Мать-и-мачеха
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мать» — опера В. В. Желобинского в 8 картинах по одноимённому роману Максима Горького . Авторы либретто А. Г. Прейс и Б. Е. Гусман . Премьера оперы состоялась 4 января 1939 года на сцене Ленинградского Малого оперного театра (ныне Михайловский театр ) . «Мать» стала первой оперой, поставленной по произведению Максима Горького .
4 января 1939 года — Малый оперный театр ( Ленинград ) . Дирижёр Б. Э. Хайкин , режиссёр С. Г. Бирман , художник , хормейстеры и , балетмейстер В. П. Чесноков. Партию Ниловны исполнила , Павла — А. Н. Коробейченко , Андрея Находки — , Саши — , Гусева — , Горбова — .
25 марта 1939 года — Филиал Большого театра ( Москва ) . Дирижёр В. В. Небольсин , режиссёр Т. Е. Шарашидзе , художник Б. И. Волков , балетмейстер Н. А. Глан . Партию Ниловны исполнила В. А. Давыдова , Павла — , Андрея Находки — А. А. Волков, Саши — О. Я. Леонтьева, Гусева — В. Н. Лубенцов , Горбова — .
Готовя московскую постановку оперы, режиссёр Т. Е. Шарашидзе и художник Б. И. Волков побывали в Сормове где происходили события романа «Мать». Они беседовали с участниками исторической Сормовской первомайской демонстрации 1902 года , изучали быт того времени. Т. Е. Шарашидзе вступил в переписку с прототипом главного героя романа Павла Власова — П. А. Заломовым . Он рассказал режиссёру о своей матери Анне Кирилловне, ставшей прототипом героини Пелагеи Ниловны .
Критики ( М. А. Гринберг , ) отмечали низкий уровень прозы и стихов либретто оперы. С. И. Корев приводил примеры стихотворных «перлов» оперы: « Может мучают тебя там, может бьют, // Пить и есть там вволю не дают » и « Сколько копоти пристало, // Зачерпнуть бы где водицы, // Сполоснуть маленько рожу // Да скорей, скорей пожрать » . По мнению М. А. Гринберга, « Горький „изложен“ в либретто таким ужасным слогом, что разве только заглушающий всё оркестр и не очень ясная дикция певцов спасают Прейса от скандального провала ». Он также указывал на недостатки сюжета либретто. В частности, три из восьми с цен происходят в одном помещении с теми же участниками. В ряде сцен поступки персонажей не логичны. По мнению М. А. Гринбера, существенная часть идей произведения Горького не нашла воплощения в опере, больше напоминающей лирическую мелодраму . Схожего мнения придерживался и А. А. Гозенпуд : « Ярчайшие драматические коллизии и конфликты повести получили бледное отражение в музыке . В ней отсутствовал революционный пафос ». Оперу «Мать» он называл творческой неудачей Желобинского .
В качестве наиболее удачных музыкальных фрагментов С. И. Корев выделял увертюру и хор из «Камаринского мужика», открывающий шестую картину . М. А. Гринберг относил этот хор к лучшим страницам, созданным советскими композиторами. Большую же часть музыки, за исключением двух массовых революционных песен и отдельных фрагментов из партии Ниловны, он называл назойливо однотонной: « в ней — „светлая печаль“, моментами отдающая салонным жестоким романсом пополам с ложной, выспренной оперной патетикой » .
С. И. Корев отмечал законченный образ Ниловны. Показана её психологическая эволюция, изменение характера . С этим отчасти соглашается М. А. Гринберг, отмечая однако, что её внутреннее перерождение происходит почти мгновенно . Образ Павла Власова, по мнению обоих критиков, не был в должной мере раскрыт .
Высоко оценивал С. И. Корев певицу В. А. Давыдову в партии Пелагеи Ниловны: « Вот образ, где творчески прочувствованы и мастерски отделаны каждая нота, каждое слово, где вся роль в целом всегда находится на высоте больших художественных обобщений, всегда трогательна и убедительна » . М. А. Гринберг же отмечал излишнюю суетливость Ниловны — Давыдовой и считал, что артистка должна доработать этот образ .