Interested Article - Домашние божества и духи
- 2020-02-07
- 1
Дома́шние божества́ и ду́хи ( лат. dii domestici, familiares, patrii , др.-греч. πατρωοι, γενέθλιοι ) — в мифологии народов мира покровители семейного очага божественного происхождения и его незримые духи-хранители .
Эмблемой домашних богов был священный огонь , который постоянно поддерживался на алтаре в доме каждого грека или римлянина ; жрецом их был глава семьи; вступить в семью — например, женщине посредством брака — значило приобщиться к культу домашнего божества. Домашние божества были обоготворенными родоначальниками , предками , родителями . Фюстель де Куланж весь строй древнего общества объяснял культом предков , послужившим основой как для сакрального , так и для гражданского и публичного права ; отсюда замкнутость родового союза , члены которого были объединены культом и резко противополагались всем тем, кто к нему не был приобщён .
У древних греков
Души предков, возведённые смертью в божество, назывались у греков демонами или героями / гениями . Место их культа — очаг , огнище — скрывалось от непосвящённых взоров в самых сокровенных частях дома. Отсюда другое название домашних божеств — сокровенные (θεοί μυκίοι, ερκιοι κτήσιοι) или внутренние (dii Penates) .
Почитание пенатов происходит от кровно-родственной общины, с появлением соседской общины складывается общественный аналог - культ ларов. Соответственно нe только каждая семья, но и государство, как одно целое, имело своих ла́ров (lari publici, в противоположность lari privati) и своих пенатов (penati majores, publici, в противоположность penati minores, privati) .
У древних римлян
Римляне называли души усопших манами , добрые души — ла́рами или гениями, а злые — ларвами ; богов-покровителей домашнего очага — пенатами ( Penates ), которые также представлявляли общественное благополучие . Домашние пенаты (Penates familiares, privati, minores) сохраняли своё значение до последних времен язычества и даже перешли в область христианских религиозных представлений .
В Китае
Культ предков являлся общераспространённым в Китае , где он послужил исходной точкой для всех других религиозных систем . Вплоть до XX века китайцы приносили жертвы душам предков и были убеждены, что благосостояние умерших предков и живых потомков обуславливалось их взаимным добрым расположением и обоюдными услугами .
У славян
Культ предков явственно выступал и в славянской мифологии , отражается он и в современных народных представлениях. С. М. Соловьев , находя, что религия восточных славян состояла в поклонении стихийным божествам и в поклонении душам умерших, утверждал, что из последнего преимущественно развилась вся славянская демонология . Поклонение душам умерших обусловливалось, по мнению С. М. Соловьева, родовым бытом и совершалось старшими в родах и семьях, чем объяснялось отсутствие у восточных славян особого сословия жрецов и неразвитость общественного богослужения .
Божеством, охраняющим род и дом был у них, прежде всего, Род [ неавторитетный источник ] .
С одной стороны, огонь был проявлением на земле небесного солнечного бога, посланником небесных богов; с другой стороны, он способствовал очищению души покойника и таким образом сам превратился в символ души предка, которая под именем Рода, Чура, дедушки домового становилась домашним божеством, охранителем семьи и рода. На очаге оба эти значения огня слились в одно нераздельное целое; на нём одинаково чествовались стихийный небесный бог и родовое божество семейной общины .
Это двойственное значение огня нашло наиболее яркое подтверждение в поверье западных славян о домашнем существе (его чешское название Křet «Кржет», словенское Skrat «Скрат»), которое под видом огненного змея прилетало через трубу и приносило хозяину всякого хлеба и других земных плодов, а иногда и разные сокровища. Чешские домовые назывались скритками и шетками ; чешский домовой Кржет изображался в виде маленьких бронзовых статуэток, величиной с палец, отчего и назывался Paleček «Палачек» ( мальчик с пальчик ) .
У русских
Божество домашнего очага у русских — домовой ( фр. lutin , нем. Kobold, Nachtmannchen , англ. Goblin ); по русскому поверью живёт за печкой , покровительствует своим и преследует чужих. Иногда живёт в банях ( банный ), гумнах ( гуменник , подовинник, рижник ); покровительствует любимым домашним животным, редко показывается человеку, космат и оставляет следы мохнатых ног на снегу, а также защищает домашний уют .
У украинцев
Более всего сохранился культ предков — в форме почитания незримого духа-хранителя дома — у украинцев , у которых души предков иногда, хотя и редко, назывались долями . Говорили: « Ныгодитця горшкив и ложок писля вечери мыты, а то доли ничого буде йисты »; не должно выметать cop из хаты через порог, так как можно при этом запылить души умерших родителей, входящих в ту минуту в хату .
У белорусов
У белорусов молодая жена, оставляя отцовский дом, уже усевшись на воз с мужем, причитала: « Добрая доля, да идзи за мной, с печи пламенем, з хаты камином » .
См. также
Примечания
- «Гражданская община античного мира», русский перевод Е. Корша , М., 1867
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Георгиевский, «Принципы жизни Китая» (СПб., 1888)
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2020-02-07
- 1