Тайн-энд-Уир
- 1 year ago
- 0
- 0
Пи́тер Уир ( англ. Peter Weir , род. 21 августа 1944 ) — австралийский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Сыграл ведущую роль в (1970—1990) . Лауреат почётной премии «Оскар» , а так же шестикратный номинант, трёхкратный лауреат премии BAFTA . Наиболее известен благодаря режиссуре таких фильмов, как « Шоу Трумана », « Общество мёртвых поэтов » и « Хозяин морей: На краю земли »
В начале карьеры снимал документальные фильмы для Commonwealth Film Unit. В 1971 году поставил короткометражную комедию Homesdale . Его первым полнометражным фильмом стала малобюджетная фантастическая лента « Автомобили, которые съели Париж » (1974), перемонтированная до неузнаваемости без участия автора и впоследствии отвергнутая им как «нечто ужасное».
Всемирное признание Уиру принесли мистические ленты « Пикник у Висячей скалы » (1975) и « Последняя волна » (1977), после которых внимание киномира едва ли не впервые оказалось прикованным к «зелёному материку». Жанр этих двух фильмов с трудом поддаётся определению. За неимением лучшего термина их нередко записывают в фильмы ужасов , хотя суть вовсе не в кошмарах , а в «незнакомых ландшафтах, необъяснимых событиях, грёзах, сновидениях и мифах, из которых рождается чувство беспокойного ожидания». Про молодого режиссёра говорили, что, подобно фильмам Вернера Херцога , его работы «тяготеют к чему-то мистическому, запредельному, непознаваемому», либо «обращаются к тем героям, которые находятся на грани реального и возможного».
Иносказательная телепритча «Водопроводчик» (1976) обозначила перелом в творчестве Уира. В своих интервью тех лет он говорит о том, что довольно долго исследовал сновидения и грёзы; отныне кино станет для него ремеслом, а не искусством. Уир называет своей целью пробуждение у зрителя чувства изумления, ощущения, что на его глазах творится чудо. Вместо упоения стилем и формой режиссёр ставит во главу угла идею, которой должно быть подчинено исполнение. В этом отношении его кумирами становятся мастера сороковых годов с их «невидимой» режиссёрской манерой. На смену смелым экспериментам со звуковым сопровождением приходит использование достаточно традиционной музыки ветерана Мориса Жарра .
Австралийский период в творчестве Уира завершают исторические ленты с участием Мела Гибсона — « Галлиполи » ( 1981 ) и « Год опасной жизни » (1982). Каждая из них становилась самым масштабным проектом в истории австралийской киноиндустрии. Ощущая ограниченность возможностей для продолжения карьеры в Австралии, с начала 1980-х режиссёр всё чаще работает в США . Многие фильмы Уира, снятые в Голливуде , — и в особенности « Свидетель » (1985) и « Шоу Трумана » (1998) — получили высокую оценку критиков и удостоились престижных кинонаград, однако общепризнанным шедевром его остаётся «Пикник у Висячей скалы».
В 1990 году удостоен
.Уировское мировоззрение сформировалось в шестидесятые и носит отпечаток того времени, со свойственным ему упором на личностном противодействии властям и истеблишменту . Основной темой фильмов Питера Уира часто называют «конфликт между отдельным индивидом и обществом». Сам режиссёр менее категоричен:
Я знаю только про одну неотвязную тему. Меня завораживают люди в изолированных условиях. Само собой разумеющееся… долгие путешествия на кораблях, и комнаты ожидания, и лифты… безотказно захватывают меня, потому что тут люди открывают… всё то о чём не говорят вслух. Даже не столько во взаимоотношениях, сколько в подсознании. Мне по душе ситуации, в которых я могу быстро выявить всё это.
— Питер Уир
Майкл Блисс отмечает, что в основе многих фильмов Уира лежат ситуации, в которых личность главного героя испытывает острый кризис самосознания. Новое знание о себе и о мире приходит к его героям не рациональным путём, а экстрасенсорно, посредством интуиции . Любимый фильм Уира — « Волшебник страны Оз », и, подобно его персонажам, герои Уира неожиданно обнаруживают себя в совершенно неведомом им мире, уходящем далеко за их прежний мыслительный горизонт.
Эти новые миры могут поначалу представать в заманчивом свете, но за блестящей оболочкой нередко таится тлен. Таковы скала в «Пикнике» и сиднейская канализация в «Последней волне». «Душевные сдвиги» главных героев уировских фильмов помогают и зрителям на какое-то время оторваться от инерции традиционного мышления, испытав ощущение «чуда», гносеологической дезориентации, вызвать которое и стремится режиссёр своими фильмами.
Фильмам Уира чужды однозначные определения реальности. Один из исследователей творчества Уира приводит в связи с этим понимание драматического искусства (комедии), сформулированное Нортропом Фраем :
Движение от пистиса [веры] к гнозису [знанию], от общества под властью старожилов, привычки, обряда, взаимных обязательств и условного права к обществу юности и прагматической свободы — это, в сущности, движение от иллюзии к реальности.
— Нортроп Фрай
Награда | Год | Категория | Фильм/Телесериал | Результат |
---|---|---|---|---|
« Оскар » | 1986 | Лучший режиссёр | Свидетель | Номинация |
1990 | Лучший режиссёр | Общество мёртвых поэтов | Номинация | |
1991 | Лучший оригинальный сценарий | Вид на жительство | Номинация | |
1999 | Лучший режиссёр | Шоу Трумана | Номинация | |
2004 | Лучший фильм | Хозяин морей: на краю земли | Номинация | |
Лучший режиссёр | Номинация | |||
2023 | Почётный «Оскар» | — | Победа | |
« Золотой глобус » | 1986 | Лучший режиссёр | Свидетель | Номинация |
1990 | Лучший режиссёр | Общество мёртвых поэтов | Номинация | |
1999 | Лучший режиссёр | Шоу Трумана | Номинация | |
2004 | Лучший режиссёр | Хозяин морей: на краю земли | Номинация | |
BAFTA | 1986 | Лучший фильм | Свидетель | Номинация |
1990 | Лучший фильм | Общество мёртвых поэтов | Победа | |
Лучший режиссёр | Номинация | |||
1992 | Лучший оригинальный сценарий | Вид на жительство | Номинация | |
1999 | Лучший режиссёр | Шоу Трумана | Победа | |
2004 | Лучший фильм | Хозяин морей: на краю земли | Номинация | |
Лучший режиссёр | Победа | |||
« Сатурн » | 1980 | Лучший режиссёр | Последняя волна | Номинация |
1999 | Лучший режиссёр | Шоу Трумана | Номинация | |
Премия Гильдии режиссёров США | 1986 | Лучший режиссёр | Свидетель | Номинация |
1990 | Лучший режиссёр | Общество мёртвых поэтов | Номинация | |
1999 | Лучший режиссёр | Шоу Трумана | Номинация | |
2004 | Лучший режиссёр | Хозяин морей: на краю земли | Номинация | |
Премия Гильдии сценаристов США | 1984 | Лучшая адаптированная драма | Год опасной жизни | Номинация |
1991 | Лучший оригинальный сценарий | Вид на жительство | Номинация |
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) (
ссылка
)