Interested Article - Козёл отпущения (фильм, 1947)

« Козёл отпущения » ( англ. Fall Guy ) — фильм нуар режиссёра Реджинальда Ле Борга , который вышел на экраны в 1947 году.

В основу фильма положен рассказ популярного криминального автора Корнелла Вулрича «Кокаин». Фильм рассказывает о молодом человеке Томе Кокрейне ( Лео Пенн ), который из-за наркотического опьянения не может вспомнить события предыдущей ночи, когда он предположительно убил молодую женщину. С помощью своего шурина ( Роберт Армстронг ) и невесты ( Тила Лоринг ) он постепенно восстанавливает в памяти картину произошедшего, в итоге разоблачая коварный план опекуна своей невесты, который решил убить шантажировавшую его любовницу, подставив в этом преступлении Тони, к которому ревновал свою воспитанницу.

Критика в целом сдержанно оценила фильм, обратив внимание на его низкий бюджет, довольно шаблонный сюжет и недостаточно яркую игру исполнителей главных ролей. При этом, по мнению некоторых критиков, фильм получился достаточно живым и энергичным.

Сюжет

В Нью-Йорке поздно ночью молодой человек вываливается из телефонной будки и падает без сознания на тротуар. Вскоре его замечает проходящий мимо полицейский, срочно отправляя в больницу. Поскольку рубашка мужчины испачкана в крови и при нём обнаружен окровавленный нож, полиция подозревает, что он может быть причастен к убийству. Выяснив, что человека зовут Том Кокрейн ( Лео Пенн ), детективы Шэннон ( Дуглас Фоули ) и Тейлор ( ) пытаются его допросить, однако Том не в состоянии отвечать на вопросы. Доктор объясняет, что Том находится под сильным воздействием кокаина , и потребуется некоторое время, прежде чем он придёт в себя. Однако, когда полицейские выходят из палаты, чтобы изучить улики, Том сбегает через боковую дверь. Среди ночи невесту Тома по имени Лоис Уолтерс ( Тила Лоринг ) будит звонок от его зятя Мэка Маклейна ( Роберт Армстронг ), сообщающего, что Том у него, но пребывает в почти невменяемом состоянии. Лоис собирается, чтобы немедленно поехать к Мэку, однако в гостиной её встречает опекун, «дядя» Джим Гроссетт ( Чарльз Арнт ), который не одобряет связь Лоис с Томом, называя его бездельником и пьяницей. Не обращая внимания на слова Джима, Лоис приезжает к Мэку, где немного пришедший в себя Том тревожно сообщает, что этой ночью убил женщину. Мэк, который служит в полиции, просит брата подробно рассказать, что с ним произошло. Том с некоторым трудом начинает вспоминать события последней ночи:

Сначала он выпивал в баре, откуда вместе со случайным знакомым направился на вечеринку на частную квартиру, где познакомился с привлекательной певицей ( ). Пригласив его к столу с напитками, она настояла на том, чтобы он выпил пару коктейлей, после чего у него «началось безумное свечение». Дальше он ничего не помнит, а какое-то время спустя он очнулся в, казалось бы, той же квартире, однако в полном одиночестве. Том попытался выйти на улицу, однако вместо входной двери открыл дверь в гардеробную комнату, откуда на него вывалился труп зарезанной молодой женщины, как показалось Тому, той самой певицы, с которой он познакомился на вечеринке. Затем Том запер дверь в гардеробную комнату, поднял с пола окровавленный нож, машинально положил ключ и нож в карман, и отправился на улицу, чтобы позвонить брату. Однако в телефонной будке потерял сознание и упал на тротуар.

Выслушав его рассказ, Мэк настаивает на том, чтобы он немедленно пошёл в полицию, однако Лоис уговаривает Мэка провести собственное расследование вместе с Томом, пока тот ещё находится на свободе. Вскоре к дому Мэка подъезжает его непосредственный начальник, инспектор Шэннон. Заметив его машину в окно, Том и Лоис незаметно скрываются через чёрный ход и прячутся в соседнем круглосуточном кинотеатре. Шэннон подозревает, что Мэк знает, где находится Том, однако не пытается на него давить, полагая, что вскоре Мэк и так приведёт полицию к Тому. Однако с помощью Лоис Мэку удаётся уйти от полицейской слежки, и вместе с Томом он приходит в тот самый бар, где Том вчера познакомился с дружелюбным незнакомцем. Сидя в баре, Том вдруг вспоминает, что незнакомца звали Джо, и в этот момент он замечает, как из бара выходит та самая певица, и убегает вслед за ней. Потеряв её из виду в толпе, Том возвращается в ресторан, где вспоминает, что Джо говорил, что работает лифтёром. Том и Мэк направляются по окрестностям в поисках лифтёра Джо ( Элиша Кук ), и, после напряжённых поисков находят его в одном из домов. Однако Джо категорически отрицает, что когда-либо видел Тома, и лишь вывернув парню руки и применив силу, Мэк и Том выясняют адрес, где проходила вчера вечеринка. Мэк и Том прибывают по указанному адресу, где встречают чету Шинделлов ( и Айрис Эдриан ), которая действительно проводила вчера вечеринку, однако они не узнают Тома, говоря, что вчера у них было много незнакомых гостей. Заканчивая допрос, Мак смотрит в окно, замечая, что с другой стороны улицы за ними наблюдает Джо. Мэк и Том быстро выходят на улицу, однако видят лишь, как кто-то толкает Джо, и он гибнет под колёсами проезжающего автомобиля. Обратив внимание на положение неоновой вывески на доме напротив, Том вдруг понимает, что пришёл в себя не в этой квартире, а в точно такой же, только этажом выше. Мэк и Том приходят в ту квартиру, где по-прежнему никого нет. Они открывают дверь гардеробной комнаты, где на них вываливается труп. Рассмотрев его внимательней, Том понимает, что это не та певица, с которой он познакомился, а просто похожая на неё девушка. В тот момент, когда Мэк и Том уже собираются уйти, появляется Шэннон с намерением арестовать обоих. Однако Том толкает Мэка на Шэннона и успевает скрыться на поджидавшей внизу машине Лоис. Тем не менее, полиция арестовывает Мэка, помещая его в камеру предварительного заключения. Том снова прячется в круглосуточном кинотеатре, а Лоис направляется в полицейский участок для встречи с Мэком, после чего полиция устанавливает за ней слежку. Между тем, в поисках певицы Том снова направляется в тот же бар, однако, так и не дождавшись её, уходит. Бармен, который пообещал сообщить ему, если она появится вновь, вдруг видит, как она заходит в бар вместе со своим молодым человеком по имени Майк ( ). Заказав напитки, певица, которую зовут Мари, рассказывает Майку, что вчера по заказу одного джентльмена она подсыпала парню в коктейль наркотики и напоила его. После этого джентльмен приказал ей рассчитаться с Джо и немедленно уехать из города, и теперь она опасается за свою жизнь, особенно после того, как вчера пропала её подруга Пэтти, которую джентльмен снабжал кокаином. Так и не дождавшись появления бармена, который убежал за Томом, Мари и Том выходят из бара и идут к Мари домой. По дороге Майк замечает слежку и, отправив Мари в квартиру, решает разобраться перед домом с тем, кто за ними следит. Этим человеком оказывается Том, который шёл, чтобы поговорить с Мари, однако Майк, не слушая его, бьёт Тома несколько раз, в результате чего тот теряет сознание. Тем временем в своей квартире Мари прихорашивается у зеркала, слыша, как открывается дверь. Полагая, что это Майк, она беспечно продолжает расчёсывать волосы, однако затем видит в зеркало, что это тот самый джентльмен, которым оказывается Джим Гроссет. Джим, который из рассказов Лоис знал всё о действиях Тома, душит Мари. Майк, который слышит крики Мари, пытается выломать входную дверь, однако Джим успевает сбежать через окно по пожарной лестнице на крышу здания. Выбив дверь, Майк находит в комнате тело Мари, вслед за этим в комнате появляется пришедший в себя Том, который тут же бросается в погоню за убийцей. Том выскакивает на крышу, и несмотря на стрельбу Джима, продолжает его преследовать. В конце концов, когда Джим сбивает Тома с ног и собирается с ним расправиться, подкравшийся сзади Майк несколькими ударами металлической жерди разбивает Джиму голову, убивая его.

Уже после того, как всё заканчивается, в полицейском участке Том рассказывает Лоис, что, как выяснилось, Пэтти шантажировала Джима, угрожая рассказать а его делах с наркотиками. Кроме того, Джим ревновал Лоис к Тому и хотел разорвать их отношения. И потому, убив Пэтти и подставив Тома, Джим, по словам Тома, пытался «убить двух зайцев». Комиссар Шэннон выпускает Мэка, снимает все обвинения с него и с Тома, и желает Тому и Лоис счастливой свадьбы.

В ролях

Создатели фильма и исполнители главных ролей

По словам историка кино Гленна Эриксона, в начале своей карьеры в течение десятилетия продюсировал фильмы категории В , главным образом, для студии и её престижного подразделения . В частности, после данного фильма, который был для него первым, Мириш продюсировал ещё один нуар на Monogram — « Я бы не хотел оказаться в твоей шкуре » (1948), который также был поставлен по книге Корнелла Вулрича . После этих картин Мириш продюсировал на Monogram целую серию фильмов детского приключенческого киносериала « » (1949). Позднее Мириш выполнял продюсерские обязанности (без указания в титрах) таких классических лет, как « Вторжение похитителей тел » (1956) и « Дружеское увещевание » (1956), а в 1957 году вместе с братьями создал собственную независимую продюсерскую компанию The Mirisch Company , которая произвела такие оскароносные ленты, как « Квартира » (1960) и « Вестсайдская история » (1961), а также такие фильмы, как « В джазе только девушки » (1959), « Великолепная семёрка » (1960) и « Розовая пантера » (1963). Однако более всего, по мнению Эриксона, Мириш известен как создатель «одной из лучших картин 1960-х годов, криминальной драмы „ Полуночная жара “ (1967), которая принесла ему „ Оскар “ за лучший фильм» .

Эриксон также отмечает, что «картина также может похвастаться своей литературной родословной — автором рассказа, положенного в основу сценария, является признанный детективный автор Корнелл Вулрич». К тому времени по произведениям Вулрича были поставлены такие успешные фильмы нуар, как « Улица удачи » (1942), « Леди — призрак » (1944), « Крайний срок — на рассвете » (1946), « Чёрный ангел » (1946) и « Погоня » (1946). Упоминание Вулрича в рекламных кинопостерах того времени свидетельствовало о том, что его имя в то время хорошо продавалось . Историк кино Артур Лайонс со своей стороны отметил, в тот период студия Monogram , «кажется, влюбилась в творчество Вулрича, так существенное число её фильмов нуар было основано на его романах с потерей памяти от алкоголя и наркотиков» .

Режиссёр Реджинальд Ле Борг начинал в 1936 году с короткометражных фильмов, лишь в 1943 году перейдя на уровень полнометражного кино, где первоначально специализировался на постановке непритязательных фильмов киносерий про боксёра и . Однако более всего Ле Борг запомнился постановкой таких фильмов ужасов, как « » (1943), « Призрак мумии » (1944), « » (1944), « Глаза мертвеца » (1944), а чуть позднее — « » (1956) и « » (1963) .

Как сообщает Эриксон, исполнитель главной роли, который указан в титрах как «Клиффорд Пенн», это на самом деле Лео Пенн , отец знаменитой в будущем кинозвезды Шона Пенна . Говорят, что после выступлений в поддержку профсоюзов Лео Пенн угодил в голливудские чёрные списки , и с 1949 года не мог получить работу в кино. Он перешёл на телевидение, где на протяжении более чем 30 лет работал сначала в качестве актёра, а затем параллельно и в качестве режиссёра .

Как далее пишет Эриксон, «молодая Тила Лоринг в 1940-е годы сыграла в паре десятков небольших фильмов, но в итоге так и не добилась серьёзного прорыва», а Роберт Армстронг , который более всего известен по фильму « Кинг Конг » (1933), будучи, по словам Эриксона, «уже в глубоком среднем возрасте, всё ещё получал немало ролей среднего уровня. Годом ранее он сыграл ключевую роль в немного более значимом нуаровом фильме Monogram Западня “ (1946)» .

История создания фильма

Рассказ Корнелла Вулрича , первоначально названный «Кокаиновый кайф» ( англ. C-Jag ), в январе 1947 года был переиздан в журнале Black Mask под названием «Кокаин» .

В этом фильме свою первую главную роль сыграл Лео Пенн , который до этого снимался лишь в эпизодах. В экранных титрах, а также в последовавших отзывах, его имя было указано как Клиффорд Пенн, под таким именем он фигурировал только в этом фильме .

Оценка фильма критикой

Общая оценка фильма

Фильм получил сдержанную оценку критики. В частности, историк кино Боб Порфирио назвал его «сделанным на малом бюджете фильмом студии с неровным и эклектичным визуальным стилем». По мнению Порфирио, картину можно отнести к жанру нуар прежде всего благодаря сюжету, типичному для произведений Вулрича , где он разрабатывает свои «странные идеи о том, как наркотики влияют на человеческую волю». Под влиянием алкогольного или наркотического опьянения персонажи Вулрича оказываются замешаны в преступлениях, страдая при этом от потери памяти, непрекращающихся кошмаров или оказываются в казалось бы безвыходной ситуации. Подобные сюжетные ходы можно увидеть в таких фильмах, как « Страх в ночи » (1947), « Крайний срок — на рассвете » (1946), « Погоня » (1946) и « Ночной кошмар » (1956) .

По словам Спенсера Селби, фильм рассказывает о человеке, который «ничего не помня о прошедшей ночи и имея в своём распоряжении лишь несколько зацепок, пытается доказать, что не убивал привлекательную женщину» . Майкл Кини назвал картину «довольно стандартной вещью», хотя, по его мнению, «ветеран нуара Кук как всегда доставляет удовольствие» . Гленн Эриксон написал, что этот «сделанный на мини-бюджете фильм категории В был призван составить конкуренцию популярным в то время детективным триллерам, которые многие годы спустя назвали фильмами нуар». Критик считает, что «фильм совсем не плох для первого продюсерского проекта », тем не менее, «эта картина и не является самым ярким представителем стиля нуар» .

По мнению Дениса Шварца, этот «низкобюджетный фильм нуар студии Monogram имеет приятный сумрачный визуальный стиль и обычную для нуара мрачную тему невинного человека, который оказывается в плену обстоятельств вне его контроля. Небольшой фильм категории В, но в нём есть энергия и живость» .

Мартин Теллер отметил, что «Вулрич известен запутанностью своих историй, однако в данном случае следить за сюжетом не так сложно, хотя и здесь есть несколько интересных поворотов», при этом «значительная часть истории раскрывается в неуклюжей развязке ближе к концу фильма» . По мнению Теллера, «история несёт определённое сходство с двумя другими фильмами по историям Вулрича» — « Чёрный ангел » (1946) и « Страх в ночи » (1947) — однако, «наверное, это самый слабый из этих фильмов из-за неубедительной актёрской игры и недостаточно содержательной истории. Фильм можно смотреть, но в нём нет ничего особенного, всё достаточно шаблонно» .

Оценка производственных качеств картины

Разбирая картину, киновед Гленн Эриксон обратил внимание на её «скромное, но достойное» производство. Он пишет, что в 1947 году даже для Monogram кинопроизводство обходилось недёшево, так как «кинокамеры были тяжёлыми, а творческие группы — большими. Единственным средством сокращения расходов было сокращение съёмочного периода». По словам киноведа, «это объясняет, почему всё в сценарии Джерри Уорнера упрощено, Нью-Йорк представлен с помощью различных ранее уже использовавшихся декораций, и, кроме того, задействовано много архивных кадров, порой сделанных двадцать лет назад» .

Эриксон, в частности, пишет, что «монтаж из бокалов шампанского, вывесок ночных клубов и счастливых гуляк также взят прямо из киноархива, и он не очень точно передаёт отчаянный характер поиска Томом таинственной женщины». Далее критик отмечает, что когда «кто-то подсыпает Тому кокаин, мы толком не видим, как это происходит. Фильм не может позволить себе красивые картинки, чтобы передать наркотическое состояние, и потому закадровый голос берёт на себя тяжёлую нагрузку. Бедный Том пытается передать свои ощущения, невольно показывая, насколько слабо создатели представляли себе в то время состояние человека в наркотическом опьянении». Вообще, «персонажи больше говорят о своих поступках, чем что-то делают. С помощью вопросов и ответов зрителю даётся понять, что Мэк и Том в течение дня обежали весь Нью-Йорк, но всё, что при этом видит зритель, это крупный план их ног на тротуаре» .

Эриксон отмечает, что « Ле Борг делает многое, чтобы вписаться в бюджет Мириша, сводя к минимуму число сцен и движение камеры», тем не менее, даёт «один напряжённый ракурс, когда Мари, которую можно назвать роковой женщиной фильма, наблюдает в зеркало за тем, как в убийца приближается к ней, намереваясь задушить». Помимо этого, «Мириш нашёл место в бюджете, чтобы включить песню в исполнении Вирджинии Дейл на вечеринке, есть также пара неплохих драк и борьба на крыше, которые вызывают определённое волнение» . Вместе с тем, как полагает Эриксон, «не нашлось хорошего решения для сцен с телом убитой женщины в шкафу. Том находит труп стоящим, и он почти что падает на него, как гладильная доска. Том ставит его обратно, запирает дверь и уходит, надеясь, что никто ничего не узнает. День спустя шкаф открывают снова, и тело падает точно также, как это бывает в скетчах Бенни Хилла » .

Оценка актёрской игры

Актёрская игра в целом не произвела впечатления на критиков. Хотя, по мнению Эриксона, « Лео Пенн демонстрирует большой потенциал в качестве привлекательного главного героя» , Мартин Теллер полагает, что «Пенн и Лоринг довольно безыскусны, их персонажам явно не хватает индивидуальности» , а Эриксон добавляет, что «в этой картине у Лоринг не так много работы» .

Майкл Кини отмечает, что «в этой картине известный актёр Роберт Армстронг , которому было уже 57 лет (и он выглядел на свои годы), описывается как 36-летний офицер полиции» . По словам Эриксона, «список хорошо знакомых лиц на экране замыкают Элиша Кук и Дуглас Фоули », которые «пришли прямо с больших студий» , и, как считает Теллер, «как Армстронг, так и Кук хороши» .

Эриксон отмечает также в роли поющей таинственной женщины Мари, которая, по крайней мере, придаёт немного веселья, строя гримасы своему парню, и в итоге оказываясь скорее жертвой, чем охотницей". Парнем же Мари «является вечный бандит , который здесь неожиданно получает роль хорошего парня» . Эриксон особенно выделяет Айрис Эдриан в роли болтливой хозяйки вечеринок, которую он описывают как «громкую смешливую женщину». Эдриан играла этот же типаж на протяжении сорока лет, закончив карьеру ролями в комедиях Диснея . По мнению критика, «Эдриан оживляет каждую сцену, в которой принимает участие» . Ну и, по словам Эриксона, «фильм, действие которого происходит в Нью-Йорке в 1940-е годы, не был бы полным без крошечного , который играет нервного бармена». Несколькими годами ранее «он незабываемо сыграл роль детектива в фильме Вэла Льютона Седьмая жертва “ (1943)» .

Примечания

  1. Glenn Erickson. (англ.) . DVD Talk. Дата обращения: 19 августа 2018. 9 июля 2021 года.
  2. , p. 47.
  3. (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 19 августа 2018. 22 июля 2021 года.
  4. , p. 100.
  5. , p. 144.
  6. , p. 88.
  7. Dennis Schwartz. (англ.) . Ozus' World Movie Reviews (5 мая 2002). Дата обращения: 27 ноября 2019. 9 июля 2021 года.
  8. Martin Teller. (англ.) . Martin Teller’s Movie Reviews (4 ноября 2012). Дата обращения: 19 августа 2018.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Козёл отпущения (фильм, 1947)