Interested Article - Мар, Анна
- 2021-02-01
- 1
Анна Мар (настоящее имя — Анна Яковлевна Леншина , в девичестве — Бровар ; 7 ( 19 ) февраля 1887 , Санкт-Петербург , Российская империя — 19 марта ( 1 апреля ) 1917 , Москва , Российская империя ) — русская писательница , сценаристка и журналистка .
Биография
Анна Бровар родилась 7 (19) февраля 1887 года в Санкт-Петербурге . Её отец — Я. И. Бровар, художник-пейзажист.
15-летней девушкой Анна оставляет родной город и уезжает в Харьков . Работала в конторе, уездном земстве . В 16 лет вышла замуж, но вскоре супруги развелись.
Первые рассказы Анны появились в 1904 году в газете «Южный край», где она вела раздел фельетона . Тогда же она взяла себе псевдоним. Анна увлеклась буддизмом , в частности буддийской канонической поэзией, где основным противником и искусителем Будды выступает злое божество Мара (буквально: «убивающий», «уничтожающий»). Также Анна Мар — героиня пьесы Г. Гауптмана «Одинокие».
В 1910 году писательница вернулась в Санкт-Петербург , где изрядно бедствовала; с 1912 года жила в Москве. Появляются её новые работы: повести «Невозможное» (1911), «Идущие мимо» (1913), роман «Тебе Единому согрешила» (1914) и другие.
В 1914 Александр Ханжонков пригласил Анну Мар писать сценарии для его фирмы. Она стала одной из самых плодовитых сценаристок раннего русского кино: по ее сценариям было снято 13 картин с 1914 по 1918 год .
С 1914 по 1917 гг. Мар под псевдонимом Принцесса Греза заведовала отделом «Интимные беседы» в «Журнале для женщин». Постоянный диалог с читательницами снабжал Мар темами и мотивами для ее кинодраматургии .
Мар покончила жизнь самоубийством , выпив цианистый калий (по другой версии, застрелилась). Похоронена на Введенском кладбище (могила утрачена).
У Валерия Брюсова в «Дневнике поэта» есть стихотворение, посвященное её самоубийству:
Сегодня — громовой удар
При тусклости туманных далей:
По телефону мне сказали,
Что застрелилась Анна Мар…
Критик Аркадий Горнфельд так высказался о жизни и творчестве Анны Мар: «Всегда на грани порнографии, она никогда не переступала этой грани, потому что в её эротике не было литературщины, не было тенденции, не было дурных намерений: это была правда и поэзия её жизни, и она давала её так, как пережила её» .
Фильмография (в роли сценариста)
- 1914 —
- 1915 —
- 1915 —
- 1916 — Маска души
- 1916 — Голубые ирисы
- 1916 — Насмешка Афродиты
- 1916 —
- 1916 — Дикая сила
- 1917 — Властелин
- 1917 — Сердце брошенное волкам
- 1917 — Спасение ближнего
- 1918 — Заколдованный круг
- 1918 — Улыбка медузы
Примечания
- (англ.) : 25,000 Women Through the Ages / , — Detroit: , , 2006. — 2572 p. — ISBN 978-0-7876-7585-1
- Anna Andreeva. (англ.) . Women Film Pioneers Project . Columbia University Libraries (2020). Дата обращения: 17 ноября 2021. Архивировано 16 апреля 2021 года.
- Андреева А.С. № 76 . — С. 96—101 . 17 ноября 2021 года. // Сеанс : Журнал. — 2020. —
- . Дата обращения: 30 марта 2011. Архивировано из 6 марта 2016 года.
Литература
- Колтоновская Е. Анна Мар. Женщина на кресте // Речь. 1916. 20 июня.
- Савинич Б. Анна Мар. Женщина на кресте // Утро России. 1916. 9 июля. N 190.
- Мария Михайлова. Голоса, не звучащие в унисон: Анна Мар. // Литературная учёба . 2. 2009.
- Русские писатели. 1800—1917: Биографический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия. Т.3: К-М.- 1994.- С.514-515.
- Дон Аминадо. Поезд на третьем пути. М., 1991. — С.137,139,141, 142.
- Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908—1919). М.: Новое литературное обозрение. 2002. По именному указателю.
- Женская драматургия Серебряного века. Антология. Составитель М. В. Михайлова. М.: «Гиперион», 2009.- 568 с.
- Andreeva, Anna. «Anna Mar.» In Jane Gaines, Radha Vatsal, and Monica Dall’Asta, eds. Women Film Pioneers Project. New York, NY: Columbia University Libraries, 2020. <https://doi.org/10.7916/d8-s3tc-ry73>
- 2021-02-01
- 1