Экстрим
- 1 year ago
- 0
- 0
Азиа́тский экстри́м ( англ. Asia Extreme ) — жанр кинематографа , возникший в Юго-Восточной и Восточной Азии в конце 1990-х годов, отличающийся быстрым и гладким монтажом в стиле MTV , повышенной сентиментальностью и всеохватывающей гротескностью вплоть до ощущения сюрреальности происходящего, часто с экстремальным насилием и психически нездоровыми главными героями . Термин был придуман английским дистрибьютором в 2001 году для серии DVD-дисков с подобными фильмами, а затем закрепился как название жанра .
Классическими образцами азиатского экстрима считаются фильмы японского режиссёра Такаси Миикэ , например, « Кинопроба » (1999), а также « Трилогия о мести » южнокорейского режиссёра Пак Чхан Ука (2002—2004), « Остров » южнокорейского режиссёра Ким Ки Дука (2000) и дилогия « Королевская битва » японского режиссёра Киндзи Фукасаку (2000—2003) .
Чхве и Вада-Марчиано отмечают, что это выделение представляет собой изначально не жанр производства фильмов, а жанр их маркетинга, подобно « боевику » . Однако обратное влияние термина на кинематограф Юго-Восточной Азии оказалось значительным и фактически привело к его переходу в роль своеобразного образца, следование, интерпретации или спор с которым определяют облик многих фильмов, наполненных аллюзиями и вписанных в контекст общего развития местного кино . Московский международный кинофестиваль несколько раз имел в своей программе подразделение «Азиатский экстрим».
Кроме того, популярность этих фильмов связывают с немейнстримным относительно европейского и американского кинематографа рассмотрением и развитием в них тем секса, «расчленёнки» ( англ. gore ) и насилия . Молодёжная американская аудитория привлекается этим подобно тому, как это привело к популярности свободных иностранных фильмов в Америке 1960-х годов, задавленной цензурными ограничениями .
Оливер Дью утверждает, что обретение серией культового статуса среди поклонников артхауса Великобритании связано с маргинальностью этих фильмов: они не только не являются англоязычными, но также и относятся к пренебрегаемым «низким» жанрам, таким как гангстерский боевик или фильм ужасов, а вдобавок переполнены эксцессами сексуального и насильственного характера . Маргинальность этих фильмов ценится не сама по себе или как источник для щипания нервов, а как способ выйти за пределы традиционных форм повествования и этики . Таким образом, маркетинговая стратегия продвижения серии опиралась на существующую в англоязычной среде ассоциацию между неанглоязычными фильмами и экзотикой экранных излишеств, которая планомерно преувеличивается прокатчиками по сравнению с реальной распространённостью и популярностью подобных фильмов в Азии . Он отмечает, что благодаря этой серии укрепилось и подтвердилось неправильное, но бытующее в сознании европейцев представление о японцах как «королях фриков -извращенцев» ( англ. world-class perversion freaks ) .
Идея о выпуске серии азиатских фильмов под таким названием пришла в голову владельцу Metro Tartan Хэмишу Макалпину ( англ. Hamish McAlpine ) в 1999 году. В одни выходные он просмотрел японские фильмы « Звонок » и « Кинопроба », и остался глубоко впечатлён. Когда через некоторое время он увидел тайский « » и южнокорейский « », он понял, что в Юго-Восточной Азии есть целый поток подобных «великолепных фильмов» ( англ. brilliant films ), и решил раскрыть его западной аудитории .
С этой целью в 2001 году была запущена серия Tartan Asia Extreme, быстро выросшая до значимого события в распространении и популяризации кинематографа Юго-Восточной Азии на Западе . В результате этот жанр вошёл в мейнстрим мировой кинодистрибьюции, быстро перейдя от категории любителей редкостей к охвату ценителей артхауса . По выражению Макалпина, компания нашла золотую жилу, следующий прорыв ( англ. next big thing ) в кинематографе, изначально доминируя на этом рынке .