытие постоянной экспозиции .
2004 Выставка «Портреты в творчестве В. О. Фомичёва» к 80-летию со дня рождения художника (галерея имени В. О. Фомичёва, Саратов ).
2004 Выставка «Островитяне» (Дом искусств и науки, Саратов ).
2005 Выставка произведений В. О. Фомичёва (мэрия г. Саратова ).
2005 Выставка «Нет России без Волги» к 60-летию Победы (галерея имени В. О. Фомичёва, Саратов ).
2005 Выставка «Берега Василия Фомичёва» ( , Саратов ).
2006 Живопись В. О. Фомичёва из Вольской картинной галереи. Выставка «Василий Фомичёв и его современники».
2008 .
10 сентября 2008 Открытие постоянной экспозиции галереи имени В. О. Фомичёва в выставочных залах флигеля Эдемовых музея-усадьбы Н. Г. Чернышевского (Саратов) .
ноябрь 2009 Выставка «Прекрасное есть жизнь», посвященная пятилетию галереи им. В. О. Фомичёва (атриум банка « », Саратов ) .
сентябрь 2010 Выставка «Волга и Волжане» ( , музей-усадьба Н. Г. Чернышевского, Саратов) .
22 ноября 2011 Вечер памяти Заслуженного художника России В. О. Фомичёва (галерея имени В. О. Фомичёва, музей-усадьба Н. Г. Чернышевского, Саратов ) .
1 февраля 2013 Открытие выставки «Обаяние родного края», посвященной 89-летию со дня рождения художника ( , музей-усадьба Н. Г. Чернышевского, Саратов ) .
27 сентября 2013 Открытие выставки «Это Родина моя», посвященной 10-летию (музей-усадьба Н. Г. Чернышевского, Саратов ) .
22 ноября 2013 Открытие выставки одной картины «Набережная. Вид на Волгу» посвященной дню памяти В. О. Фомичёва в (музей-усадьба Н. Г. Чернышевского, Саратов .

Творчество

Талант позволял Фомичёву проявлять себя во всех живописных жанрах, но ведущим жанром для него стал пейзаж, в котором емко воплотилось его яркое и самобытное дарование.

Совершенствуя своё живописное мастерство, Фомичёв несколько раз бывал на творческих дачах художников — в Подмосковье: Челюскинская, Академичке (имени Репина), Горячий Ключ (на юге), где работал рядом с такими признанными мастерами — В. А. Гавриловым, А. П. и С. П. Ткачевыми, М. А. Суздальцевым, Стожаровым.

Убежденный реалист, ценящий в живописи основательность, убедительность образов и сочную фактуру, Фомичёв работал быстро, широким корпусным мазком, позволяющим наполнить холст экспрессией и энергией. Это свободное размашистое письмо делает узнаваемыми все его работы: жанровые и исторические полотна, многочисленные пейзажи и портреты, натюрморты.

Волга , как олицетворение России и самой жизни, в творчестве Фомичёва служила источником вдохновения.

Постоянное участие в многочисленных выставках — Всесоюзных , Республиканских, Зональных «Большая Волга», Зарубежных, Областных, Персональных снискали ему широкую известность.

Талант позволял Фомичёву проявлять себя во всех живописных жанрах: историческом, бытовом, портрете, натюрморте. Но ведущим жанром для него стал пейзаж, в котором емко воплотилось его яркое и самобытное дарование.

В результате путешествий по Саратовскому краю были созданы произведения: «На полевом стане», «Цветение лета», «Пашня», «Скошенное поле», «Заготовка сена», «Родные поля». В Татищевском районе написан этюд «Дорога. Пост ГАИ» 1976.

«Саратовские поля» — образ родной земли. Широкое поле уводит взгляд к узкой полоске деревни Сафаровки, к начинающейся за ней возвышенности, с полями, перелесками. В. Фомичёв ежегодно к этой картине делал этюды полей: зеленые, весенние, летние, скошенные, осенние. Картину с Республиканской выставки приобрело Министерство культуры РСФСР , а многочисленные этюды купили иностранные и отечественные коллекционеры. Пейзаж «Дорога Саратов — Воронеж. Пост ГАИ» экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке «Всегда начеку» 1977. Там и закуплена.

Фомичёв говорил, что он больше любитель осенней природы. Но его весенние пейзажи не менее чарующие. Трудно сосчитать сколько тонов он использует в своей весенней и осенней мелодии.(Фильм «Звезда Василия Фомичёва» «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009 год).

В 1974 году учитель В. Фомичёва Б. В. Миловидов писал ему: «Дарование у Вас сильное, могучее и художник Вы честный, это уж от природы. На выставке есть у Вас этюд „Вольский То завод“ — это шедевр, такое под силу было написать Коровину …»

Волгу Фомичёв писал при любой погоде. Штормовую Волгу любил не менее, а может быть даже более, чем спокойную, солнечную. Весной в районе села Воскресенское в 1977 году неожиданно из-за горы надвигаются черные тучи, и в считанные минуты — смерч. Волга вздыбливается, вода желтеет, со дна все выворачивает на поверхность. Высокие волны наваливаются друг на друга, все гудит, шумит, страшно. Метеоры не ходили, трехпалубные теплоходы стояли на якоре. Слава богу, в такой шторм мы оказались в речке напротив Воскресенска. Укрывшись за огромным деревом Василий Осипович начал писать этюд с разбушевавшейся стихии. Не успел сделать подмалевок, как холст с этюдника унесло, сорвало палитру с красками, этюдник перевернуло. Василий Осипович все собрал, укрепил этюдник и завершил этюд. Так родилась картина «Шторм на Волге» 1977 .

От природы неторопливый и немногословный, своим лаконичным и точным живописным языком Василий Фомичёв успел сказать очень много и о самом главном — о красоте отчей земли, о любви к русской природе, к Волге .

«С Волги никуда не уеду» — отвечал Фомичёв на заманчивое предложение переехать в другой город. А позже говорил: «Родился на Волге. Умру на Волге.»

Пейзаж

У Фомичёва жанр пейзажа удивительно разнообразен: пейзаж деревенский и городской, лирический и индустриальный, и более всего волжский, охватывающий все времена года.

Из городских пейзажей наиболее известны — «Троицкий собор» ( 1991 год ), «Вид на Саратов» ( 1988 год ), «Октябрьская улица» ( 1978 год ).

С особой теплотой написаны произведения посвященные деревне — «Родные поля» ( 1986 год ), «Саратовские поля» ( 1979 год ) — образ родной земли. Широкое поле уводит взгляд к узкой полоске деревни Сафаровки, к начинающейся за ней возвышенности с полями, перелесками.

В 70-е годы Василий Осипович писал эти поля в разное время года. Сделал много этюдов полей: осенних, весенних, летних, вспаханных.

Картину крупного формата с Республиканской выставки закупило Министерство культуры РСФСР, а многочисленные этюды разошлись по отечественным и зарубежным коллекционерам.

Много пейзажей написано художником с лошадками: «На мельнице в Барнуковке», «Ярмарка в Б. Карабулаке», «Колхозный двор», «На конюшне», «Водопой», «В базарный день» и др. Любимый мотив с лошадками автор сам называл «серовским». Пейзаж-это образ Родины.

У Фомичёва этот жанр удивительно разнообразен: пейзаж деревенский и городской, лирический и индустриальный, и более всего волжский, охватывающий все времена года.

Из городских пейзажей наиболее известны — «Троицкий собор», «Вид на Саратов. Набережная», «Октябрьская улица», «Предмостовая площадь».

Во многих его работах можно найти эту примету русской деревни: «Базар в Хвалынске» 1952, «На мельнице в Барнуковке», «Лошадка в санях», «На конюшне», «Сенокос», «На водопое», «На межколхозной мельнице», «У мельницы» — рассыпанная по снегу солома не просто желто-ржавая, а драгоценно-золотая. Мазок голубой краски на старом сарае оборачивается благородной эмалью. В Базарном Карабулаке написана картина «Ярмарка». Яркими сочными красками изображена сцена проводов зимы. Празднично одетые крестьяне, приехавшие на лошадях из ближайших сел в районный центр, мастерски вписаны в зимний пейзаж.

Природа для Фомичёва в любое время года была интересна, давала богатейшую гамму переживаний, которые стремительно выплескивались на холст.

Об этом много сказано специалистами и коллегами. «Особенно интересны пейзажи Фомичёва. Они сочны по колориту и тонко передают состояние природы» — было признано на конференции 1956 года. «Из немногих законченных картин-пейзажей отличается красотой и поэтичностью „Весна“ В. О. Фомичёва» — В. Борунова, искусствовед Художественного фонда СССР 1956 год.

В пейзаже «Весна» 1955 превосходно написана ещё холодная охристо-серая земля с остатками талого грязновато-желтого снега, сползающего с косогора в низину, заполненную мутной водой. Редко стоящие на бугре дома, как бы, замерли в ожидании тепла, но от дальней полосы серого неба ещё веет сыростью.

Не менее проникновенно написан пейзаж «Поздняя осень. Листопад» с опустевшими и почерневшими деревьями и водой. На деревьях изредка оставшиеся желтые листочки. Коричневыми и лиловыми тонами Фомичёв создает ощущение холодного воздуха с первой изморозью.

Портрет

Василий Фомичёв, будучи преимущественно пейзажистом, постоянно обращался к портретному жанру. В 1940-50 годах были написаны портреты: «Летчик В. Будков», «Вовка. Послевоенное детство» 1947, «Курящий в шляпе» (СГХМ), «Художник Е. М. Кулагин» (Вольская картинная галерея), «Колхозный конюх» (в Германии ) и другие.

«Цыган с серьгой» 1960. Герой портрета долго отказывался позировать. Согласился, когда художник заплатил ему 10 рублей. Художник признавал: «Портрет — трудный жанр, тем интереснее его писать». Портреты часто написаны на фоне пейзажа. «Автопортрет» 1983 — на фоне бурной Волги, хмурого неба, о котором в своем отзыве Е. Филиппова из Москвы пишет: «Мужественное, красивое лицо, обладающее огромной притягательной силой. Несомненно, перед Вами личность сильная и одновременно поэтичная, способная испытывать тончайшие переживания. Немудрено, что Саратовская природа, Волга рождает таких художников.»

«Портрет учительницы — ветерана труда» 1978 написан на фоне школьного класса.

«Скульптор А. П. Кибальников», за плечом которого модель его скульптуры «Непокоренный».

«Герой Социалистического Труда Деркач Н. П.» — на фоне грандиозной стройки.

В. Фомичёв в искусстве был очень требовательным, и в первую очередь, к себе. Однажды он выполнил заказ — написал «Портрет М. И. Калинина». ХудСовет работу принял. Получай деньги. Прихожу в мастерскую, а он все соскаблил. Спрашиваю: «Почему?» «Другой напишу» — ответил он. Рассказывает вдова художника Мария Петровна.

Василию Осиповичу хотелось написать портрет нашего знаменитого писателя — земляка Г. И. Коновалова. Но Григорий Иванович как будто не хотел позировать художникам. Василий Осипович оказался в затруднительном положении. Я подсказала: "Григорий Иванович, может быть, согласится, если именно ты будешь писать его портрет. Так оно и получилось. Вскоре они нашли понимание, так как оба они были, что называется, Российскими.

Колоритный портрет Г. И. Коновалова находится в Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева .

Этюды

Невозможно подсчитать сколько им написано этюдов. Фомичёв убежден, что сидя в мастерской, ничего интересного не сделаешь. Тему, мотив жизнь подсказывает. Ходи, смотри, не ленись. Изучай, наблюдай, учись у природы. Крупнейший мастер пейзажа первоосновой прекрасного в искусстве считал жизнь, действительность, природу. Она выше искусства. Он всю жизнь учился у природы. Отражал действительность, пропуская через свою душу. «От его картин исходит положительная энергетика. Они наполняют душу покоем и радостью, поднимают настроение.» В. В. Иванова, музейный смотритель.

Работа на «натуре», слияние с природой стало для него внутренней потребностью. Дар Василия Фомичёва — зоркость глаза, умение схватить все сразу, поразительное чувство света, тональных отношений, уверенная рука.

Этюды Фомичёва — работы большой внутренней законченности, композиционной слаженности и эмоциональной выразительности, перерастают в картины: в них возникает законченный образ природы.

Жанровый момент характерен для многих этюдов Фомичёва. С Большим мастерством он достигает гармоничного соединения фигур людей, животных, барж, лодок с пейзажным пространством («Стадо на Волге», «Последняя весна художника. Май» 1992 ).

Натюрморты

Неотъемлемой частью художественного наследия В. О. Фомичёва являются натюрморты. С чувством восхищения он изображал пышные связки красноперок и громадных волжских жерехов, свежие ароматные яблоки из родительского сада, грибы, овощи — дары осени. «Арбузы» 1992 , «Охотничий натюрморт» 1957 , «Жереха» 1979 (Выставка «Большая Волга»), «Саратовские калачи» 1980 , о котором учащиеся Саратовского художественного училища сделали такую запись: «Явно из всей выставки выделяется натюрморт В. О. Фомичёва „Саратовские калачи“. Хотелось бы у него учиться.»

«Прелесть! Смотришь и удивляешься. Калач только что вынули из печи. Одно жаль, тов. Фомичёв, что Вы не можете дать запах этому хлебу. А запах хлеба, всеравно угадывается. Спасибо за Саратовские калачи!» — Любитель, прикладник Аникушин В. С. 17 мая 1980 года .

Хороши и цветочные натюрморты Фомичёва: «Розы», «Полевые цветы», «Пионы», «Васильки и ромашки», «Гвоздики», «Сирень», «Ландышы» 1992 , «Черемуха» 1992 .

Волга в творчестве художника

Самые сильные стороны дарования В. О. Фомичёва наиболее полно выразились в ведущей теме его искусства. Этой темой стала Волга. Иначе и быть не могло у коренного волжанина и заядлого рыбака, избороздившего реку вдоль и поперек, не раз поднимавшегося на своей лодке до Хвалынска, Ульяновска, Самары.

В одних работах Волга поражает мощью, величием — «Волга у Вольска» 1968 , «Шторм на Волге» 1977 , «Волжские просторы» 1990 . В других — чарует покоем и ласковой красотой — «Перламутровая Волга» 1971 , «Нежно-голубая Волга (Весенняя)» 1974 . То утренняя — «Утро туманное, утро седое…», то розовая, то огненная, будто в воды опрокинулся закат. То она хмурая и загадочная — «Хмурая Волга» 1989 . Волга Фомичёва одинаково прекрасна и в золоте солнечных лучей — «Солнечный день» 1979, и в унылые пасмурные дни «Дождь над Волгой» 1956 и в рассветные и закатные часы.

Кажется, нет конца разнообразию мотивов: цементные заводы Вольска, старые просмаленные баржи в Алексеевском затоне, береговые утесы, села на высоких берегах, груженые баржи, белоснежные теплоходы, скоростные суда вдоль Змеевых Гор и Чирей горы, протоки и заливы, рыбацкие лодки.

На Волге Василий Осипович начинал день с подготовки этюдника и палитры — счищал краску с палитры, используя её для грунта холста. Кисти с мылом частенько мыла его жена. С раннего утра он направлялся на заранее облюбованное место. Работал всегда с вдохновением. Глаза загорались, голубели. Твердыми уверенными движениями руки быстро наносил краску на холст. Не на отдельные участки, а широко, размашисто, снизу до верху. Сидя позади, я любовалась красотой творческого момента и самого художника. Мария Петровна Фомичёва приговаривала: «Какой хороший этюд получился». А он, улыбаясь, прищурив глаза отвечал: «А у меня плохих нет!» «Ах ты хвальбишка!» — подмечала она.

Вся многоликая трепетно-изменчивая жизнь природы, казалось, сама ложилась на холст. Да и как могло быть иначе, если по полгода он жил на Волге в окружении первозданной безлюдной чистой природы и его творческой мастерской был весь вольный свет. Волгарь по рождению и по духу, он создавал пейзажи, которые запоминаются не только сюжетами, но и настроением, уверенным мастерством.

Серия кавказских работ

В 1971 году во время путешествия по Кавказу (вместе с М. А. Суздальцевы ) Фомичёв написал серию работ «Кавказские горы», «Сочи», «На море», «Красная Поляна», «Селение в горах», «Бирюзовая волна» и другие. Всего более 20 работ.

Серия работ « Золотое Кольцо России »

Путешествуя в 1972 году по «Золотому Кольцу России», он создал ряд произведений: «Ростовские колокола», «У озера Неро», «Белокаменная церковь с голубыми куполами», «Храм Василия Блаженного»…

Творческое наследие

Василий Осипович Фомичёв оставил богатейшее творческое наследие. «Троицкий собор» давно стал визитной карточкой Саратова. Ряд картин вдова художника передала музеям города Саратова и Саратовской области. В 1997 году 72 работы составили мемориальную экспозицию картинной галереи города Вольска.

Мария Петровна считает, что Василий Осипович одобрил бы её поступок. Это в его характере.

И. Е. Репин писал: «Признаюсь, мне приятнее всего было бы никогда не продавать свои картины, а помещать их в общественные музеи даром. Но даром жить нельзя — нужны деньги». Поэтому более 60 произведений живописи В. О. Фомичёва составили коллекцию О. П. Табакова, чуть меньше — стали основой создания частной галереи предпринимателей А. А. Маслова и Щукарева А. Г. в Москве.

Другие обрели своё пристанище за рубежом.

«Сотни этюдов и картин Фомичёва свидетельствуют о красоте и мощи русской красавицы Волги в разных странах мира, в частных коллекциях и в музейных экспозициях. И каждое полотно, как визитная карточка нашего края. Тысячи визиток раздарил Василий Осипович во славу Земли Русской». Владимир Вардугин, член союза писателей России.

В 1960—1980-е гг. В. О. Фомичёв много путешествовал — Золотое Кольцо, Кавказ, Подмосковье, Поволжье. Этюды, привезенные из поездок, стали творческими отчетами перед соотечественниками, а 300 работ мастера в виде призов выдавались участникам Всесоюзной художественной лотереи. Они также экспонировались в художественных музеях и галереях России , Прибалтики , Кавказа , Средней Азии , Израиля , Германии , Италии , США , Канады , Чили и ряда других стран .

Повторив подвиг А. П. Боголюбова по созданию Радищевского художественного музея , Мария Петровна Фомичёва, вдова художника передала в дар городу Саратову 200 произведений своего мужа, считая, что они должны принадлежать его малой родине, народу. На их основе в 2003 году в Саратове была создана Художественная картинная галерея имени В. О. Фомичёва, успешно действующая сегодня при музее—усадьбе Н. Г. Чернышевского. Здесь регулярно проводятся встречи с прекрасным художников и любителей искусств разных поколений, лекции, беседы, экскурсии, консультации, мастер-классы и открытые уроки.

8 октября 2003 года в помещении саратовской организации Союза художников России (улица Рахова, 137) Мария Петровна Фомичёва и заместитель мэра города Саратова Наталия Ивановна Старшова в присутствии многочисленных гостей открыли долгожданную картинную галерею. Картинную галерею составили 140 работ художника.

Решение вдовы художника — передать картины в музеи:

  • В краеведческий музей г. Вольска — 72 работы, в 1997 году;
  • в музей краеведения г. Саратова-12 работ, в 2001 году;
  • в музей краеведения г. Энгельса — 12 работ, в 2001 году;
  • в Татищевский музей — 3 работы, в 2001 году;
  • в музей Н. Г. Чернышевского — 9 работ, в 2003 году;
  • в — 140 работ в 2003 году;
  • в Радищевский музей — 14 работ (в том числе «Автопортрет», 1983), в 2003 году;
  • в Музей боевой славы — 3 работы в 2008 году;
  • в Самойловский краеведческий музей — 5 работ, в 2008 году;
  • в Самойловский Дворец культуры — 2 работы, в 2009 году;
  • в Художественное училище имени А. П. Боголюбова — 3 работы, в 2010 году;
  • в — 25 работ в 2009 году;
  • в — 33 работы в 2011 году.

В 2009 году был снят фильм о жизни и творчестве В. О. Фомичёва «Звезда Василия Фомичёва» .

Примечания

  1. Дата обращения: 26 января 2014. 2 февраля 2014 года.
  2. . Дата обращения: 26 января 2014. 1 февраля 2014 года.
  3. . Дата обращения: 26 января 2014. Архивировано из 3 февраля 2014 года.
  4. В Саратовском уезде существовали Елховка в Елшанской (до 1923 — во Всеволодчинской) волости и Елховка в Курдюмской (до 1923 — в Марииновской) волости (см.: . Управление по делам архивов Саратовской области. Дата обращения: 9 февраля 2016. 4 марта 2016 года. ); ныне территория и той, и другой Елховки относится к Татищевскому району.
  5. . Дата обращения: 26 января 2014. Архивировано из 3 февраля 2014 года.
  6. . Дата обращения: 26 января 2014. 2 февраля 2014 года.
  7. . Дата обращения: 26 января 2014. Архивировано из 20 февраля 2014 года.
  8. . Дата обращения: 26 января 2014. 2 февраля 2014 года.
  9. . Дата обращения: 26 января 2014. 2 февраля 2014 года.
  10. . Дата обращения: 26 января 2014. Архивировано из 1 февраля 2014 года.
  11. . Дата обращения: 26 января 2014. 1 февраля 2014 года.
  12. . Дата обращения: 26 января 2014. 2 февраля 2014 года.
  13. . Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано из 4 апреля 2016 года.
  14. . Дата обращения: 26 января 2014. Архивировано из 2 февраля 2014 года.
  15. . Дата обращения: 26 января 2014. Архивировано из 3 февраля 2014 года.
  16. . Дата обращения: 26 января 2014. 2 февраля 2014 года.
Источник —

Same as Фомичёв, Василий Осипович