Алиханов, Абрам Исаакович
- 1 year ago
- 0
- 0
Саак Дзоропореци ( арм. Սահակ Ձորափորեցի ), также Дзорапореци , Дзоропорци , Дзорапорци — армянский поэт и музыкант VII—VIII вв, 32-й Католикос всех армян (677—703) .
Родился в деревне Аркунашен, гавара Дзоропор провинции Гугарк . Обучение прошёл у видного вардапета Теодора Кртенавора . Был епископом гавара Ротпациан провинции Утик . С 677 года — Католикос всех армян. Во время его правления обострились армяно-византийские отношения с одной, и армяно-арабские отношения с другой стороны. Был взят в плен императором Юстинианом , во время похода последнего в Армению в 692—693 годах . Жил в Константинополе в качестве заложника до свержения Юстиниана в 695 году, после чего возвращается в Армению. Занимается восстановлением отношений с Алуанской церковью , содействует проповеданию христианства среди гуннов . В 702 году, вместе с армянскими князьями, был арестован арабским наместником Абдаллахом и отправлен в Дамаск . После разгрома арабских войск армянскими повстанцами в битве при Варданакерте , отправляется в Харран , чтобы переубедить полководца Мухаммеда ибн Укба совершить карательную экспедицию в Армению . Там же умирает, успевая, однако, отправить Мухаммеду ибн Укба своё послание. Последний внял мольбам погибшего католикоса, и отменил поход . Это письмо-завещание Саака Дзоропорци сохранилось в историческом сочинении Гевонда . Преемником на престоле католикоса стал Елия Арчишеци .
Является автором большого количества церковных стихов и речей
. Самое известное из его сочинений — «Слово о
Пальмовом воскресенье
» (
арм.
«Ճառ Արմավենյաց»
)
. Продолжает дело
Комитаса Ахцеци
и, вместе с
Грзиком
и
Сюнеци
, становится одним из реформаторов армянской церковной музыки в конце VII века. Автор первых
шараканов
, посвящённых
Кресту
и Церкви
. До наших дней дошли порядка 60-и его авторских песен, среди которых особое место занимает «Единородный от Отца» (
арм.
«Էջ Միածինն ի Հօրէ»
)
. В этом шаракане Саак сообщает о происхождении
Эчмиадзинского монастыря
. Из других песен стоит отметить — «Радуйся, священная церковь» (
арм.
«Ուրախ լեր, սուրբ եկեղեցի»
)
, «Со знаком всепобеждающим» (
арм.
«Որ նշանաւ ամենայաղթ»
)
, «О святом Кресте» (
арм.
«Ի Սուրբ Խաչն»
)
, «Радуйтесь сегодня» (
арм.
«Այսօր ուրախացեալ»
)
, «Безупречный святой Крест» (
арм.
«Անապական Սուրբ զԽաչն»
)
, «Возвышение святого Креста» (
арм.
«Վերացման Սրբո Խաչին»
)
, «Обнаружение Креста» (
арм.
«Գյուտ Խաչին»
)
. В сочинениях Дзоропореци «Крест» представляется как источник жизни на земле, вселенская сила, непобедимый символ. В некоторых стихах посвященных
Армянской церкви
, Саак называет её "дочерью
Сиона
", а Эчмиадзин — "священным алтарём света"
.
В сборнике «
Книга писем
» сохранилось также одно из писем Саака теологического характера (691 г.)
.