Interested Article - Концерт для скрипки с оркестром (Ланге-Мюллер)

Концерт для скрипки с оркестром до мажор , соч. 69 — единственный концерт Петера Эразма Ланге-Мюллера , одно из немногих его крупных произведений с оркестром и одно из последних сочинений. Датируется 1902 годом . Впервые исполнен 18 апреля 1904 года в Датском концертном обществе , дирижировал сам композитор, сольную партию играл Аксель Гаде . Он же помогал Ланге-Мюллеру при сочинении, так как тот не был хорошо знаком с техникой игры на скрипке. Для оркестровки ценные советы давал Август Энна . В отличие от многих позднеромантических концертов, сочинение Ланге-Мюллера не претендует на монументальность и не относится к числу трудных для солиста, зато отличается богатой мелодичностью .

Состав оркестра

Композиция

Концерт состоит из трёх частей.

  • I. Moderato
  • II. Allegretto sostenuto
  • III. Allegro giojoso

Первая часть написана в сонатной форме . В экспозиции материал торжественной главной партии долго развивается, достигая в конце концов си мажора , который оказывается доминантой к ми минору побочной партии (она немедленно модулирует в параллельный соль мажор ). Противопоставление двух тем нетрадиционно: при всей своей грандиозности главная партия оказывается более мелодичной, чем похожая на побочная. Разработка начинается с неё, но постепенно в оркестре набирает силу тема главной партии. Проведение её в репризе максимально сокращено (в частности, опущена бывшая в экспозиции модуляция): после краткого повторения главной партии сразу начинается побочная (в до мажоре). В первоначальной версии, по-видимому, этого сокращения не было . В самом конце части предусмотрено место для сольной каденции .

Вторая часть не является медленной частью в традиционном понимании (на что указывает и обозначение Allegretto sostenuto), это интерлюдия в трёхчастной форме . Она написана в параллельном основной тональности ля миноре , и в её гармониях находит выражение скандинавское происхождение автора.

Финал — самая длинная часть концерта (если исключить из первой части каденцию) и самая серьёзная. Экспозиции присущи сдержанность и благородство. В пространной разработке музыка надолго покидает до мажор и часто приобретает бо́льшую напряжённость, чем в первой части. Вторая часть главной партии (которую можно рассматривать и как связующую) и певучая побочная дают основной материал для неё. За репризой следует небольшая кода на основе главной темы.

Каденции

Ланге-Мюллер, не будучи скрипачом, предпочел не писать каденцию для концерта, но указал её возможное место в конце первой части. Известны каденции Акселя Гаде (сыгранная им при первом исполнении концерта), Тура Аулина и Юлия Рутстрёма . Свою собственную каденцию записал . Однако, исходя из общей технической непретенциозности концерта, уместность добавления в него каденции оспаривается .

Записи

[Показать/скрыть таблицу записей]
Год записи Год издания Содержание Партия скрипки Оркестр и дирижёр Фирма и код
Записи, выпущенные на компакт-дисках
1966
2009
Энна , en , Ланге-Мюллер , З. Саломон , en . Скрипичные концерты. Кай Лаурсен Симфонический оркестр Южной Ютландии ,
дирижёр da
en
2007
2007
Свенсен . и .
Ланге-Мюллер . Скрипичный концерт.
en ,
дирижёр Джордано Беллинкампи
en
2008
2009
Н. Гаде . Скрипичный концерт.
Ланге-Мюллер . Скрипичный концерт.
Ланггор . Скрипичный концерт.
en Филармонический оркестр Тампере ,
дирижёр Юн Стургордс
en

Примечания

  1. Ему принадлежит также Романс для скрипки с оркестром, соч. 63 .
  2. Troels Svendsen. Комментарии к диску Danacord 662.
  3. Дата обращения: 16 апреля 2016. 19 апреля 2016 года.
  4. Mogens Wenzel Andreasen. Комментарии к диску Danacord 465-466.
  5. Часто ошибочно указывается giocoso.
  6. См. рукопись партитуры на IMSLP, где реприза выписана целиком, а затем вся не исполняемая ныне часть перечеркнута. В опубликованном клавираусцуге, однако, сокращение уже есть.

Ссылки

Источник —

Same as Концерт для скрипки с оркестром (Ланге-Мюллер)