Фат
(от
лат.
fatuus, fatidus
, «глупый, нелепый» через
фр.
fat
, «
франт
») — театральное
амплуа
для
ролей
эффектных, ограниченных и самовлюблённых молодых людей («салонных
любовников
»). Одна из «ролей с гардеробом», где костюм и
аксессуары
являются ключевыми элементами образа
. Фат выступает одновременно и как обольститель, и как злой мучитель. Женские аналоги —
(и частично
). Известно также промежуточное амплуа «фат-
резонёр
» (ср.
Меркуцио
в «
Ромео и Джульетте
»), внутри амплуа фата выделяется
бонвиван
.
Появление амплуа фата в XIX веке было связано с популярностью лёгких жанров (мелодрамы, водевиля), но фаты быстро проникли и в серьёзную драматургию (Кречинский из «
Свадьбы Кречинского
», Дульчин в «
Последней жертве
»). В отличие от
Капитана
из
комедии дель арте
, образ и сюжетные ходы, связанные с фатом, не обязательно комические, иногда близкие к амплуа
(ср. тот же Кречинский).
А. П. Варламова.
// Театральные термины и понятия: Материалы к словарю / Сост. С. К. Бушуева, А. П. Варламова, Н. А. Таршис, ред. А. П. Варламова, А. В. Сергеев.
СПб.
, 2005. Вып. 1. С. 236—237.
Из «Театральные термины и понятия: Материалы к словарю»:
Фат // Театральная энциклопедия Т. 5. Стлб. 427.
Фат // Театральный словарь, 1900. С. 39.
Алперс Б. В. Годы артистических странствий Станиславского // Алперс Б. В. Театральные очерки: В 2 т. М., 1977. Т. 1. С. 347.
Альтшуллер А. Я. Театр прославленных мастеров. Л., 1968. С. 194, 229—230.
Амплуа актёра. С. 8 — 9, 12 — 13.
Григорьев А. А. Летопись московского театра // «Горе от ума». С. 117.
Григорьев А. А. Летопись московского театра. Обозрение зимней поры (сезона) // Григорьев А. А. Театральная критика. Л., 1985. С. 121.
Кугель А. Р. А. И. Южин // Кугель. С. 108, 112.
[
уточнить
]
Кугель А. Р. В. П. Далматов // Кугель. С. 177—178.
[
уточнить
]