Interested Article - Ландшафты сновидений

Монография «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера» — многотомное произведение, посвящённое жизни и творчеству классиков английского кино Майклу Пауэллу и Эмериху Прессбургеру , в 7-ти томах за авторством киноведа Георгия Дарахвелидзе .

Описание

В монографии о британских режиссёрах изучается и анализируется процесс развития кинематографа в контексте мировой культуры, охватывающей период от немого кино 20-х годов до конца XX века. Начиная с 40-х годов прошлого века самыми известными фильмами «Арчеров», как именовали союз Пауэлла и Прессбургера по названию созданной ими киностудии, стали: «Кентерберийская История» ( A Canterbury Tale, 1944 ), «Вопрос жизни и смерти» ( A Matter of Life and Death , 1946 ), « Черный нарцисс » ( Black Narcissus, 1947 ), « Красные башмачки » ( The Red Shoes, 1948 ), «Маленькая задняя комната» ( The Small Back Room, 1949 ) и « Наблюдающий » (в российском прокате «Подглядывающий»( Peeping Tom, 1960 ). После выхода фильма «Наблюдающий» британские режиссёры много лет находились в забвении, и только начиная с 1976 года, при непосредственной поддержке Мартина Скорсезе , начиналось их второе восхождение к вершине.

В монографии столетие кинематографа подразделяется на четыре четверти: Пауэлл и Прессбургер активно работали в кино с 1926-го по 1951 года до « Сказок Гофмана » ( Jacques Offenbach’s The Tales of Hoffmann, 1951 ), затем они пропали из кино на четверть века, и вновь пережили пик реабилитации с 1976-го по 2000-й. В книге автор рассмотрел кинематографические приемы съемки и монтажа , способы выстраивания сцен и кадров, применяемые режиссёрами разных эпох и изменяющиеся по мере развития кинематографических технологий, например, трансцендентный глаз в кино. Сотни имен и судеб, среди которых Уолт Дисней и Александр Корда , Оскар Фишингер и Кен Рассел , Сергей Эйзенштейн и Баланчин , Дягилев и Рубен Мамулян , герои театра, кино и балета XX века вплетены в структуру книги, неразрывно связанные с судьбой Пауэлла и Прессбургера.

Работа над монографией «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера» продолжалась с 2007-го по 2019 года. За это время писатель несколько раз побывал в Великобритании , в библиотеке Британского Киноинститута British Film Institute по приглашению сына Майкла Пауэлла — Коламбы Пауэлла ( Columba Powell ), исполнившего в «Наблюдающем» роль главного героя в детстве.

Монография находится в Санкт-Петербургской Государственной театральной библиотеке , в Библиотеке ВГИК ., в Российской Государственной библиотеке, в Государственной библиотеке киноискусства им. С. М. Эйзенштейна.

Отзывы

Виктор Зацепин считал, что монография стала «лабиринтом» отсылок, в котором и читатели, и автор проходят по местам истории в поисках ответа на вечную культурологическую и искусствоведческую загадку: как период славы, переходящей в забвение, превращается в почитание таланта режиссёров на новом витке истории. Автор использует характерные приемы для выстраивания целой анфилады аллюзий, тщательно и скрупулезно исследуя исторические документы и среду проживания гениев кино .

Кирилл Разлогов , профессор, доктор искусствоведения, писал:

На обширном поле современной литературы о кино фундаментальные исследования становятся чуть ли не археологической редкостью…Тем интереснее обнаружить книгу, в которой молодой исследователь берет на себя труд собрать, обобщить и проанализировать весь доступный материал по творчеству художников

Татьяна Алешичева в своей статье «Пауэлл, Прессбургер и все-все-все» называла монографию Георгия Дарахвелидзе «академической книгой о британском кино, написанной в неакадемичной манере» и одновременно «максималистски фундаментальным трудом».

Олег Погодин , кинорежиссер, в предисловии к 5-му тому написал:

Третий и четвертый том «Ландшафтов…» могли бы смело носить подзаголовок «Конец волшебства». Пятый — ренессансный — просится быть названным «Возвращение волшебства»…Сначала историки кино и критики, а потом — молодые режиссеры. Скорсезе, Де Пальма, Коппола, Спилберг — все они были обязаны кинематографу Пауэла и Прессбургера

Награды

Диплом Гильдии Киноведов и Кинокритиков России Премии «Слон» за книгу «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера» 1 том (2008).

Книги

Дарахвелидзе Георгий . Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера. Том 1 — 4. — Изд. Глобус-пресс. Винница. 2008—2017. (720 стр. — 568 стр. — 372 стр. — 404 стр.) ISBN 966-8300-34-3 , Том 5 — Изд. Глобус-пресс. Винница. 2018. 360 стр. ISBN 567-966-8314 -52-7, Том 6 — Изд. Глобус-пресс. Винница. 2019. 512 стр. ISBN 567-966-8314 -52-7, Том 7 — Изд. Глобус-пресс. Винница. 2019. 394 стр. ISBN 567-966-8314 -57-2

В 2022 году вышел 1-й том 2-го издания серии ( ISBN 978-5-00147-451-7 ), исправленного и дополненного .

Примечания

  1. // Электронный каталог. — 2006.
  2. : [ 12 августа 2017 ] // Электронный каталог. — 2008.
  3. . Синематека (2009). Дата обращения: 7 августа 2017. 12 августа 2017 года.
  4. (2008).
  5. . OpenSpace.ru (2010). Дата обращения: 7 августа 2017. 12 августа 2017 года.
  6. : [ 6 октября 2015 ] // Гильдия Киноведов и Кинокритиков России. — 2008.

Ссылки

Источник —

Same as Ландшафты сновидений