Interested Article - Кинофестиваль в Авориазе
- 2021-05-05
- 2
Международный фестиваль фантастических фильмов в Авориазе (Аворья) — один из наиболее знаковых кинофорумов, проводимых во французском городе Аворья́ (Авориазе) в 1973—1993 годах для кинолент в жанре кинофантастики и фильмов ужасов .
История
Международный фестиваль фантастических фильмов в Авориазе (Festival international d’Avoriaz du film fantastique) проводился ежегодно во второй-третьей декаде января с 1973 по 1993 годы во Франции.
Фестиваль был поддержан миром туристического бизнеса и фирмами, развивающими горнолыжный спорт. Это мероприятие во многом было обязано раскрутке горнолыжного курорта во французских Альпах, на высоте 2000 метров в небольшой деревушке Аворья (Авориаз) на вершине Верхней Савойи, вблизи швейцарской границы, где компания «Пьер и Ваканс» возвела горнолыжную станцию.
В 1973 году фестиваль в Авориазе впервые предложил свою программу, и первым его лауреатом, получившим Гран-при, стал тогда американский кинорежиссёр Стивен Спилберг со своей телелентой « Дуэль », сделавшей известным имя дебютанта-постановщика. Планка, поднятая первым лауреатом, требовала, чтобы и в последующие годы картины были под стать. И хотя год на год не приходился, бывали периоды «ужасного и бесфантастического безвременья», но отборочная комиссия умудрилась отбирать такие работы, как будто бы не было кризисов жанра.
В разные годы жюри фестиваля возглавляли крупнейшие мастера мирового экрана: Рене Клеман , Микеланджело Антониони , Сидни Поллак , Жанна Моро , Роберт де Ниро , Роман Полански , Сидни Люмет , Джерри Шатцберг , Роджер Корман , Уильям Фридкин , Стивен Спилберг , Майкл Чимино . Но и просто быть приглашённым в состав распределителей премий Авориаза было почётно, среди членов жюри было много не просто уважаемых в мире кино и мировой культуры знаменитостей, а целое созвездие легендарных личностей: Сергей Бондарчук , Франсуаза Саган , Аньес Варда , Эжен Ионеско .
В 1983 году в программу фестиваля были внесены картины, снятые для видео (для них создавалось специальное жюри).
Как правило, в числе номинаций фестиваля были полнометражные и короткометражные ленты. Для «полного метра» высшей наградой был Гран-при. Для короткометражных лент была учреждена «Золотая медаль». Существовали также специальные призы жюри и призы критики. На нескольких форумах учреждались премии для исполнителей мужских и женских главных ролей. Позже были выделены номинации по разделам «фильмы ужасов» и «фантастические фильмы», но вручались, впрочем, эти раздельные награды нерегулярно. Телевизионная компания «Antenne 2» в конце 1970-х годов учредила премию «Золотая антенна».
Своё триумфальное шествие с альпийских вершин Авориаза начинали перспективные мастера жанра, ставшие здесь лауреатами и призёрами: Джордж Миллер « Безумный Макс », Люк Бессон со своим чёрно-белым дебютом « Последняя битва », Джеймс Кэмерон « Терминатор », Уэс Крейвен « Кошмар на улице Вязов », Тоуб Хупер « Разрежь меня на части! », Джон Карпентер « Хэллоуин » и « Туман », Дэвид Линч « Голова-ластик »
Маститые мастера, уже имевшие за плечами творческие успехи, тоже почитали за честь участвовать в Авориазе, сверяясь с фестивалем как с индикатором жанровой моды: Брайан де Пальма « Призрак рая » и « Кэрри », Алан Пакула « Заговор «Параллакс» » и « », Джордж Ромеро « Обезьяна-убийца ».
В любом качестве премия Авориаза была пропуском в мир инновационного кино и свидетельством о зачислении создателей в высшую лигу кинофантастики и киноужаса. Исключения лишь подтверждали основное правило: уровень премиальных лент Авориаза был камертоном для создателей мирового жанрового фантастического кино. Лишь в 80-е годы и начале 90-х стала проскальзывать политкорректность жюри, вручившего премии фильмам из стран Восточной Европы, о которых быстро забыли. Но даже среди них были крепкие ленты, которые принято указывать в разделе «другое кино» или даже «странное кино» (например, советский фильм А. Кайдановского « Жена керосинщика », 1990).
Показателем строгости подхода жюри станет тот факт, что в числе не награждённых в Авориазе фильмов оказались такие общепризнанные жанровые картины как « Ужасный доктор Файбс » с Винсентом Прайсом в главной роли, « Кристина » режиссёра Джона Карпентера , или такие авторы как Ларс фон Триер « Элемент преступления ».
Шли годы, Авориаз поднялся как курортный городок мирового уровня, и назрела необходимость сделать переоценку жанрового смотра. Постепенно заговорили о том, что хоть закрывать фестиваль и не стоит, но необходимо перенести его на новую площадку, где можно было бы с одной стороны, сохранить традиции Авориаза, а с другой — расширить тематику и привнести новую струю в неумирающие жанры ужаса и фантастики на пороге нового тысячелетия.
Последний раз международный фестиваль фантастических фильмов в Авориазе проводился в 1993 году. С 1994 года эстафету по проведению смотров кинофантастики от Аворьи приняло другое курортное местечко во Франции Жерармер, где до сей поры проводится Международный фестиваль фантастических фильмов в Жерармере — (Festival de Gerardmer — Fantastic’Arts).
Лауреаты фестиваля
- Гран-при: « Дуэль »
- Гран-при: « Зелёный сойлент »
- Гран-при: « Призрак рая »
- Гран-при: не присуждался
- Гран-при: « Кэрри »
- Гран-при: « Замкнутый круг »
- Гран-при: « Патрик »
- Гран-при: « Путешествие в машине времени »
- Гран-при: « Человек-слон »
- Гран-при: « Безумный Макс 2: Воин дорог »
- Гран-при: « Тёмный кристалл »
- Гран-при: « »
- Гран-при: « Терминатор »
- Гран-при: « »
- Гран-при: « Голубой бархат »
- Гран-при: « Скрытый враг »
- Гран-при по разделу «фантастика» : « Связанные насмерть »
- Гран-при по разделу «странные фильмы»: « Бумажный дом »
- Гран-при по разделу «фантастика»: « Я — безумец »
- Гран-при по разделу «странные фильмы» : « Жена керосинщика »
- Гран-при: « Сказки с тёмной стороны »
- Гран-при: « »
- Гран-при: « Живая мертвечина »
Литература
- на русском зыке
- Авориаз — это всегда знак качества // Барканов С., Гуров А., Власенко А., Терехин В. . — М. : НПКЦ «ИНТЕХ», 1994. — С. 608. — ISBN 5-8095-0004-8 .
- Капралов Георгий. Фантастика с опалёнными крыльями: О кинофестивале «Авориаз» // Фантакрим MEGA, 1991, № 3 — с.28-31
- Самсонов Г. Б. Авориаз — это просто фантастика! // «Видео-Асс» экспресс, 1992, № 5(14) — с.4-8
- на других языках
- Picard G. Avoriaz, les fantômes du festival. — Paris: Hermé, 1990. — 154 p.
- Sibdoun, Jean-Louis G. . — Montreuil: Media-Planing, 1992. — С. 164. от 27 сентября 2007 на Wayback Machine
См. также
- 2021-05-05
- 2