Interested Article - Ближневосточный поход монголов
- 2020-06-15
- 1
Ближневосточный поход монголов под командованием Хулагу ( 1256 — 1260 ) — один из крупнейших завоевательных походов монгольской армии, направленный против иранских исмаилитов - низаритов , халифата Аббасидов , сирийских Айюбидов и мамлюков Египта ; поскольку большую роль в действиях против ближневосточных мусульман сыграли центральноазиатские христиане- несториане , а союзниками монголов были участники Седьмого крестового похода , некоторыми историками ( Рене Груссе , Георгий Вернадский , Лев Гумилёв ) назван Жёлтым крестовым походом .
Подготовка к походу
Мункэ , провозглашённый каганом Монгольского государства в 1251 году , принял решение продолжить войны против империи Сун и непокорённых государств Ближнего Востока. Одним из поводов для ближневосточного похода послужила жалоба, поданная Мункэ жителями Казвина и горных районов Персии на вред, причиняемый им исмаилитами - низаритами (известными на Западе как ассасины , а на Востоке — как мульхиды, то есть еретики). Согласно Рашид ад-Дину , «так как многие из искавших правосудия на несправедливость еретиков, передали себя на [его] благороднейшее усмотрение, Менгу-каан в год быка отправил в области таджиков против еретиков своего [младшего] брата Хулагу-хана» . На исмаилитов и багдадского халифа жаловался хану и монгольский военачальник Байджу , базировавшийся в северном Иране . Мункэ приказал Хулагу разрушить горные крепости исмаилитов, покорить луров и курдов , завоевать владения халифа, если тот не изъявит покорности.
Численность войск
Джувейни , а вслед за ним и Рашид ад-Дин, сообщают, что каждый улус должен был поставить в армию Хулагу по два человека из каждого десятка воинов. Но это может быть лишь фигура речи, означающая, «очень большое войско», так как то же выражение встречается у Джувейни под 1246 годом, когда Гуюк отправлял Илджидая на войну против исмаилитов.
Анонимный автор сочинения Шаджарат аль-атрак (XV век) пишет, что Мункэ дал Хулагу одну пятую всех годных к службе монголов, и это составило 120 тысяч человек. Му‛ин ад-Дин Натанзи сообщает, что Хулагу выступил из Монголии в сопровождении 70 тысяч человек . И по свидетельству инока Магакии ( Григора Акнерци ), армянского историка XIII века, численность войск Хулагу доходила до 70 тысяч: «пришли с востока… семь ханских сыновей, каждый с туманом всадников, а туман значит 10 000» . Современные исследователи, пытаются рассчитать численность армии Хулагу, исходя из количества упоминаемых в источниках военачальников — 15-17 человек. Если каждый военачальник — темник , то в монгольском войске должно было быть 150—170 тысяч человек. Однако тумен лишь теоретически включал 10 тысяч воинов; реальная численность могла быть меньше .
К армии были приписаны китайские инженеры для обслуживания камне-, стрело- и огнемётных машин ; численность китайцев оценивается по-разному, от тысячи до четырёх .
Кроме войск Байджу под верховное командование Хулагу переходили войска Даир-бахадура, размещённые в Кашмире . На пути следования армии была проведена тщательная подготовка: через реки наведены мосты, исправлены дороги; племена, кочевавшие на территории, через которую должна была двигаться армия, согнаны со своих мест; заготовлены огромные склады продовольствия и фуража .
Участие христиан
Хулагу симпатизировал буддистам, но в целом использовал приверженцев разных религий в своих политических целях. Однако его старшая жена, влиятельная Докуз-хатун , была христианкой и покровительницей христиан. Найман Китбука был несторианином . Наконец, в союз с монголами вступил король Киликийской Армении Хетум I , который в 1248 г. отправляет своего старшего брата Смбата Спарапета (Смбат Гундстабл) в монгольскую столицу Каракорум, а позже, по приглашению великого хана Мунке , сам отправился в путь. Проведя в гостях у хана пятнадцать дней, получив освобождение от податей и гарантии военной помощи, армянский король вернулся в Киликию. Он также смог привлечь к союзу с монголами антиохийского князя Боэмунда , выдав за него замуж свою дочь [ неавторитетный источник ] . К монгольскому войску также примкнули христиане Ближнего Востока, ассирийцы и греки, которые видели в монголах освободителей.
Ход завоеваний
Выступление войск
Хулагу покинул Монголию в октябре 1253 года, но двигался крайне медленно. В 1254 году он был в Алмалыке и Улуг-Иве у правительницы Чагатайского улуса , а в сентябре 1255 года его принимал близ Самарканда монгольский наместник Мавераннахра , сын Махмуда Ялавача . Такое неспешное движение было связано с противодействием главы Улуса Джучи Бату , который не желал пускать имперскую армию за Амударью , территорию за которой рассматривал как сферу влияния Джучидов. Не последнюю роль играла позиция Берке , брата Бату, который заявил: «Мы возвели Менгукана, и чем он нам воздаёт нам за это? Тем, что отплачивает нам злом против наших друзей, нарушает наши договоры… и домогается владений халифа, моего союзника… В этом есть нечто гнусное» . Мункэ не хотел ссориться с Бату, поэтому до смерти последнего (1255/1256) решительного наступления не предпринималось. Тем не менее, ещё в августе 1252 года из Монголии выступил авангард под командованием Кит-Буга - нойона численностью в 12 тысяч, который с марта 1253 года действовал против исмаилитов в Кухистане, осаждая крепость Гирдекух .
Разгром низаритов
В январе 1256 года Хулагу, пополнив свою армию джучидскими подразделениями, предоставленными Сартаком , форсировал Амударью и осадил низаритские крепости в Кухистане ( Эльбурс ). Не полагаясь лишь на военную силу, Хулагу начал и дипломатическое наступление, потребовав от имама низаритов Рукн-ад Дина Хуршаха капитуляции. Среди исмаилитов существовала промонгольская партия, к которой принадлежали известный персидский учёный Насир ад-Дин ат-Туси и врач Муваффик ад-Доулэ, дед Рашид ад-Дина , знаменитого министра государства Хулагуидов . Под влиянием этой партии Хуршах согласился сдать крепости в обмен на сохранение жизни и владений. Однако, как только Хулагу почувствовал, что Хуршах пытается выгадать время и затягивает переговоры, он начал штурм крепости Маймун-диз , в которой находился имам. В итоге, Хуршах вынужден был сдаться. Хулагу отправил его в Монголию, к Мункэ, который должен был решить судьбу Хуршаха. По дороге, в Средней Азии, 9 марта 1257 года Рукн ад-дин Хуршах, видимо, по тайному приказу Мункэ, был убит. В то же время, Насир ад-дин ат-Туси стал советником и личным астрологом Хулагу.
Большинство исмаилитских крепостей в Кухистане сдалось без боя в течение года и было разрушено. Лишь немногие, в том числе знаменитый Аламут , капитулировавший 15 декабря 1256 года , оказали незначительное сопротивление. Сложнее всего пришлось монголам при осаде Гирдекуха , которая продлилась годы.
Историк Джувейни , служивший Хулагу, ознакомился с богатым книгохранилищем Аламута. Хранившаяся там рукопись «Сергузашт-и сейидна» , посвящённая жизни Хасана ибн Саббаха , была использована Джувейни в своём сочинении. Ему удалось сохранить библиотеку от разграбления, однако он лично сжёг ту часть записей, где приводилась исмаилитская догматика.
Завоевание Багдада
Покончив с низаритами, Хулагу потребовал покорности от багдадского халифа аль-Мустасима . Халиф, самонадеянно отвергнув ультиматум монгольского командующего, не располагал, однако, силами, чтобы ему противостоять. Среди сановников, окружавших халифа, не было единства по поводу мер, которые нужно предпринять для обороны страны. К тому же аль-Мустасим отказался выплатить жалование наёмному войску, и оно было распущено.
Полевая армия Аббасидов под командованием Фатх ад-Дина ибн Керра потерпела поражение на берегу Тигра от войск Байджу. В начале 1258 года Хулагу, Байджу и Китбука завершили окружение Багдада. Сперва в действие вступили осадные орудия, а затем начался штурм. К середине февраля город был в руках монголов. В начавшемся избиении жителей были пощажены христиане (по просьбе несторианки Докуз-хатун , старшей жены Хулагу) и евреи, которых монголы рассматривали как своих союзников, поскольку при халифах они были угнетаемы. Сдавшийся в плен аль-Мустасим по приказу Хулагу вынужден был показать тайные казнохранилища Аббасидских правителей, а затем, 20 февраля , был казнён. Визирю и сахиб-дивану, оставленным на своих постах, а также другим чиновникам, назначенным Хулагу, было приказано «восстановить Багдад, очистить город от убитых и мёртвых животных и вновь открыть базары». Бука-Темур был отправлен покорять южную часть Ирака Арабского и Хузестан .
Хулагу на северо-западе Ирана
Из Багдада Хулагу двинулся на север, сначала к Хамадану , а затем — в Восточный Азербайджан , к Мараге , которую намеревался сделать своей столицей. Он принял здесь своего вассала Бадр ад-Дина Лулу , правителя Мосула . Ранее нойон Урукту был направлен для взятия города Ирбиль . Его правитель Тадж ад-Дин ибн Салайя покорился монголам, но защищавшие крепость курды отказались сдаться. Долгая осада успеха не принесла. Бадр ад-Дину было поручено захватить Ирбиль, что тот и сделал, когда летняя жара заставила курдов покинуть город.
Хулагу продвинулся к Тебризу , где в августе принял мусульманских властителей, прибывших выразить покорность и поздравить с победами, в частности Саада, сына атабека Абу Бакра из Фарса , и братьев Изз ад-Дина Кей-Кавуса II и Рукн ад-Дина Кылыч-Арслана IV из Конийского султаната .
Трофеи, захваченные при разгроме низаритов и аббасидов, были частью переправлены на хранение в замок на острове Шахи озера Урмия , частью — посланы великому хану Мункэ вместе с известиями о завоеваниях в Иране и Ираке и планами вторжения в Сирию.
Сирийская кампания
Решимость монгольского командующего вторгнуться в Сирию была, вероятно, подкреплена известиями о политической нестабильности в регионе, в частности, конфликтом между айюбидскими князьями и мамлюкским Египтом . Неизвестны причины, по которым Хулагу более года медлил начинать массированное наступление. Только 12 сентября 1259 года монгольская армия выступила на запад. В авангарде шли силы Китбуки , на правом крыле — Байджу и Шиктур, на левом — Сунджак, центром командовал сам Хулагу. Путь войск пролегал через горные пастбища Ала-Тага к востоку от озера Ван , Ахлат и горы Хаккяри к Диярбакыру . Затем Хулагу приступил к систематическому подчинению Джезиры . Монголы заняли Ахлат, разгромили в окрестных горах курдов . Ас-Салих Исмаил, сын Бадр ад-Дина Лулу, был послан на завоевание Амида , а Хулагу захватил Эдессу , Нисибин и Харран . Майяфарикин , осаждённый сыном Хулагу , держался до весны 1260 года.
В начале 658 года хиджры (начало года падает на 18 декабря 1259 года н. э.) монгольские войска при поддержке армянских, грузинских и сельджукских контингентов перешли Евфрат и заняли позиции в окрестностях Халеба . Наместнику ан-Насира Юсуфа было приказано сдать город. В ответ на его отказ 18 января 1260 года монголы осадили Халеб. В осаде участвовали и войска христианских союзников Хулагу — Хетума Армянского и Боэмунда Антиохийского . Город был взят спустя неделю и подвергнут резне и разграблению, длившимся шесть дней. Цитадель держалась до 14 (по другим сведениям до 25 ) февраля. После взятия Хулагу неожиданно пощадил её защитников, но сами укрепления были разрушены . Хетум сжёг большую мечеть Халеба, сохранив яковитскую церковь. Хулагу вернул армянскому царю некоторые области и замки, отнятые у него халебскими правителями. Боэмунду были отданы халебские земли, бывшие в руках мусульман со времён Салах ад-Дина . Затем была взята крепость Харим к западу от Халеба, защитники которой были поголовно вырезаны за сопротивление; в живых остался лишь один армянский золотых дел мастер.
Пребывая близ Халеба, Хулагу принял посланников Хамы и Хомса , явившихся выразить покорность. Айюбидский правитель Хамы тем временем покинул свой город, чтобы присоединиться к армии ан-Насира Юсуфа в Дамаске. Напротив, прежний правитель Хомса , тайный союзник монголов, лишённый ан-Насиром Юсуфом владений, прибыл из Дамаска, чтобы лично подтвердить своё подчинение Хулагу, и в награду получил своё княжество из рук монгольского завоевателя обратно.
Айюбидский султан ан-Насир Юсуф , узнав о падении Халеба, отступил с войском от Дамаска на юг, намереваясь достичь Египта. Дамаск сдался монголам без боя, и 14 февраля (по другим сведениям — 1 марта) Китбука вступил в город, назначив там монгольского управляющего.
Действия корпуса Китбуки
После получения в начале весны 1260 года известия о смерти великого хана Мункэ (11 августа 1259 года ) Хулагу принял решение с бóльшей частью войска отступить в Иран. Он миновал Сарудж около середины весны 658 г. х./1260 года, а затем — Ахлат 26 джумада II/7 июня 1260 и в итоге расположился лагерем в Азербайджане , в окрестностях Тебриза .
Командующим оставшихся войск был назначен Китбука. Ему были поручены сравнительно малые силы (10—20 тысяч или даже 10—12 тысяч, включая подкрепления от союзных армян и грузин ). Хулагу оставил своего военачальника со столь немногочисленным войском, видимо, неверно оценив силы своих противников в Египте; возможно, он был введён в заблуждение информацией, полученной от захваченных в Сирии пленников. С другой стороны, Хулагу был вынужден забрать львиную долю войска, вероятно, понимая, что вскоре после смерти Мункэ неизбежно вспыхнет конфликт с Джучидами за спорные территории в Закавказье. Претензии Хулагу на них, по всей видимости, были недостаточно обоснованными, и есть некоторые указания, что, по меньшей мере, пастбища северо-западного Ирана должны были принадлежать Джучидам по праву.
Китбуке было поручено сохранить уже завоёванное (информация Бейбарса аль-Мансури). По сведениям Ибн аль-Амида, он должен был к тому же зорко следить за франками прибрежных крестоносных государств . Сам Хулагу в своём письме Людовику Французскому (1262), сообщает, что Китбуке было приказано покорить крепости исмаилитов в северной Сирии. Отступая, Хулагу отправил посольство к мамлюкскому султану Кутузу в Каир со следующим ультиматумом :
Великий господь избрал Чингиз-хана и его род и [все] страны на земле разом пожаловал нам. Каждый, кто отвернулся от повиновения нам, перестал существовать вместе с жёнами, детьми, родичами, рабами и городами, как всем должно быть известно, а молва о нашей безграничной рати разнеслась подобно сказаниям о Рустеме и Исфендияре . Так что, ежели ты покорен нашему величеству, то пришли дань, явись сам и проси [к себе] воеводу, а не то готовься к войне
— Джами' ат-таварих
В ответ на это требование Кутуз, по инициативе Бейбарса, приказал казнить послов и готовиться к войне.
Китбука тем временем продолжил завоевания из Сирии на юг — в Палестину , захватив Баальбек , аль-Субейба и Аджлун , монголы вошли в Самарию и жестоко расправились с Айюбидским гарнизоном Наблуса . Далее монгольские отряды беспрепятственно заняли Газу , Айюбидский султан был взят в плен и выслан к Хулагу, монгольские гарнизоны в 1000 человек были размещены в Газе и Наблусе . Навстречу Китбуке двинулась армия египетских мамлюков под командованием Кутуза и Бейбарса . 3 сентября 1260 года в битве при Айн-Джалуте монгольское войско потерпело поражение. Китбука попал в плен и был казнён.
Примечания
- Примерно соответствует 1253 году н. э.
- , с. 144.
- , с. 22.
- ↑ , p. 15.
- , с. 24.
- ↑ , с. 23.
- , с. 185.
- .
- , с. 224.
- , с. 246.
- , p. 27.
- , p. 350.
- , p. 26.
- , p. 351.
- , p. 40.
- Рашид ад-Дин. . Дата обращения: 25 августа 2008. 23 апреля 2012 года.
- Amitai-Preiss, p. 32.
- Jean Richard, p.428
- Amin Maalouf, p.264
- Tyerman, p.806
- Amin Maalouf, p.262
Библиография
Источники
- Из сочинений Ибнфадлаллаха Эломари // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / Пер. В. Г. Тизенгаузена . — СПб. , 1884. — Т. 1 . — С. 245—246 .
- / Пер. К. П. Патканова . — М. , 1871.
- Киракос Гандзакеци . / Перевод с древнеармянского, предисловие и комментарий Л. А. Ханларян. — М. : Наука, 1976.
- Рашид ад-Дин . / Перевод с персидского Ю. П. Верховского, редакция профессора И. П. Петрушевского. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1960. — Т. 2.
- Рашид ад-Дин. / Перевод А. К. Арендса. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1946. — Т. 3.
Литература
- Вернадский Г. В. Глава ІI. Монгольская империя // = The Mongols and Russia / Пер с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана, О. В. Строгановой. — Тверь, М.: ЛЕАН, АГРАФ, 1997. — 480 с. — 7000 экз. — ISBN 5-85929-004-6 .
- Гумилёв Л. Н. . — М. : Айрис-пресс, 2002. — С. 432. — ISBN 5-8112-0021-8 .
- . — Л. : Издательство Ленинградского университета, 1958. — 390 с.
- Иранский поход Хулагу: предыстория // Золотоордынская цивилизация : Сборник статей. — Казань: Издательство «Фэн», 2009. — Вып. 2 . — С. 69—89 . — ISBN 978-5-9690-0101-5 .
- Петрушевский И. П. Иран и Азербайджан под властью Хулагуидов (1256–1353 гг.) // Татаро-монголы в Азии и Европе : Сборник статей. — М. : Наука, 1977. — С. 228—259 .
- Государство исмаилитов в Иране в XI–XIII вв. — М. : Издательство «Наука», ГРВЛ, 1978. — 2400 экз.
- . — Cambridge: Cambridge University Press, 1995. — 272 p. — ISBN 0-521-46226-6 .
- Grousset R. = L’Empire des steppes, Attila, Gengis-Khan, Tamerlan. — Rutgers University Press, 1970. — 687 p. — ISBN 0813513049 .
- . — Cambridge: Cambridge University Press, 1968. — P. 340—352. — 762 p. — ISBN 521 06936 X.
Ссылки
- Amitai R. (англ.) . Encyclopædia Iranica (15 декабря 2004). Дата обращения: 19 апреля 2010. 15 февраля 2012 года.
- Venegoni L. (англ.) . Transoxiana. Journal Libre de Estudios Orientales. Дата обращения: 19 апреля 2010. 12 марта 2012 года.
- 2020-06-15
- 1