Женщина на пляже (фильм, 1955)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Кричащая женщина» ( англ. Screaming Mimi ) — фильм нуар режиссёра Герда Освальда , который вышел на экраны в 1958 году .
Фильм рассказывает о танцовщице Вирджинии Вестон ( Анита Экберг ), которая после нападения на неё сумасшедшего с ножом оказывается в психиатрической клинике . Там опеку над ней устанавливает психиатр ( ), который несколько месяцев спустя перевозит её в Сан-Франциско и устраивает на работу в ночной клуб. Она знакомится с криминальным репортёром (Филип Кэри), который ведёт расследование убийств серийного убийцы , выясняя, что жертвы перед смертью получали статуэтку кричащей женщины.
Фильм поставлен по роману Фредерика Брауна «Кричащая Мими» (1949). По мотивам этого романа поставлен также фильм Дарио Ардженто « Птица с хрустальным оперением » (1970).
Фильм вызвал противоречивые отзывы критики, обратившей внимание на запутанность содержания картины, при этом отметившей её экстравагантный, причудливый и увлекательный характер.
Эффектная, сексуальная танцовщица из Нового Орлеана Вирджиния Вестон ( Анита Экберг ) отдыхает в городке Лагуна-Бич , Калифорния , в прибрежном доме своего сводного брата, скульптора Чарли Вестона ( ). После купания в океане Вирджиния заходит в расположенную около дома душевую кабинку. Её собачка Расти начинает неистово лаять, когда из кустов неожиданно появляется мужчина с ножом в руке, сбежавший из расположенной поблизости психиатрической клиники Хайленд. Он молча убивает Расти, а затем приближается к душевой кабинке и начинает размахивать ножом перед лицом Вирджинии. Услышав её истерические крики, на крыльцо дома выбегает Чарли с ружьём в руке, который убивает сумасшедшего. Это событие настолько шокирует Вирджинию, что Чарли вынужден поместить её в психиатрическую клинику Хайленд, где она поступает под наблюдение доктора Гринвуда ( ). Впечатлённый выражением её лица в тот момент, когда на неё напал маньяк, Чарли начинает работать над скульптурой кричащей от ужаса сестры. Доктор Гринвуд уделяет лечению Вирджинии самое пристальное внимание, письменно информируя Чарли о том, что состояние Вирджинии не вызывает оптимизма. После шести месяцев лечения Гринвуд настолько увлекается Вирджинией, что переселяет её в свой дом. Одновременно он пытается установить над танцовщицей полный контроль, убеждая её, что она должна доверять ему и делать всё, что он скажет. После этого он заявляет, что скоро они вместе покинут клинику.
Вскоре Гринвуд вместе с Вирджинией переезжают в Сан-Франциско , где под именем Иоланда Лэнг она начинает выступать с сольным танцевальным номером в ночном клубе «Эль Мэдхаус». Её выступление производит сильное впечатление на обозревателя городской ночной жизни местной газеты «Дейли Таймс» Билла Суини ( Филип Кэри ), который просит свою близкую подругу, владелицу клуба Джоан Мейпс ( Джипси Роза Ли ) познакомить его с Иоландой. После выступления Джоан провожает Билла в гримёрную Иоланды, где та сидит со своим огромным датским догом по кличке Дьявол. Билл заводит с танцовщицей светский разговор, безуспешно пытаясь выяснить что-либо о её прошлом. Среди её вещей под столиком он замечает статуэтку кричащей от страха женщины. В этот момент в гримёрную входит доктор Гринвуд, который представляется как мистер Грин, заявляя, что он менеджер Иоланды. Грин сразу же категорически заявляет, что Иоланде не нужна реклама, и она не даёт интервью прессе, после чего просит Билла покинуть помещение. После его ухода Грин наставляет Иоланду, чтобы она ничего никому не рассказывала и требует, чтобы она делала только то, что он говорит. Он также настаивает на том, чтобы Иоланда избавилась от статуэтки, которая напоминает ей о прошлом, что может привести к рецидиву болезни. Грин говорит, что все решения за неё должен принимать он, после чего сообщает, что когда они накопят достаточно денег, то вместе уедут в Европу, где он вновь станет доктором Гринвудом. В заключение он заявляет, что не может смотреть, когда на неё глазеют другие мужчины, и что они должны быть только вдвоём.
Вечером, когда Иоланда вместе с Дьяволом возвращается домой по пустынной улице, на неё нападает неизвестный с ножом, который наносит ей несколько резаных ран на груди и животе, после чего скрывается. Некоторое время спустя, услышав лай дога, случайные прохожие обнаруживают Иоланду, которая находится в невменяемом состоянии и не может произнести ни слова. Вскоре появляется полиция во главе с капитаном Блайном ( ), а также Билл. Дьявол никого не подпускает к раненой хозяйке, однако Биллу удаётся отвлечь дога, и в этот момент полицейские подхватывают Иоланду и отправляют её на скорой помощи в больницу. Билл возвращается в редакцию, где пишет статью под заголовком «Маньяк с ножом снова напал. Танцовщицу спас её дог». Начиная разбираться в теме, Билл поднимает газетную статью месячной давности об убийстве маньяком с ножом танцовщицы Лолы Лейк. Изучая материалы статьи, Билл обращает внимание на то, что на фото убитой Лолы попала точно такая же статуэтка кричащей женщины, которую он видел у Иоланды. Билл сообщает об этом своему начальнику, редактору газеты Уолтеру Кригу ( ), который разрешает начать журналистское расследование. Билл приезжает в больницу к Иоланде, расспрашивая её о нападении, однако она говорит, что не успела рассмотреть нападавшего. На показанную фотографию Лолы, Иоланда отвечает, что никогда её не видела, а про статуэтку утверждает, что у неё никогда такой не было. Внимательно изучив фотографию Лолы, Билл выясняет, что в момент убийства девушка находилась рядом с магазином художественных подарков Рауля Рейнарда. Билл приезжает в магазин, где выясняет у его владельца ( ), что в его магазин поступило три статуэтки кричащей женщины, одну из которых купила Лола, а ещё одну — другой клиент. Билл покупает последнюю статуэтку и уходит. После этого он приезжает в клуб и проходит в гримёрную Иоланды, где обнаруживает, что её статуэтка исчезла. В клубе он встречает Грина, который заявляет, что им ничего не известно о статуэтке. Билл приходит домой к Джоан, которая живёт с молодой девушкой, но и та отвечает, что ничего не знает о статуэтке, однако согласна с тем, что между Иоландой и Грином какие-то необычные отношения.
После выздоровления Иоланда вновь начинает выступать на сцене. По просьбе Блайна Джоан устраивает в клубе вечеринку в связи с её возвращением. Капитан рассчитывает, что нападавший на танцовщицу, возможно, появится на вечеринке, и Иоланда опознает его. Однако сразу после своего выступления Иоланда исчезает. Билл находит её вместе с догом на той самой улице, где на неё было совершено нападение. Он провожает Иоланду домой, после чего она приглашает его в свою квартиру. Между ними вспыхивает романтическая страсть, они обнимаются, целуются и проводят ночь вместе. Иоланда говорит Биллу, что с ним она чувствует себя совсем другой. Утром, когда Иоланда просыпается от кошмарного сна, Билл её утешает, они снова обнимаются и целуются. Билл уезжает по делам, обещая вскоре вернуться и помочь разобраться со всеми её проблемами. Днём Билл подъезжает к дому Иоланды, рассчитывая перевезти её к себе. Однако в квартире его останавливает Грин, который заявляет, что Иоланде никто не нужен и чтобы Билл оставил её в покое. Билл прорывается мимо Грина в комнату к Иоланде, убеждая её решиться и уехать вместе с ним. Однако Иоланда держится неожиданно холодно и отстранённо, заявляя, что останется с Грином. В итоге Билл уходит один, а Грин напоминает Иоланде, что у неё не может быть жизни без него, что она без него ничто. При этом он замечает, что и она ему тоже нужна.
Дома Билл получает ответ на запрос, что статуэтку кричащей женщины создал скульптор Чарли Вестон, который проживает в Санта-Розе , Калифорния. Выдав себя за арт-дилера, заинтересованного в покупке таких статуэток, Билл расспрашивает Чарли об этой работе. По словам Чарли, он сделал скульптуру под впечатлением от вида своей сводной сестры Вирджинии, которая закричала от ужаса в то момент, когда на неё набросился сумасшедший с ножом. Далее Чарли рассказывает, что после этого эпизода Вирджиния попала в психиатрическую больницу, где умерла семь месяцев спустя. Ему сообщил об этом лечивший её доктор, однако у Чарли не было сил пойти на похороны. В редакции Билл говорит Кригу, что статуэтка каким-то образом связана с убийством Лолы и покушением на Иоланду. Билл уговаривает редактора опубликовать в газете фотографию статуэтки, обратившись к читателям с просьбой связаться с редакцией, если им что-либо известно об этой статуэтке. На следующий день на первой странице газеты публикуется фотография с текстом «У потрошителя такая же статуэтка. Вы её видели?»
Тем временем полиция в подвале дома Иоланды оборудует комнату, откуда ведёт слежку за её квартирой и прослушивание её телефона. Капитан Блайн разрешает Биллу принять участие в полицейской операции. Вскоре они видят, как Грин поднимается в квартиру к Иоланде. Там он показывает ей газету с фотографией и заявляет, что они немедленно уезжают, так как Билл уже слишком много о них знает. На вопрос, где статуэтка, Иоланда отвечает, что избавилась от неё. Однако Грин не верит ей и заявляет, что статуэтка стала для неё «фетишем, порождающим её манию». По словам Грина, Иоланда была в порядке, пока не увидела статуэтку, которая стала ассоциироваться у неё с нападением. В конце концов, ей передалось чувство агрессии нападавшего, в результате чего она убила Лолу после того, как та купила статуэтку. Затем Грин рассказывает, что это он напал на Иоланду ночью и порезал её, надеясь таким образом разрушить её манию. Грин роется в шкафах Иоланды, и, найдя статуэтку, намеревается уничтожить её. В ответ на это обезумевшая Иоланда приказывает Дьяволу атаковать Грина. Дог набрасывается на психиатра, в результате чего тот вылетает в окно, падает на улицу и разбивается. Блайн и Билл подбегают к смертельно раненому Грину, который заявляет, что это он убил Лолу и пытался убить Иоланду, но дог дважды его остановил. Тем временем Иоланда вместе с Дьяволом незаметно выскальзывает из дома и скрывается, однако некоторое время спустя Билл через знакомых таксистов находит её в одной из захудалых гостиниц. Там Билл заявляет ей, что догадался о том, что её настоящее имя — Вирджиния Вестон, и что это она убила Лолу. Когда она пытается натравить Дьявола на Билла, появляется полиция, которая нейтрализует собаку, после чего Иоланда-Вирджиния впадает в состояние транса. Приезжают врачи, которые увозят её на скорой помощи в клинику.
Как отметил историк кино Джефф Стаффорд, «Кричащая женщина» — это «не тот тип фильма, который обычно ассоциируется с именами продюсеров и ». Браун более всего известен своей успешной работой с актёром Рэндольфом Скоттом на протяжении 1940—1950-х годов, в ходе которой они создали 19 низкобюджетных вестернов для студии Columbia Pictures . «Кричащая женщина» была сделана между вестернами « » (1957) и « » (1958). Феллоуз, со своей стороны, часто сотрудничал с Джоном Уэйном , сделав с ним семь фильмов, включая фильм-катастрофу « », ставшую в 1954 году кассовым хитом, и вестерн « » (1954) .
В свою очередь, режиссёр немецкого происхождения Герд Освальд в тот момент зарекомендовал себя постановкой таких добротных фильмов нуар, как « Поцелуй перед смертью » (1956) и « Преступление страсти » (1957) . По мнению Стаффорда, «голливудская карьера Освальда была сравнительно непримечательной, если не считать триллера „Поцелуй перед смертью“» .
Исполнительница главной роли шведская актриса Анита Экберг к моменту создания «Кричащей женщины» уже сыграла роль Элен Курагиной в голливудской версии « Войны и мира » (1956) и вскоре «достигнет статуса международной секс-бомбы после съёмок в фильме Федерико Феллини „ Сладкая жизнь “ (1960)» .
Филип Кэри , по словам Стаффорда, был постоянным актёром криминальных драм 1950-х годов, обычно играя морально неоднозначных копов или похотливых сердцеедов, в таких фильмах, как « » (1952), « Лёгкая добыча » (1954), « » (1956) и « » (1957). Позднее Кэри стал постоянным актёром в телевизионной мыльной опере « Одна жизнь, чтобы жить » (1984—2008) . Стаффорд отмечает, что Гарри Таунз был плодовитым телеактёром 1950—1970-х годов, поиграв в десятках самых разных сериалов, от « Альфред Хичкок представляет » (1956) до « Частный детектив Магнум » (1984). «Немногие, однако, знают о том, что в 1970-е годы Таунз учился в семинарии и стал священником, хотя время от времени продолжал играть вплоть до 1988 года, когда окончательно вышел на пенсию» .
Заслуживает упоминания и оператор Бёрнетт Гаффи , который по словам Стаффорда, «конечно, не был типичным оператором фильмов категории В », завоевав четыре номинации на « Оскар » за фильмы « Отныне и во веки веков » (1953), « Любитель птиц из Алькатраса » (1962), « » (1965) и « Бонни и Клайд » (1967) .
Как отмечает историк кино Деннис Шварц, в основу фильма положен роман писателя Фредерика Брауна «Кричащая Мими», который был опубликован в 1949 году . По словам Стаффорда, позднее этот роман стал источником вдохновения триллера в жанре джалло « Птица с хрустальным оперением » (1970), который поставил Дарио Ардженто .
Как отмечено в Variety , хотя практически всё действие фильма происходит в Сан-Франциско , однако декорации сделаны не в духе характерной для города викторианской архитектуры .
Как пишет историк кино Сандра Бреннан, сцена нападения маньяка на девушку в душе «сделана за два года до того, как Хичкок привёл публику в ужас своей сценой в душе в фильме „ Психо “ (1960)» .
Как отметил Шварц, «Кричащая женщина» после выхода на экраны шла вторым фильмом на сдвоенных сеансах в кинотеатрах второй категории и драйв-инах без какой-либо рекламы, и потому осталась практически не замеченной. «Однако в наши дни фильм обрёл существенный культовый статус благодаря присутствию Аниты Экберг и стриптизёрши Джипси Розы Ли » .
После выхода фильма на экраны кинокритик « Нью-Йорк Таймс » Ричард У. Нейсон назвал «современным случаем ненамеренного вуду » использование в качестве важного сюжетного компонента провоцирующей на убийство статуэтки кричащей женщины. Как далее написал Нейсон, «это в своём роде сильный фильм благодаря местами умным репликам, которые написал сценарист Роберт Близ, а также ощущению саспенса , которое обеспечил режиссёр Герд Освальд » .
По словам современного критика Джеффа Стаффорда, «время от времени на экраны выходит психологический триллер, который настолько же безумен и путан, как и его самый болезненный персонаж, и именно это имеет место в „Кричащей женщине“». Стаффорд далее пишет: «Намеренно или нет, фильм отказывается от логики и наслаждения тонкостями хорошо прописанного детектива ради буйства ночного мира фантазии, населённого богемой , стриптизёршами , сексуальными извращенцами и психопатами. После бесчисленного потока ложных следов и странноватых подозреваемых наступает развязка за гранью абсурда». Однако, Стаффорд полагает, что «это не должно оттолкнуть зрителя от просмотра этого яркого отвязного фильма. В отличие от других триллеров категории В того времени, „Кричащая женщина“ — это по-настоящему странный фильм, который упивается эксцентричными и извращёнными моментами и кажется значительно более чистым выражением основополагающих принципов бульварной литературы, чем большинство низкобюджетных триллеров» .
Историк кино Леонард Молтин описывает картину как «зловещую низкобюджетную мелодраму о женщине, которая ломается после того, как на неё совершено нападение. Она устраивается в ночной клуб исполнительницей экзотических танцев, оставаясь под контролем психиатра, испытывающего к ней собственнический инстинкт». По мнению Молтина, это «странный и чудной фильм, который в пересказе звучит интереснее, чем есть на самом деле» . Сандра Бреннан назвала фильм «мрачным и намеренно запутанным психологическим триллером» и «историей ужаса» , в которой, по словам Спенсера Селби, «психически нездоровая танцовщица и её менеджер связаны с серией убийств» . Вместе с тем, как отмечает Майкл Кини, «действие развивается в стремительном темпе, и хотя в фильме нет больших неожиданностей, он смотрится увлекательно» .
Деннис Шварц назвал «этот закрученный триллер криком во всех неправильных направлениях». По мнению критика, «всё в этом сумасбродном фильме категории В 1950-х годов немного с вывертом, и даже репортёр-герой выглядит как неприятный тип, который западает на Иоланду из-за её больших грудей и в целом воспринимается как несимпатичный напористый всезнайка, который, кажется, любит только себя». Как далее пишет Шварц, «это бредовый фильм, который, кажется, сделан для фетишистов , вуайеристов , тех, кто ищет страшные чудаковатые фильмы с новаторской нуарной чёрно-белой операторской работой великолепного Бёрнетта Гаффи , а более всего подходит для любителей плохих фильмов» .
Негативно оценивший картину Шварц, посчитал, что её «главная проблема заключается в том, что сценарий Роберта Близа настолько путан, что кажется вообще лишён смысла». Кроме того, «фильм плох и по причине тусклой режиссуры Герда Освальда , которому не удаётся сделать его вызывающим, несмотря на то, что он кричит о том, что он вызывающий». Кроме того, критик напоминает, что «в этом фильме есть своя сцена нападения с ножом в душе, которая сделана ещё до знаменитой аналогичной сцены в фильме Хичкока „ Психо “, однако сцена у Освальда намного слабее». Оценивая фильм в целом, Шварц пишет: «Можно лишь предполагать, что такой мастер режиссуры, как Хичкок мог бы сделать с этим броским материалом, который идеально подходит для хорошего саспенс-фильма» .
По мнению Стаффорда, фильм «непривычно причудлив для режиссёрской карьеры Герда Освальда. С первых кадров, где странная фигурка вопящей женщины наложена на титры, фильм определяет себя как фильм для фетишистов и вуайеристов, и это чувство ещё более усиливается, когда зритель в самом начале картины видит сладострастную блондинку, которая появляется из волн после купания». Далее киновед обращает внимание также на «возбуждающий танец Вирджинии в ночном клубе с садомазохистскими обертонами, включая цепи и две свисающие верёвки в качестве реквизита». Стаффорд также выделяет «замечательную контрастную операторскую работу Бёрнетта Гаффи , вносящую живописное видение в визуальные клише жанра. Так, в одной из сцен мигающая неоновая вывеска с улицы высвечивает Иоланду и Билла, своим мерцанием воздействуя на подсознание, когда они обнимаются в постели в то время как уличный свет снаружи падает на Дьявола, сторожевого пса Иоланды, который спит на полу около них». Стаффорд указывает также на музыкальные сцены в ночном клубе с участием трио популярного вибрафониста , которые «отражают растущую популярность джаза Западного побережья , который в то время зарождался в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе » .
Нейсон выделил среди актёров « Аниту Экберг , которая играет здесь больше, чем ранее, и является звездой фильма», а также Джипси Розу Ли и Фила Кэри . По мнению Майкла Кини, «сладострастная Экберг, бывшая Мисс Швеция, доставляет наслаждение, особенно во время своего сексуального, но нелепого танца с верёвкой и цепью» .
Шварц считает, что фильм «интересен главным образом чарующе плохой игрой грудастой шведской актрисы Аниты Экберг, которая более всего впечатляет, когда извивается в садомазохистском танце». Что касается в роли Гринвуда, то он «настолько назойлив и ведёт себя так глупо и безумно, что трудно поверить в то, что он психиатр» .
Как отмечает Стаффорд, «Анита Экберг, конечно, находится в центре внимания фильма, и она находится на пике своей красоты, кажется, что её тело неуязвимо для законов гравитации ». В этой картине от неё требуется игра в диапазоне от истерики до оцепенения, когда она бормочет фразы вроде: «Вы не мой доктор, у вас нет белого халата». Как далее пишет Стаффорд, «в, вероятно, самой причудливой сцене фильма вы видим её особый танцевальный номер, смонтированный вперемежку с беззвучными кадрами реакции хипстеров и фанатов джаза в ночном клубе (включая однополые пары), а также со сногсшибательным крупным планом её дога, который облизывает пасть под её эротические движения» .
Филипп Кэри в роли «влюблённого в героиню крутого репортёра», её «спасителя и соблазнителя… демонстрирует необходимый уровень низости и цинизма для газетчика, который добывает лучшие наводки в барах». Что же касается Гарри Таунза в роли, «напоминающей Свенгали », он «также вносит своё зловещее участие в ход действия, пока его не выталкивает в окно собака Экберг» .
Однако, по мнению Стаффорда, «всех в этом фильме превосходит знаменитая стриптизёрша Джипси Роза Ли в роли крутой лесбиянки и хозяйки клуба „Эль Мэдхаус“. Её игра обладает шизофреническим свойством, когда она подбадривает клиентов, одновременно пугая их словами: „Пей Барни, твои расходы мы считаем и расплата последует!“, а также занимается бесстыдной саморекламой, говоря: „Заскочил посмотреть на мою новую девочку? Я тебе говорю, она величайшая актриса в истории клубных развлечений!“ На неё трудно не обратить внимание, когда она входит в комнату, размахивает руками или гневно жуёт сельдерей». Как пишет Стаффорд, «на момент съёмок Ли было 47 лет и она демонстрирует высокий профессионализм при исполнении сольного номера Put the Blame on Mame (песня памятна многим по фильму „ Гильда “), в котором её развевающиеся меха и платье в стиле шимми выглядят довольно старомодно по сравнению с экстравагантным танцевальным номером Экберг» . Стаффорд также обращает внимание на «краткую неожиданную сценку, возможно, внутреннюю шутку , когда Ли гладит лысую голову сидящего клиента, лица которого не показывают, заявляя: „Это ли не красивый образец? На таких головах я построила свою карьеру“. Со спины человек похож на режиссёра Отто Премингера , с которым у Ли был роман, в результате которого на свет появился её сын Эрик» .