Забаха
- 1 year ago
- 0
- 0
Стрельба́ по-македо́нски — метод ( ) ведения боя огнестрельным оружием (чаще всего пистолетами ), заключающийся в стрельбе с двух рук, одновременно поднятых на уровень плеч, иногда со сцепленными большими пальцами . Приём широко распространён в кинематографе (в первую очередь в фильмах- боевиках и вестернах ), а также в компьютерных играх-шутерах от первого лица .
Такой приём обеспечивает удвоение огневой мощи стрелка и уменьшение отдачи после выстрела за счёт увеличения массы при сцеплении пальцев рук.
В английском языке термином dual wield обозначается не только стрельба по-македонски, но и ведение ближнего боя двумя единицами клинкового или древкового оружия.
Существует несколько версий происхождения термина. Писатель Владимир Богомолов , на обвинение его в изобретении этого термина, в письме главному редактору газеты «Комсомольская правда» писал :
… стрельба по-македонски впервые попала на страницы газет в 1934 году, когда в Марселе усташами , адептами стрельбы по-македонски, при наличии самой тщательной охраны кортежа были застрелены югославский король Александр и министр иностранных дел Франции Барту . С середины 30-х годов стрельбе по-македонски, то есть стрельбе на ходу из двух пистолетов (или револьверов) по движущейся цели, начинают обучать в США агентов ФБР, а в Англии — агентов оперативных отделов Скотленд-Ярда. С 1942 года стрельбу по-македонски начали культивировать розыскники советской военной контрразведки. К 1944 году, когда происходит действие романа, стрельба по-македонски культивировалась по крайней мере в семи странах.
Проверить достоверность заявлений Богомолова не представляется возможным. Владо Черноземский , террорист, который в одиночку совершил Марсельское убийство , действительно был инструктором в лагерях подготовки террористов и мог владеть специальными навыками стрельбы. Однако упоминаемое писателем убийство он выполнил, стреляя в упор из одного маузера , запрыгнув на подножку автомобиля, в котором ехали король Александр с сопровождающими. У террориста был с собой ещё и «вальтер», но из него он не стрелял. Охрана же кортежа вовсе не была тщательной. [ источник не указан 1792 дня ]
Есть версия, что термин происходит от македонских борцов за свободу, которые использовали сразу два пистолета во время Балканских войн 1912 и 1913 годов.
Выделяется несколько достоинств и недостатков в стрельбе по-македонски. Достоинство заключаются в усиленной огневой мощи. Стрельба с двух рук также позволяет увеличить плотность стрельбы и уменьшить разброс пуль . К недостаткам относится увеличенное время перезарядки сразу двух единиц оружия и невысокая точность стрельбы [ источник не указан 3819 дней ] . Также далеко не все виды пистолетов можно использовать под «стрельбу с двух рук» (для примера револьверы типа магнум либо крупнокалиберные пистолеты Desert Eagle обладают слишком сильной отдачей, чтобы эффективно стрелять подобным образом) [ источник не указан 3819 дней ] .
Способ стрельбы «по-македонски» для оперативника, которому для скрытности работы нельзя носить с собой автомат, трудно переоценить. Он был широко распространен и среди наших спецслужбистов, и среди немцев. Применялся он до тех пор, пока была возможность «разжиться» вторым пистолетом. В 50-е годы у оперсостава началось массовое изъятие нетабельного оружия, второй пистолет для вооружения оперативника предусмотрен не был, и с уходом старослужащих о способе стрельбы из двух пистолетов с двух рук забыли. Больше его никто не культивировал ни у нас, ни на западе — с появлением малогабаритных пистолетов-пулеметов он стал ненужным.
— Потапов А. Приемы стрельбы из пистолета: Практика СМЕРШа
В романе Платонова « Чевенгур » главный герой Дванов в последнем бою ведёт стрельбу из двух револьверов.
Этот вид стрельбы описывается Владимиром Богомоловым в романе « В августе сорок четвёртого », где им владеют оперативники СМЕРШа и агенты-парашютисты абвера и применяет старший лейтенант Таманцев.
Повесть Виктора Пелевина « Македонская критика французской мысли » (часть романа ДПП (NN) ) обыгрывает смысловое значение «стрельбы по-македонски» применительно к философской критике. Герой повести подвергает уничижительной критике современных французских философов «с двух рук», символически уподобляясь стрелку из двух револьверов.