Interested Article - Истрийская гамма

Истрийская гамма звукоряд, известный по народной музыкальной культуре полуострова Истрия и залива Кварнер . Поскольку произведения музыкального фольклора , в которых он употребляется, отличаются стабильным двухголосием , записывается данный звукоряд на два голоса. Впервые истрийскую гамму описал хорватский композитор в начале двадцатого века . Двухголосие на основе истрийской гаммы отнесено ЮНЕСКО к шедеврам устного и нематериального наследия человечества .

В профессиональной музыке

Морфологически истрийская гамма представляет собой звукоряд уменьшённого лада типа полутон–тон (1|2) . Может условно рассматриваться как фригийский лад с пониженной 4-й, 5-й и 6-й ступенями (звукоряд от «ми»: E-F-G-A♭-B♭-C♭-D). Существует также (неаутентичная) интерпретация истрийской гаммы на основе (см. Чистый строй ) .

В струнном квартете фа-минор Гайдна (соч. 20 № 5) можно услышать подобие истрийского звукоряда , но без его верхней ступени . Inventiones ferales (1962) Уроша Крека также в завуалированной форме использует данный звукоряд . Вероятно, звукоряд рассматривали Тартини и Барток . Кароль Пахор в 1950 году создал цикл Istrijanka , состоящий из 15 пьес и основанный на истрийском звукоряде . Также звукоряд лёг в основу Sinfonia da camera in modo istriano (1957) Данило Швары .

В традиционной музыке

Партия рожениц (сопиле) (инф.)

Аутентичное пение на основе истрийской гаммы сопровождается игрой на таких инструментах как , волынка , флуер и . Используется описываемый звукоряд в традиционных жанрах канат и таранканье, вокально-песенный стиль которых характеризуется назализацией , варьированием , импровизацией , фригийскими каденциями и разрешениями в унисон или октаву . Строй шкалы нетемперированный и разнится в зависимости от инструмента . Истрийская гамма является ярким примером бытования уменьшённого лада в народной музыке (задолго до его «изобретения» в профессиональной) .

Комментарии

  1. Ср.: "Целотонная гамма", "Гамма Римского-Корсакова".
  2. За исключением концевого тона и (иногда) запева .

Примечания

  1. Юсфин А.Г. Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной музыки // Проблемы лада : сборник статей / сост. К. Южак. — М. : «Музыка», 1972. — С. 113—150 .
  2. Thammy Evans, Rudolf Abraham (2013). Istria: Croatian Peninsula, Rijeka, Slovenian Adriatic , p.17. ISBN 978-1-84162-445-7 .
  3. " от 24 ноября 2015 на Wayback Machine ", UNESCO.org .
  4. Ruland, Heiner (1992). Expanding Tonal Awareness , p.43. Rudolf Steiner. ISBN 978-1-85584-170-3 . Described by on the Greek
  5. (2005). Roots of the Classical , p.227. ISBN 978-0-19-816647-4 .
  6. (2001). Muzikološki zbornik: Musicological annual, Volumes 37-39 , p.86. [ уточнить дату ]
  7. Ray Robinson, Regina Chĺopicka, eds. (2003). Studies in Penderecki: Penderecki and the avant garde , p.137. ISBN 978-0-911009-11-8 .
  8. Hrvatske narodne pjesme i plesovi (неопр.) / Žganec, Vinko ; Sremec, Nada. — Zagreb: Seljačka sloga, 1951. — Т. 1. — С. 228.
  9. Marušić, Dario. " от 31 августа 2020 на Wayback Machine ", Musicology 7/2007 (VII) (" от 23 июля 2011 на Wayback Machine ", doiSerbia ).

Дополнительная литература

  • Bezić, Jerko. "Yugoslavia, Folk Music: Croatia", New Grove Dictionary 2:594.

Ссылки

  • " " (UNESCO), YouTube.com .
  • " ", Istria from Smrikve .
  • " ", Gold and Silver Dots .
Источник —

Same as Истрийская гамма