Interested Article - Стремя и люди
- 2020-05-28
- 2
«Стремя и люди» — седьмой номерной студийный альбом рок-группы « Облачный край ». Записан в 1985 году в Ленинграде на студии Андрея Тропилло . В советские годы распространялся самиздатом на магнитной ленте . Первое официальное издание состоялось в 1990-е годы .
После выхода альбома «Облачный край» получил широкую известность среди любителей советского рока .
Альбом вошёл в список « 100 магнитоальбомов советского рока », составленный рок-журналистом Александром Кушниром .
Предыстория
К 1985 году в активе «Облачного края» появилась «Ублюжья доля» — первый альбом, записанный на профессиональной многоканальной аппаратуре . Изменилось к лучшему и положение в родном Архангельске : «опальному» лидеру коллектива Сергею Богаеву, продолжавшему работать на заводе «Красная кузница», разрешили проводить дискотеки в заводском ДК и выделили помещение под необходимую аппаратуру. В этом помещении Богаев вместе с клавишником Николаем Лысковским стали репетировать и записывать черновики для вокалиста Олега Рауткина, в то время жившего в Харькове .
История создания
Как и предыдущий альбом « Ублюжья доля », «Стремя и люди» записывались в Ленинграде . Запись проходила летом 1985 года на студии Андрея Тропилло , расположенной в Доме пионеров на Панфилова (он же Дом юного техника; ныне — Центр детского (юношеского) технического творчества «Охта» ) . Работа над альбомом велась преимущественно в ночное время, параллельно с записью « Энергии » — студийного дебюта Константина Кинчева в составе группы « Алиса » . Продюсерами альбома стали Тропилло и Богаев .
« Облачный край » вновь прибыл из Архангельска в усечённом составе: Богаев с Лысковским, но без Рауткина. Лидер группы « Аквариум » Борис Гребенщиков предоставил архангелогородцам на время записи свою гитару, а музыканты « Странных игр » — бас-гитару и клавишный синтезатор. Из технического арсенала «архангельского» периода присутствовала лишь самодельная педаль эффектов , порождающая «фирменный» звук «Облачного края» .
Когда были записаны все партии, кроме вокала и ударных, в Ленинград неожиданно приехал Рауткин. Ещё немногим позднее в студии появился известный джаз-роковый барабанщик Евгений Губерман , уже работавший с «Облачным краем» во время записи «Ублюжьей доли» . Таким образом, на время создания альбома «Стремя и люди» группа преобразовалась в квартет Богаев — Лысковский — Рауткин — Губерман. Как и на предыдущих альбомах, Богаев исполнил все гитарные партии (в том числе бас-гитары) и часть вокальных. Кроме того, в нескольких треках он впервые попробовал себя в качестве барабанщика .
В качестве гостей в записи приняли участие сам звукорежиссёр Андрей Тропилло, изображавший рычание монстра в одном из треков, и ленинградский джазовый саксофонист Михаил Чернов .
Получившийся альбом сразу стал распространяться с оригинальной обложкой, созданной Алексеем Булыгиным — архангельским художником и музыкантом, давним другом Богаева .
Издание
Альбом широко разошёлся в советском магнитоиздате . Однако первые официальные издания состоялись только после распада СССР . В 1996 году лейбл Hobbott Proline Ltd. выпустил «Стремя и люди» на аудиокассетах и компакт-дисках , а в 1998 году увидело свет кассетное издание « Отделения „Выход“ » .
В 2008 году увидело свет переиздание в рамках архивного проекта «ДПНР» («Да Поможет Нам Рок!»), функционирующего при поддержке фирм « АнТроп » и « Выргород ». Специально для него был перезаписана утраченная интродукция к альбому .
Музыкальный стиль и тематика песен
Рок-журналист Александр Кушнир посвятил «Стремени и людям» главу своей книги « 100 магнитоальбомов советского рока ». В ней Кушнир называет музыку альбома «сокрушительным хард-роком», в котором «идеально соединились громадный энергетический потенциал музыкантов и хард-интеллектуальное сумасшествие аранжировок, виртуозность исполнения и усложненные образы в текстах» . Его коллега Сергей Гурьев охарактеризовал стилистику альбома как пограничную между хард-роком и хэви-металом .
Среди текстов присутствуют как сатирические номера, посвящённые советской действительности («Костя Перестукин», «Грустная история»), так и спейс-роковые композиции («Нападение монстра на двупалый индивидуум», «Межгалактический конгломерат»). Завершают альбом две композиции, выполненные в симфо-роковом ключе: «Мать порядка» и заглавная «Стремя и люди». Первая из них посвящена Петербургу времён Первой русской революции , вторая представляет собой аллегорическое повествование о путешествии каравана через пустыню. Кушнир отмечает сходство задействованных в них музыкальных решений с « Ленинградской симфонией » Д. Д. Шостаковича и номерами из оперы « Хованщина » М. П. Мусоргского , а в манере игры Богаева слышит отголоски музыки Ричи Блэкмора , Рихарда Вагнера и Людвига ван Бетховена . Примечательно, что изначально мелодия «Матери порядка» предназначалась для «Стремени и людей» и наоборот, но в процессе работы Богаев решил произвести двойную замену .
Участвовавший в записи Евгений Губерман очень высоко оценивал как музыку альбома, так и дебют Богаева за ударной установкой .
Список композиций
Оригинальная версия
Автор всех песен — Сергей Богаев . |
Переиздание 2008 года
На переиздании 2008 года был добавлен перезаписанный трек «Интро», а заглавная композиция разбита на две части . |
Участники записи
- Сергей Богаев — вокал, гитара, бас, ударные
- Олег Рауткин — вокал
- Николай Лысковский — клавишные
- Евгений Губерман — ударные
- Андрей Тропилло — бэк-вокал («Нападение монстра на двупалый индивидуум»)
- Михаил Чернов — саксофон («Стремя и люди»)
Примечания
- ↑ . «ЖУРНАЛ НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУЗЫКИ „РЕЗУЛЬТАТЫ-ONLINE“» . Дата обращения: 3 июля 2021. 15 апреля 2020 года.
- ↑ Кушнир А. И. // 100 магнитоальбомов советского рока . 1977—1991: 15 лет подпольной звукозаписи. — М. : Аграф, Крафт+, 1999. — 400 с. — ISBN 5-7784-0251-1 . 25 августа 2015 года.
- Сергей Богаев. . Специальное радио (15 августа 2005). Дата обращения: 3 июля 2021. 9 июля 2021 года.
- . ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга . Дата обращения: 3 июля 2021. 9 июля 2021 года.
- ↑ . Выргород . Дата обращения: 3 июля 2021. 9 июля 2021 года.
- Кушнир А. И. // 100 магнитоальбомов советского рока . 1977—1991: 15 лет подпольной звукозаписи. — М. : Аграф, Крафт+, 1999. — 400 с. — ISBN 5-7784-0251-1 . 25 августа 2015 года.
- ↑ . ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ - интервью Сергея Богаева (1996 год) . «ЖУРНАЛ НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУЗЫКИ „РЕЗУЛЬТАТЫ-ONLINE“» . Дата обращения: 3 июля 2021. 15 апреля 2020 года.
- Сергей Богаев. . Специальное радио (15 августа 2005). Дата обращения: 3 июля 2021. 9 июля 2021 года.
- на сайте Discogs
- на сайте Discogs
- Наталья Марьина, Сергей Ильин. . Московский комсомолец (15 мая 1987). Дата обращения: 3 июля 2021. 9 июля 2021 года.
Литература
- Кушнир А. И. // 100 магнитоальбомов советского рока . 1977—1991: 15 лет подпольной звукозаписи. — М. : Аграф, Крафт+, 1999. — 400 с. — ISBN 5-7784-0251-1 .
Ссылки
- на сайте Discogs
- Сергей Богаев. . Специальное радио (15 августа 2005). Дата обращения: 3 июля 2021.
- Сергей Богаев. . Специальное радио (15 августа 2005). Дата обращения: 3 июля 2021.
- 2020-05-28
- 2