Interested Article - Хэммет, Дэшил

Сэ́мюэл Дэ́шилл Хэ́ммет (также Дэшил Хэмметт , Хеммет ; англ. Samuel Dashiell Hammett ; 27 мая 1894 10 января 1961 ) — американский писатель, журналист и литературный критик, автор ставших классикой детективных романов , повестей и рассказов . Один из основателей, наряду с Р. Чандлером и Дж. М. Кейном , жанра « крутого детектива ». Иногда Хэммета называют также одним из основателей субжанра « нуар ».

Биография

Хэммет родился в округе Сент-Мэрис ( Мэриленд , США), детство провёл в Филадельфии и Балтиморе . С 1915 по 1921 годы (с перерывом на время войны) работал частным сыщиком в детективном агентстве Пинкертона в городе Бьютт (Монтана) . Во время Первой мировой войны поступил на службу, но заболел туберкулёзом и провёл войну в госпитале. В 1921 году женился на медсестре Жозефине Нолан, в том же году родилась дочь Мэри Джейн. Но в 1926 году, вскоре после рождения второй дочери Жозефины Хэммет уходит из семьи и начинает литературную карьеру.

Хэммет опубликовал свой первый роман «Кровавая жатва» в 1929 году. Пятый и последний роман «Худой человек» был опубликован в 1934 году, после чего Хэммет занимался только общественной деятельностью. В 1931 году начался его 30-летний роман с коллегой-писательницей Лилиан Хеллман , под влиянием которой Хэммет, чей роман «Кровавая жатва» уже считался отмеченным влиянием марксизма , ещё более политизируется. Он участвует в кампаниях солидарности с испанскими республиканцами в годы гражданской войны , устраивая сбор средств для них вместе с Хемингуэем и Дос Пассосом . Левые и антифашистские симпатии Хэммета привели к его вступлению в Коммунистическую партию США в 1937 году. В ряде прокоммунистических организаций занимал высокие посты; был избран председателем Лиги американских писателей (1940) и Конгресса по гражданских правам (1946).

В 1942 году, после нападения на Перл-Харбор , Хэммет снова поступил на службу в армию и провёл большую часть Второй мировой войны в качестве сержанта на Алеутских островах , редактируя боевую газету The Adakian .

Начиная с 1940 года, Хэммет находился под постоянным наблюдением ФБР , собравшим на него 278-страничное досье. В 1946—1947 гг. он председательствовал в нью-йоркском Конгрессе по гражданским правам, в 1947 году внесённом генеральным прокурором в список подрывных организаций. На волне той же антикоммунистической кампании Хэммет стал фигурантом Чёрного списка Голливуда . В эпоху маккартистской «охоты на ведьм» в 1951 году был обвинен в антиамериканской пропаганде за активно выражаемые симпатии к коммунистической партии и провёл 6 месяцев в тюрьме — за мотивированный Пятой поправкой отказ назвать имена товарищей по коммунистической деятельности (в том числе финансировавших коммунистические организации) и подтвердить свою подпись на документах.

За решёткой голливудский пижон номер один, не выходивший из дому без белых перчаток и трости, драчун и экс-агент Пинкертона, чистил туалеты, но, по свидетельству Хьюстона , «чувствовал себя совершенно счастливым» .

Последние годы жизни Хэммета прошли в нищете. Хэммет умер в Нью-Йорке от рака лёгких и, как ветеран двух войн, похоронен на Арлингтонском мемориальном кладбище .

Творчество

В 1923 году в pulp-журнале «Чёрная маска» появился первый рассказ о сотруднике детективного агентства «Континенталь». Имени Хэммет ему не дал, и в историю литературы он так и вошёл как Сотрудник агентства «Континенталь» ( англ. Continental Op , в ряде переводов также встречается «Оперативник»). Прообразом «Континенталя» послужило агентство Пинкертона. Цикл про Оперативника включает более двадцати рассказов, в 1929 году некоторые были объединены в романы «Кровавая жатва» и «Проклятие Дейнов».

В 1930 году Хэммет опубликовал свой самый известный роман «Мальтийский сокол». Главный герой романа — частный сыщик Сэм Спейд . В 1932 году Хэммет сделал Спейда героем ещё трёх рассказов. Лучшим своим романом Хэммет называл «Стеклянный ключ» (1931). После романа «Худой человек» Хэммет пишет только сценарии для радио и кино.

Реймонд Чандлер так характеризовал прозу Хэммета:

С первых (и до последних) шагов своей писательской карьеры он писал о людях энергичных и агрессивных. Их не пугает изнаночная сторона жизни, они, собственно, только её и привыкли видеть. Их не огорчает разгул насилия — они с ним старые знакомые. <…> Он изобразил этих людей такими, какими они были в действительности, и наделил их живой речью, какая была им свойственна. Хеммет был прекрасным стилистом, но его читатели об этом и не догадывались, поскольку он изъяснялся совсем не так, как положено, по их мнению, изящному стилисту.

Библиография

Романы

Повести

  • Большой налёт ( англ. The Big Knockover )
  • 106 тысяч за голову

Сборники повестей и рассказов

  • «106 тысяч за голову» \ Кровавые деньги. Большой налёт \ — 1943
  • «Приключения Сэма Спейда» и др. рассказы \ Повесить могут лишь однажды. Человек, которого зовут Спейд\ — 1944
  • «Оперативник из „ Континенталь“» — 1945
  • «Убийства Дэшила Хэммета» — 1946
  • «Мёртвые ревнивцы» — 1946
  • «Город кошмаров» — 1948
  • «Угодливый сиамец» — 1950
  • «Женщина во тьме» — 1951
  • «Человек по прозвищу Худой» — 1962
  • «Дороги домой» — рассказ, не вошедший в сборники

Сценарии

  • «Стража на Рейне» 1943 в сборнике «Лучшие сценарии 43-44»

Экранизации

  • 1930 — Ночи у придорожного дома ( англ. Roadhouse Nightst ), США, реж. Уолтер Вагнер. Экранизация романа «Кровавая жатва»
  • 1931 — Городские улицы . ( англ. City Streets ), США, реж. Рубен Мамулян. Хэммет написал историю специально для фильма
  • 1931 — Мальтийский сокол ( англ. The Maltese Falcon ), США, реж. Рой Дель Рут. Экранизация одноимённого романа Д. Хэммета
  • 1934 — Женщина во тьме ( англ. Woman in the Dark ), США, реж. Барт Келли. Экранизация одноимённого рассказа Д. Хэммета
  • 1934 — Тонкий человек ( англ. The Thin Man ), США, реж. В. С. Ван Дайк. Экранизация одноимённого романа Д. Хэммета
  • 1935 — Стеклянный ключ ( англ. The Glass Key ), США, реж. Фрэнк Таттл. Экранизация одноимённого романа Д. Хэммета
  • 1936 — Сатана встречает леди ( англ. Satan Met a Lady ), США, реж. Уильям Дитерле. По роману «Мальтийский сокол»
  • 1936 — После Худого ( англ. After the Thin Man ), США, реж. В. С. Ван Дайк. Экранизацией не является, продолжение «Худого человека», равно как и ряд фильмов из той же серии; Хэммет выступал только как создатель главных персонажей
  • 1936 — Другой тонкий человек ( англ. Another Thin Man ), США, реж. В. С. Ван Дайк
  • 1937 — Секретный агент X-9 ( англ. Secret Agent X-9 ), США, реж. Форд Биби, Клиффорд Смит. Сериал на основе персонажей, созданных Д. Хэмметом
  • 1941 — Тень худого человека ( англ. Shadow of the Thin ), США, реж. В. С. Ван Дайк. Сиквел на основе персонажей, созданных Д. Хэмметом
  • 1941 — Мальтийский сокол ( англ. The Maltese Falcon ), США, реж. Джон Хьюстон
  • 1942 — Стеклянный ключ ( англ. The Glass Key ), США, реж. Стюарт Хейслер. Экранизация одноимённого романа Д. Хэммета
  • 1945 — Худой человек идет домой ( англ. The Thin Man Goes Home ), США, реж. Ричард Торп. Сиквел на основе персонажей, созданных Д. Хэмметом
  • 1945 — Секретный агент X-9 ( англ. Secret Agent X-9 ), США, реж. Льюис Д. Коллинз, Рэй Тэйлор. Сериал на основе персонажей, созданных Д. Хэмметом
  • 1947 — Песня худого человека ( англ. Song of the Thin Man ), США, реж. Эдвард Баззелл. Сиквел на основе персонажей, созданных Д. Хэмметом
  • 1951 — Толстяк ( англ. The Fat Man ), США, реж. Уильям Касл. Фильм на основе персонажей, созданных Д. Хэмметом
  • 1961 — Телохранитель , Япония, реж. Акира Куросава. Сюжет фильма является адаптацией двух романов Хэммета: «Стеклянный ключ» и «Кровавая жатва».
  • 1964 — За пригоршню долларов ( Per un pugno di dollari ), Италия, реж. Серджо Леоне. Ремейк « Телохранителя », экранизацией считаться вряд ли может, но в основе сюжета лежит идея Д. Хэммета.
  • 1978 — Проклятие Дейнов ( англ. The Dain Curse ), мини-сериал, США, реж. Э. У. Суокхэймер
  • 1985 — Свора (СССР, Таллинфильм, реж. Арво Круусемент; по роману « Стеклянный ключ »)
  • 1990 — Перекрёсток Миллера ( англ. Miller's Crossing ), США, реж. Джоэл Коэн. Хотя фильм снят по оригинальному сценарию братьев Коэн , ряд сюжетных ходов также позаимствован из романов «Стеклянный ключ» и «Кровавая жатва».
  • 1995 — Падшие ангелы ( англ. Fallen Angels ), телесериал, США, реж. Сидни Поллак. 2 сезон, эпизод 5 (11) «Мухоловка» ( Fly Paper )
  • 1996 — Герой-одиночка ( англ. Last Man Standing ), США, реж. Уолтер Хилл. Фильм является ремейком « Телохранителя », но может также считаться и вольной экранизацией «по мотивам».
  • 2002 — Дом на Турецкой улице ( англ. No Good Deed ), США — Германия, реж. Боб Рейфелсон. По мотивам одноимённого рассказа Д. Хэммета.

Память

Могила Хэммета

В 1977 году режиссёром Фредом Циннеманом был экранизирован автобиографический роман Лилиан Хеллман «Pentimento», в котором, в частности, были отражены отношения писательницы с Хэмметом. Фильм « Джулия » получил 3 премии «Оскар».

В 1982 году вышел фильм Вима Вендерса « Хэммет », в основу сюжета которого легла вымышленная биография Дэшила Хэммета. Фильм участвовал в программе Каннского кинофестиваля 1982 года.

Литература

  • Бавин С. П. Зарубежный детектив XX века (в русских переводах): Попул. библиограф. энцикл. М.: Книж. палата, 1991. С.165-170.

Примечания

  1. Dashiell Hammett // (англ.)
  2. Dashiell Hammett // (англ.) — 2000.
  3. Ермолович Д. И. Англо-русский словарь персоналий. — М.: Рус. яз., 1993. — 336 с. — С. 152
  4. Трофименков М. от 9 мая 2018 на Wayback Machine // Сеанс

Ссылки

  • Реймонд Чандлер.
Источник —

Same as Хэммет, Дэшил