Родился
17
(30) декабря
1904 год
в
Санкт-Петербурге
в семье служащего Главного управления по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел Бориса Клавдиевича Кабалевского
. (При этом в советских справочных изданиях указывалось, что Кабалевский родился «в семье математика»
.)
Учился в трёхклассном городском училище и в
1-й Петроградской классической гимназии
. В 1918 году вместе с родителями переехал в Москву, где в 1922 году окончил сов. школу II ступени № 35.
Самостоятельную работу начал в 1922 году — аккомпаниатор, секретарь и управделами Музыкального техникума им. А. Н. Скрябина. С 1925 года начал педагогическую деятельность в этом техникуме.
В 1927—1928 годах вышли его первые изданные сочинения и музыкально-критические заметки.
Выступал как пианист и дирижёр с исполнением своих произведений.
В годы
войны
с середины октября 1941 до января 1942 года был эвакуирован с Союзом композиторов в
Свердловск
. Вёл занятия в консерватории и был инструктором обкома
ВЛКСМ
по работе с учащимися
ПТУ
.
Начиная с 1945 года, неоднократно был за границей: Австрия, Австралия, Англия, Бельгия, Болгария, Венгрия, ГДР, Канада, Китай, Мексика. Польша, Румыния, США, Финляндия, Франция, Германии, Чехословакия, Швеция, Швейцария, Япония.
Ведя класс композиции в
Московской консерватории
и занимая один из ведущих «секретарских» постов в
Союзе композиторов СССР
, по
, часто использовал свою власть против молодых композиторов, стремившихся отойти от
. (Один из известнейших учеников Кабалевского
Алемдар Караманов
столкнулся с «непониманием» со стороны своего профессора: по окончании аспирантуры (1965) ему пришлось
.)
В 1932—1948 годах — член правления Союза композиторов Москвы, в 1935—1948 — член Президиума Оргкомитета Союза Советских композиторов (ССК СССР), с 1952 — секретарь правления
Союза композиторов СССР
, с 1962 — председатель комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества.
Являлся одним из наиболее официозных музыкальных деятелей советской эпохи, занимая ключевые административные позиции в
Союзе композиторов
и
Министерстве культуры СССР
, а также представляя СССР в различных международных культурных организациях. Его позиция по музыкальным, творческим и эстетическим вопросам всегда соответствовала идеологическим установкам советских властей, меняясь вместе с политическим курсом в тот или иной период времени.
Авторитет Кабалевского как музыкального, государственного и общественного деятеля усиленно возрождается в России 2000-х - 2020-х годов в связи с общим направлением государственной политики в державно-традиционалистском духе.
Педагогическая система Д.Б. Кабалевского
Занимая ведущие позиции в
Союзе композиторов
и
Министерстве культуры СССР
, в начале 1970-х гг. Д.Б. Кабалевский выступил инициатором методики, которая сразу же была официально внедрена во всех советских начальных и средних образовательных учреждениях (школах и училищах), а также оказала большое влияние на политически зависимые от СССР страны т.н. «
Восточного блока
». Провозглашая в качестве цели школьного предмета «Музыка» «формирование музыкальной культуры» и преподавание музыки как «живого образного искусства»
, методика Кабалевского строилась на догмах «
социалистического реализма»
, согласно которым все основы музыки сводились к её жанрово-прикладным проявлениям (т.н.
). Во многом методика Кабалевского, поддержанная государством, являлась «советским ответом» на распространившиеся в ХХ веке на Западе новые музыкально-педагогические системы (
Бартока
,
Кодая
,
Орфа
и др.). На ней основывалась деятельность всех советских школ (общеобразовательных и музыкальных) вплоть до конца горбачёвской «
перестройки
» (конец 1980-х - начало 1990-х гг.). По инерции она во многом воспроизводится и в современном российском школьном музыкальном воспитании.
Семья
Отец — Борис Клавдиевич Кабалевский (1877—1939), служащий Главного управления по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел Российской империи, математик в страховой компании, в советское время работал в
ЦСУ
и в
Госстрахе
.
Мать — Надежда Александровна Кабалевская (урожд. Новицкая) (1878—1958), домохозяйка.
Первая жена — Эдварда Иосифовна Блюман (1911—1981), дочь
Р. Л. Блюман
. Преподавала английский язык в
Министерстве внешней торговли СССР
, окончив институт иностранных языков. Кроме того, была переводчиком художественной литературы с английского языка. Самый её известный перевод — «
Вино из одуванчиков
»
Р. Бредбери
, а всего было более 30 переводов книг и рассказов.
Сын — Юрий Дмитриевич Кабалевский (1931—2016)
.
Вторая жена — Лариса Павловна Чегодаева (1911—1988)
.
Дочь — Мария Дмитриевна Кабалевская, директор Музыкального культурно-образовательного центра имени Д. Б. Кабалевского
.
Первый раз довольно рано женился, но брак был недолгим. Со второй женой, Ларисой Павловной, которая стала его другом, помощницей, прожил всю жизнь.
Сталинская премия второй степени (1949) — за концерт для скрипки с оркестром (1948)
Сталинская премия второй степени (1951) — за оперу «Семья Тараса» (1950)
Государственная премия СССР
(1980) — за 4-й концерт для фортепиано с оркестром («Пражский») (1979)
(премия за произведения литературы и искусства для детей)
Почётный член Международного общества имени З. Кодая (
Венгрия
).
Творчество
Музыка Кабалевского продолжает эстетику школы Мясковского, являясь академическо-традиционалистской в своей основе. При этом она слегка разбавлена «более современными» гармониями, опирается на музыкально-идеологические догмы «
соцреализма
» (советская тематика, опора на жанры песенные, танцевальные и маршевые, частая имитация «национального колорита», преимущественно русского), отличается профессиональным мастерством и уверенным владением традиционной композиторской техникой. Работал во многих жанрах. Внёс также вклад в область музыки для детей и юношества, особенно — в жанр пионерской хоровой музыки.
Бах, Иоганн Себастьян
. 8 маленьких прелюдий и фуг для органа, токката и фуга до минор для органа, токката и фуга ре минор для органа, вторая органная соната. Обработка для фортепиано.
Мусоргский, Модест Петрович
. Интермеццо си минор для оркестра, скерцо си минор для оркестра. Переложение для фортепиано в 4 руки.
В Москве, на здании бывшей школы № 209, где композитор работал учителем музыки в 1973—1981 годах, установлена мемориальная доска.
С 1962 года проводится Международный конкурс молодых музыкантов имени Д. Б. Кабалевского.
в 1995 году, в Государственном общеобразовательном учреждении Москвы «Центр образования № 1601 имени Героя Советского Союза Е. К. Лютикова» открыт мемориальный музей Д. Б. Кабалевского. В 2005 году на здании была установлена мемориальная доска композитору.
С 1995 года Детская музыкальная школа № 20
Тверского района
Москвы носит имя композитора.
В городе
Самара
с 1997 года музыкальная школа номер 10 носит имя Дмитрия Борисовича Кабалевского.
С 2005 года в
Ватутинках
имя Кабалевского носит детская школа искусств
.
В 2016 году одной из улиц в
Десёновском
поселении Москвы присвоено название Дмитрия Кабалевского.
Крещение в церкви Преображения Господня при 1-ой Петербургской гимназии 9 января 1905 года; восприемники при купели: генерал-майор Клавдий Георгиевич Кабалевский и вдова генерал-майора Ольга Георгиевна Кабалевская (ЦГИА СПб. Ф. 19.— Оп. 127.— Д. 1688.— Л. 214).
(неопр.)
.
bse.uaio.ru
. Детская энциклопедия. Дата обращения: 9 октября 2023.
12 августа 2016 года.
Дарья Жигулина (2011-10-04).
.
Магнитогорский металл
.
из оригинала
5 марта 2016
. Дата обращения:
28 декабря 2011
.
/ Гл. ред. Г. П. Шалаева. —
М.
: Филологическое общество "Слово", ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — С. 606. — 1680 с. —
ISBN 5-8123-0088-7
; 5-94849-441-1.
(неопр.)
. Дата обращения: 2 апреля 2012.
6 декабря 2013 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 января 2022.
1 января 2022 года.