Interested Article - Дерево жизни (Библия)

Де́рево жи́зни ( древо жизни , райское древо , ивр. עֵץ הַחַיִּים ‎, Эц ха-Хайим) — библейский образ из Книги Бытия , дерево посреди райского сада , плоды которого дают бессмертие, посаженное Богом наряду с Деревом познания добра и зла ( Быт. ). Упоминается также в библейской Книге Притчей Соломона ( , , ).

В Ветхом Завете

Во 2-й главе Книги Бытия говорится:

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла .

Первому человеку было запрещено вкушать плоды с Дерева познания добра и зла ( Быт. ); плоды Дерева жизни запрещены не были. Во время изгнания из рая после грехопадения Адам и Ева теряют доступ к этому дереву.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

В Книге Притчей Соломона Деревом жизни являются мудрость, которая ценнее богатства ( Прит. ), плод праведника ( Прит. ), кроткий язык ( Прит. ).

В неканонической Третьей книге Ездры сообщается о праведниках: «вам открыт рай, насаждено древо жизни, предназначено будущее время, готово изобилие» ( 3Езд. ).

В Новом Завете

В Новом Завете, в Апокалипсисе , Древо жизни — это дерево посреди рая ( Небесного Иерусалима ).

«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» ( Откр. ).

«Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» ( Откр. ).

В апокрифах

В апокрифе «Завет Левия», входящим в Заветы двенадцати патриархов , предрекается, что при Суде, меч препятствовавший Адаму войти в рай, будет удален и святые вкусят от Дерева жизни .

Во Второй книге Еноха сообщается, что Дерево жизни находится на третьем небе. На нём почивает Господь, когда приходит в рай, и это дерево невыразимо прекрасно благоуханием .

В иудаизме

В иудаизме Дерево жизни символизирует Тору . Когда во время синагогальной службы приходит время возвращать Тору в ковчег, собравшиеся читают строки из Книги Притчей Соломоновых : «Она — дерево жизни для тех, которые приобретают ее» ( Прит. ) . Концы свитка Торы прикреплены к деревянным планкам, которые называются «эц хаим» («дерево жизни»). Планки используются для удобства сворачивания и разворачивания свитка .

Согласно традиционному еврейскому толкованию, Дерево жизни находится в середине рая, и тень от него покрывает весь сад. Оно благоухает пятьюстами тысячами разных ароматов, и его сладостный запах достигает края света. Под ним сидят знатоки Торы, которые толкуют и учат её из уст Бога, обитающего среди них .

В христианстве

Преподобный Иоанн Дамаскин писал, что «Дерево жизни было древом, имевшим силу, подававшую жизнь или годным для еды одним только тем, которые были достойны жизни и не подлежали смерти». Он называл деревом жизни созерцание Бога, которым человек, будучи облечен благодатью Божией, наслаждался и питался. Сладость божественного соединения сообщает тем, которые участвуют в нём, бессмертную жизнь .

Преподобный Максим Исповедник называл дерево жизни «умом души, в котором находится мудрость» .

Святитель Григорий Богослов писал, что целью пришествия Иисуса Христа было привести человека к дереву жизни, от которого удалил нас плод дерева познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный .

Взгляд критической школы

Поскольку представление о древе жизни существовало у многих древних народов, существует мнение, что оно было заимствовано евреями у вавилонян .

В одном из древнейших иранских преданий о рае рассказывается, между прочим, о двух чудесных деревьях, из которых одно отличалось способностью уничтожать боли и страдания человеческие, другое же обладало соком Haoma, который живым оставлял бессмертие, а мёртвым возвращал жизнь. В ещё более первобытном виде представление о дереве жизни встречается в индийских Ведах; это дерево носит в себе все семена растительного царства, разбросанного в мире; оно же, как дерево мировое, некогда доставило и тот материал, из которого были сооружены земля и небо .

Представление о дереве жизни в семитических, в частности, ассиро-вавилонских преданиях, приняло несколько иной характер, чем у евреев. В земном вавилонском раю были «вода жизни» и «растение, которое превращало старца в молодого», причем Утнапиштимy и его жене вовсе не было запрещено пользоваться живой водой и плодами от этого растения . Однако другой весьма древний вавилонский миф о Адапе сообщает, что Адапе позволено было созерцать все тайны земли и неба, но ему же было запрещено божественным отцом его Эа вкушать от «пищи жизни» и пить «воду жизни». Адапа повинуется, но впоследствии оказывается, что бог Ану предлагал ему пищу жизни и воду жизни, Адапа же, не зная этого, отказался от этих драгоценных даров, вследствие чего человечество лишилось бессмертия .

Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики Будде и Гункель полагали, что в первоначальном рассказе Быт. фигурировало только одно дерево, а именно древо познания, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев .

В искусстве

Примечания

  1. Дата обращения: 20 апреля 2023. 20 апреля 2023 года.
  2. Дата обращения: 20 апреля 2023. 22 марта 2023 года.
  3. Smith, Huston. The world's religions. 2009. — P. 303.
  4. Дата обращения: 18 апреля 2023. 18 апреля 2023 года.
  5. Дата обращения: 18 апреля 2023. 18 апреля 2023 года.
  6. Дата обращения: 20 апреля 2023. 20 апреля 2023 года.
  7. Дата обращения: 20 апреля 2023. 8 августа 2018 года.
  8. Дата обращения: 20 апреля 2023. 20 апреля 2023 года.
  9. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  10. Jensen, Kosmologie der Babylonier, 227, 383 и сл.; Barton, Sketch of semitic origins, 90—98.
  11. Jensen, Adapa und der Südwind, в KB, VI, 1 часть, 92—101.
  12. Budde. Die biblische Urgeschichte. Giessen, 1883. — P. 46—88.
  13. Gunkel. Chaos und Schöpfung in Urzeit und Endzeit. Göttingen, 1895. — P. 420—422.

Ссылки

Источник —

Same as Дерево жизни (Библия)