Interested Article - Брошенная (фильм, 1949)

«Брошенная» ( англ. Abandoned ) — фильм нуар режиссёра Джозефа М. Ньюмана , вышедший на экраны в 1949 году .

Основанный на реальных газетных материалах, фильм рассказывает о молодой девушке из небольшого городка ( Гейл Сторм ) и журналисте ( Деннис О’Киф ), которые при содействии полиции разоблачают и уничтожают действовавшую в Лос-Анджелесе преступную сеть незаконной торговли новорождёнными детьми.

Сюжет

Молодая привлекательная девушка Пола Консидайн ( Гейл Сторм ) приехала в Лос-Анджелес из небольшого городка в Пенсильвании в поисках своей сестры Мэри, о которой она ничего не слышала в течение нескольких недель. Перед окончанием рабочего дня она обращается в городское агентство по розыску пропавших, где с ней знакомится газетный репортёр Марк Ситко ( Деннис О’Киф ), который находится в поисках материала для очередной статьи. Марк предлагает Поле проводить её, на улице замечая, что за ней кто-то следит. Марк хватает преследователя, которым оказывается частный детектив Керриком (Рэймонд Бёрр), которого отец Полы нанял, чтобы проследить сначала за Мэри, а теперь и за Полой. Марк вместе с Полой и Керриком приезжает в городской морг, где в книге регистрации неопознанных трупов Пола обнаруживает фотографию своей сестры. По официальному заключению коронера , Мэри покончила жизнь самоубийством, отравившись окисью углерода в салоне угнанного автомобиля. Однако Пола не верит в то, что Мэри могла себя убить, так как совсем недавно она родила девочку, и, кроме того, она не умела водить машину. Оставшись с Марком наедине, Пола рассказывает, что она не нашла никакого следа ребёнка Мэри, даже записи о его рождении в больнице, из которой Мэри ей писала. Пола рассказывает, что Мэри сбежала из дома после смерти матери, когда её отношения с отцом резко ухудшились. Вернувшись в редакцию, Марк проверяет по своим источникам информацию о Мэри, выясняя, что она никогда не была замужем и что у неё никогда не было водительских прав, при этом он не может обнаружить и никаких следов её ребёнка. Тем временем Керрик приходит к миссис Доннер ( Марджори Рэмбю ), пожилой властной женщине, которая ходит, опираясь на трость, рассказывая ей о Марке и Поле. В ходе разговора выясняется, что миссис Доннер руководит нелегальной фирмой по усыновлению новорождённых детей, и именно она организовала убийство Мэри после того, как та попыталась вернуть своего ребёнка, проданного приёмным родителям. Хотя миссис Доннер не беспокоится по поводу Марка и Полы, Керрик, который в своё время угрозами и шантажом заставил Мэри прийти к миссис Доннер, боится, что об этом станет известно.

Марк в редакции анализирует газетные материалы, касающиеся исчезновения детей, приходя к заключению, что Мэри могла стать жертвой банды, торгующей грудными детьми. При очередной встрече с Полой Марк выясняет у неё, что перед родами Мэри оказала финансовую помощь какая-то дама, после чего отвозит Полу к шефу полиции Макрэю ( Джефф Чандлер ), который обещает оказать помощь, однако только когда появятся серьёзные основания для расследования. Марк и Пола отправляются в больницу, где рожала Мэри, однако ни одна из пяти сестёр в родильном отделении не узнаёт Мэри по фотографии. После этого Марк вместе с Полой встречается с одним из своих постоянных информаторов, барменом по имени Эдди, который рассказывает ему о подпольном бизнесе торговле новорождёнными детьми. Эдди даёт Марку наводку на одного из подпольных букмекеров, благодаря информации которого через нескольких посредников Марк и Пола в конце концов выходят на массажисту в турецких банях Доку Тилсону. Постоянно следивший за парой Керрик сообщает об этом по телефону миссис Доннер, которая в свою очередь связывается с гангстером Малышом Деколой ( ), который обеспечивает силовое прикрытие её бизнесу. Придя на сеанс массажа к Тилсону, Марк выдаёт себя за желающего купить ребёнка, однако в этот момент массажисту звонит Декола, требуя немедленно прекратить всяческие переговоры с Марком. Не добившись успеха с Тилсоном, Марк и Пола пытаются представить, куда могла бы обратиться за помощью Мэри накануне родов, предполагая, что это могла быть Армия спасения , в ведении которой находится дом для матерей-одиночек. Заметив в парке, что за ними следит Керрик, Марк нанимает уличных мальчишек, с помощью которых избавляется от его преследования. В Доме Армии спасения его руководительница, майор Росс ( Жанетт Нолан ) рассказывает, что Мэри жила у них некоторое время, но покинула дом незадолго до родов. Она знакомит Марка и Полу с беременной девушкой Дотти Дженсен ( Мег Рэндалл ), которая подружилась с Мэри. Дотти рассказывает, что однажды к Мэри пришли мужчина и пожилая женщина с тростью, разговор с которыми шёл на повышенных тонах. Однако после этой встречи у Мэри появились деньги, и вскоре она покинула дом, оплатив все расходы за своё пребывание, и больше о ней ничего не было слышно. Марк и Пола приводят майора Росс и Дотти к шефу полиции Макрэю, где Росс рассказывает о нелегальном бизнесе по торговле детьми. В конце концов, Макрэй принимает решение уничтожить эту банду, а Дотти соглашается выступить в качестве наживки. Макрэй подключает к разоблачению преступников весь свой потенциал, устанавливая прослушивающую аппаратуру и наружное наблюдение у дома Армии спасения, а также окружает его агентами в штатском на автомобилях. Вскоре полиции удаётся устроить встречу Дотти с миссис Доннер, записав на плёнку их разговор, в ходе которого миссис Доннер предложила Дотти финансовую помощь в обмен на её ребёнка. Полиция скрытно наблюдает за тем, как миссис Доннер перевозит Дотти в свой дом. Тем же вечером к миссис Доннер под видом супружеской пары, желающей усыновить ребёнка, приезжают Марк и Пола. Миссис Доннер объясняет, что она организует дело так, что ребёнка в роддоме сразу зарегистрируют на имя Полы, и её имя будет указано в свидетельстве о рождении как матери ребёнка, что позволит избежать ненужных проблем с легальным усыновлением. Встретившись с мисс Дженсен, ребёнка которой Марк и Пола якобы должны будут получить, они уходят, заплатив миссис Доннер аванс. В этот момент их замечает Керрик, который сообщает миссис Доннер о том, кто они такие. Марк и Пола рассказывают Макрэю, что миссис Доннер регистрирует новорождённых детей сразу на приёмных родителей, из чего следует, что одна из пяти сестёр в родильном отделении работает на преступников.

Тем временем, решив бежать, Керрик звонит миссис Спенс (Рут Сандерсон), женщине, которая удочерила ребёнка Мэри, и требует, чтобы она вернула купленного ребёнка, так как полиция начала расследование по поводу незаконного усыновления. Кроме того, он требует с неё две тысячи долларов, чтобы замять это дело. Затем он звонит Поле, предлагая ей выкупить ребёнка Мэри за полторы тысячи долларов. Пола соглашается с планом Керрика и, в соответствии с его требованиями в одиночку приезжает за ребёнком. Отдав деньги, Пола забирает ребёнка, однако Керрик запирает её в арендованной им квартире до следующего утра. На улице на Керрика нападает Декола со своим подручным Хоппом ( Майк Мазурки ), которые доставляют его к миссис Доннер. С помощью избиений и пыток они добиваются от Керрика признания в том, что он перепродал Поле ребёнка Мэри, оставив в арендованной им комнате, после чего в завязавшейся драке Хопп душит Керрика. Миссис Доннер поручает Деколе и Хоппу убить Полу и ребёнка, отравив их выхлопными газами, как они уже проделали это с Мэри, при этом устроить дело так, что во всём виновен Керрик. В этот момент у Дотти начинаются схватки, и миссис Доннер вынуждена срочно везти её в больницу, договорившись с сестрой Салли. Из больницы Дотти пытается дозвониться Макрэю, однако сестра Салли запрещает ей пользоваться телефоном. Макрэй по телефону сообщает Марку, что миссис Спенс пришла в полицию и рассказала, как купила у миссис Доннер ребёнка, и что этим вечером Керрик отобрал его. Полиция срочно направляется в дом миссис Доннер, а Марк, выходя из своего номера, обнаруживает под дверью записку Полы, в которой та сообщает, что уехала на встречу с Керриком, у которого находится девочка Мэри. Миссис Доннер, Декола и Хопп забирают Полу с ребёнком и увозят с собой. Тем временем прибывшие Макрэй и Марк обнаруживают в доме миссис Доннер только тело убитого Керрика. Выяснив, что Дотти исчезла, Марк и Макрэй срочно направляются в больницу, где Дотти рассказывает им о подслушанном ей плане миссис Доннер и Деколы убить Полу с ребёнком в том же месте, где была убита и Мэри, свалив вину за убийство на Керрика. Марк с полицией приезжает на стоянку строящегося загородного клуба, куда преступники привезли Полу с ребёнком. Заметив полицию, миссис Доннер бросает Деколу и Хоппа и пытается скрыться на автомобиле, однако Декола стреляет в машину, в результате чего она налетает на стену и разбивается. Миссис Доннер и её шофёр гибнут в аварии, после чего Макрэй преследует Деколу, а Марк отправляется спасать Полу и ребёнка. Декола начинает стрелять, а Хопп набрасывается на Марка, но ему удаётся сбросить бандита в лестничный пролёт. Марк спасает Полу с ребёнком, извлекая их из машины, а Макрэй тем временем в перестрелке убивает Деколу. Некоторое время спустя Макрэй, Марк и Пола навещают в больнице только что родившую Дотти, читая газетный заголовок о разгроме банды торговцев детьми. Марк и Пола планируют пожениться и удочерить ребёнка Мэри.

В ролях

Создатели фильма и исполнители главных ролей

В 1930-е годы режиссёр фильма Джозеф М. Ньюман дважды номинировался на Оскар в ныне несуществующей категории «ассистент режиссёра» за работу над драмой « Давид Копперфильд » (1935) и над музыкальной мелодрамой « Сан-Франциско » (1936) . «Брошенная» был третьим по счёту и первым значимым фильмом Ньюмана в качестве режиссёра. В дальнейшем его наиболее успешными режиссёрскими работами были фильмы нуар « 711 Оушен Драйв » (1950) и « Опасный круиз » (1953), а также фантастическая лента « Этот остров Земля » (1955) .

Деннис О’Киф был плодовитым характерным актёром и исполнителем главных ролей, который начал работать в кино ещё в первой половине 1930-х годов. В начале карьеры он преимущественно специализировался на жанре комедии, однако во второй половине 1940-х годов сделал успешную карьеру в фильмах нуар, сыграв главные роли в таких значимых картинах, как « Агенты казначейства » (1947), « Грязная сделка » (1948), « Идти преступным путём » (1948) и « Женщина в бегах » (1950) . Гейл Сторм дебютировала в кино в 1940 году, сыграв свои наиболее памятные роли в музыкальной комедии « » (1947) и фильмах нуар « Криминальная история » (1950) и « Между полночью и рассветом » (1950). Однако настоящая слава к ней пришла в 1950-е годы, когда она играла в ситкомах «Моя малышка Марджи» (1952—55, 126 эпизодов) и «Шоу Гейл Сторм: О! Сюзанна» (1956—60, 126 эпизодов) . В 1955-57 годах она также добилась большого успеха как певица, когда 11 её хитов вошли в Billboard Hot 100 .

История создания фильма

Согласно закадровому вступлению к фильму, он основан на реальном материале. Как было отмечено в статье в Daily Variety , сценарий Ирвинга Гилгуда «был основан на разоблачительном материале по усыновлению детей, который был опубликован в газете Los Angeles Mirror » . Согласно журналу « Голливуд репортер », лейтенант полиции Гарри Дин, который двумя годами ранее был главным следователем по делу об «усыновлении грудных детей» в Лос-Анджелесе, был назначен техническим консультантом этой картины .

Отдельные сцены фильма снимались на натуре в Лос-Анджелесе и его окрестностях .

Фильм первоначально вышел под названием «Брошенная женщина», и, согласно Daily Variety от 25 октября 1949 года, название было изменено перед самым началом проката в Лос-Анджелесе. Между тем, газеты « Лос-Анджелес Таймс » и « Нью-Йорк Таймс » успели отрецензировать фильм под названием «Брошенная женщина» .

Критика

Общая оценка фильма

После выхода фильма на экраны он получил в целом позитивные, но сдержанные оценки критики. Так, кинообозреватель « Нью-Йорк Таймс » А. Х. Уейлер пришёл к заключению, что кинокомпания Universal-International «не смогла удивить зрителя, взявшись за расследование проблемы чёрного рынка детей в этом фильме» . По мнению критика, несмотря на заверения рекламы, эта картина далека от того, чтобы стать «самой сенсационной картиной года». И вообще термин «сенсационный» вряд ли подходит в данном случае, так как «это прежде всего быстрый триллер, который просто указывает на коварное зло, после чего идёт традиционным мелодраматическим путём к кульминационному уничтожению банды по усыновлению детей», «и в этом качестве предстаёт как рутинный номер о копах и гангстерах» .

Современный историк кино Карл Мачек отмечает, что это «первая и наиболее значимая мелодрама, которая построена на сенсационной тематике» незаконной торговли грудными детьми. При этом, по его словам, в этой картине «есть несколько элементов, которые позволяют воспринимать „Брошенную“ как фильм нуар, прежде всего, это операторская работа Уильяма Дэниелса , который в 1920-е годы работал с такими режиссёрами, как Эрих фон Штрогейм , а непосредственно перед „Брошенной“ получил Оскар за съёмки полудокументального нуара „ Обнажённый город “ (1948)» . Вместе с тем, по мнению Мачека, связанная с тематикой картины «морализирующая интонация оттеснила на второй план его нуаровые качества. В итоге фильм использовал лишь внешний облик и некоторые приёмы фильма нуар, однако не пошёл по пути характерной нуаровой безнадёжности» . Спесер Селби полагает, что это «стандартная разоблачительная мелодрама с впечатляющей нуаровой картинкой», в которой газетный репортёр вместе с сестрой умершей молодой матери раскрывает зловредную преступную организацию по усыновлению детей . Майкл Кини охарактеризовал фильм как «быструю криминальную драму», в которой однако «совсем немного экшна» . А историк кино Деннис Шварц назвал его «мелодраматической нуаровой историей, которая показывает тёмную сторону Лос-Анджелеса», далее написав, что фильм рассказывает о том, что случается с теми, «кто приезжает в Лос-Анджелес из маленьких городов, и кого засасывает в его грязь, если они не могут убежать от собственных скрытых грехов» . По словам критика, «идея фильма взята из тех шокирующих историй, которые появляются в ежедневных газетах», а сама «история рассказана в почти документальном разоблачительном стиле» . Анализируя социальные аспекты картины, Шварц отмечает, что главные герои фильма, которые в скором времени станут мужем и женой, «разделяют те же ценности среднего класса, что и большинство подобных им американских граждан послевоенного периода. Он будет продвигаться по работе, устанавливая хорошие связи с полицейскими, а затем женится на милой девушке из небольшого городка до того, как её испортит большой город. После этого он с большой степенью вероятности переедет вместе с ней в пригород и будет жить счастливо» .

Оценка работы режиссёра и творческой группы

Уейлер отметил работу режиссёра Джо Ньюмана, который с самого начала и до конца фильма «быстро, хотя и без особой фантазии перемещает своих актёров по аутентичной местности Лос-Анджелеса» . Особого внимания критики удостоилась работа оператора Уильяма Дэниелса . В частности, Карл Мачек отметил, что он «привнёс в Лос-Анджелес зловещую, почти сюрреалистическую, визуальную враждебность. Показ им в тёмных тонах промокших от дождя улиц при косом контрастном освещении создаёт атмосферу, которая подчёркивает нуаровый характер истории» . Шварц также высказал мнение, что «фильм особенно значим красивой операторской работой Уильяма Дэниэлса, который придаёт ему великолепный зловещий вид, в то время как сценарий показывает цинизм преступников, средств массовой информации и полиции» .

Оценка актёрской игры

Уейлер высоко оценил работу основных актёров, написав, что «Гейл Сторм естественна и увлекательна в роли мучающейся молодой леди, которой удаётся спасти свою племянницу», а «Деннис О’Киф в роли нахального, бесстрашного и очаровательного газетчика и её романтического партнёра, смотрится скорее как вымышленный, чем как реальный герой». Далее Уейлер выделил также «Джеффа Чандлера, который грамотно создаёт образ шефа полиции, а также Марджори Рэмбю в роли вдовствующей главы банды, которая охотится на неосмотрительных матерей-одиночек». Обращают на себя внимание также Уилл Кулува в роли гангстера с садистскими наклонностями, Рэймонд Бёрр в роли работающего на обе стороны частного детектива, и Мег Рэндалл в качестве беременной женщины, которая помогает раскрыть банду". Вместе с тем, по словам Уейлера, «актёрская игра также не стала сенсацией», как и сам фильм .

Шварц подчёркивает, что «у героя О’Кифа нет типичных грехов, вроде бутылки, женщин или азартных игр. Он настолько чист, насколько только может быть чист нуаровый герой в такого рода фильмах. Единственное, что делает его нуаровым персонажем, это его циничный взгляд на мир и готовность пойти на всё, чтобы получить то, что он хочет. Он самоуверенный умник с ярко выраженной, но глубоко спрятанной тёмной стороной, поскольку подразумевается, что он выступает на стороне хороших парней» . Эриксон заметил, что те «зрители, которые знают Гейл Сторм по её многолетней игре в комических телесериалах „Моя маленькая Мэрджи“ и „О! Сюзанна“, будут удивлены её сдержанной драматичной игрой в этой картине» .

Вместе с тем, особое внимание в картине привлекли к себе артисты, сыгравшие отрицательные роли. Так, Шварц обращает внимание на то, что «нуаровые черты придают фильму его бандиты, во-первых, это Бёрр, единственная мысль которого относительно участия в убийстве следующая: „Надо было остановиться на шантаже и мелких кражах“. Во-вторых, это садист Кулува, который получает удовольствие от того, что поджигает жертвам подмышки. В-третьих, это Мазурки, чья ухмылка идеально подходит для нуаровых бандитов, и, наконец, Рэмбю, которая уничтожает семьи своей алчностью и злобой» . Мачек также отмечает игру, таких «классических нуаровых бандитов, как Рэймонд Бёрр и Майк Мазурки, которые вносят в картину элемент гротеска» , их игру выделяет также и Эриксон . Кини пишет, что «Бёрр великолепен как всегда, на этот раз сыграв нечистого на руку, нервного частного следователя», который заявляет: «Я был просто счастлив, если бы мы совершали свои убийства в штате, где нет смертной казни» .

Примечания

  1. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 20 апреля 2017. 6 марта 2019 года.
  2. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 12 апреля 2017.
  3. , p. 116.
  4. (англ.) . Internet Movoe Database. Дата обращения: 20 апреля 2017.
  5. (англ.) . Music VF.com. US & UK hits charts. Дата обращения: 20 апреля 2017. 12 июня 2017 года.
  6. (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 20 апреля 2017. 9 октября 2016 года.
  7. A.W. (англ.) . The New York Times (27 октября 1949). Дата обращения: 20 апреля 2017. 18 декабря 2016 года.
  8. , p. 7.
  9. , p. 8.
  10. , p. 126.
  11. , p. 9.
  12. Dennis Schwartz. (англ.) . Ozus' World Movie Reviews (1 сентября 2000). Дата обращения: 20 апреля 2017. Архивировано из 12 декабря 2017 года.
  13. Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 20 апреля 2017. 16 марта 2016 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Брошенная (фильм, 1949)