Interested Article - Зальзаль

Мансу́р Зальза́ль аль-Дари́б , также Залзал ( англ. Zalzal ; прозвище аль-Дариб – «игрец» ) (ум. 791, Багдад ) — арабский музыкант, прославившийся как выдающийся исполнитель на уде и реформатор традиционной арабской музыки.

Очерк жизни и творчества

Биографические данные о Зальзале чрезвычайно скудны. Возможно, он был невольником набатейского происхождения. В Багдаде учился арабской классической музыке у (742–804) , затем работал (там же) при дворе Аббасидов .

Зальзаль прославился как искусный исполнитель на уде и как реформатор традиционной инструментальной музыки. Для этого в конструкцию уда он ввёл лад , на котором можно к основанию интервала построить особую по звучанию терцию , получившую (начиная с аль-Фараби , X век) название «зальзалевой», с числовым отношением 27:22 (354,5 цента) . В европейской теории музыки такую терцию часто называют , поскольку она меньше привычной европейскому слуху большой терции (в чистом строе 5:4), но больше малой терции (6:5). В арабской традиционной музыке ( макаме ) Зальзалева терция сохраняла своё значение (наряду с пифагорейским дитоном 81:64 и другими разновидностями терций) на протяжении веков. Тетрахорд, в который входит Зальзалева терция, является самостоятельным видом диатоники (его строение описывается как 9:8|12:11|88:81) , поэтому такую терцию нельзя рассматривать как альтерацию некой «базовой» диатонической ступени .

Высокую оценку исполнительскому мастерству Зальзаля дал его ученик (767–850) . Нейтральная терция поныне используется в макаме раст, в европейской 5-линейной нотации она изображается полубемолем (см. примеры ).

Примечания

  1. Даукеева С. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. Алма-Ата, 2002, с.14.
  2. Farmer H. G. Zalzal // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 20. L.; N.Y., 1980, p.629.
  3. от 26 марта 2023 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия. Том 19. Москва, 2011, стр. 398.
  4. Shiloah A. Music in the world of islam: A socio-cultural history. Detroit, 1995, p.112.
  5. Даукеева С. Op. cit., с.72.
  6. Якубходжаева М. Л. Маусили // Большая российская энциклопедия. Том 19. Москва, 2011, стр. 398.

Литература

  • Manik, Liberty . Das arabische Tonsystem im Mittelalter. Leiden: Brill, 1969, S.46–49.
  • Farmer H. G. Zalzal // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 20. L.; N.Y., 1980, p.629.
  • Shiloah A. Music in the world of islam: A socio-cultural history. Detroit: Wayne State University Press, 1995. ISBN 0-8143-2970-5 .
  • Даукеева С. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. Алматы: Фонд Сорос — Казахстан, 2002. — 352 с.
  • Якубходжаева М. Л. Зальзаль // Большая российская энциклопедия. Том 10. Москва, 2008, стр. 206.
Источник —

Same as Зальзаль