Interested Article - Татхагатагарбха

Татхагатага́рбха ( санскр. तथागतगर्भ IAST : [tathāgatagarbha] буквально «вместилище Так Приходящего; зародыш Так Приходящего»; кит. трад. , упр. 如来藏 , пиньинь Rúláizàng , Жулайцзан ) — учение о беспрепятственной возможности для всех живых существ стать буддами или же о присутствии будды (« природы будды ») в каждом живом существе.

Основы учения, распространение

Учение о Татхагатагарбхе (или теория Татхагатагарбхи) сформировалось в Индии в IV V веках . У его истоков, предположительно, стояли буддийские мыслители Майтрея - Асанга , Васубандху и .

Согласно российским исследователям- буддологам , авторы учения раскрывали в своих трактатах какую-либо одну из следующих концепций:

  1. все существа могут стать буддами, поскольку в природе существ нет ничего, что могло бы этому воспрепятствовать;
  2. все существа уже суть будды и им надо лишь раскрыть, реализовать свою «буддовость» (слово « » можно перевести, в том числе, как «зародыш [будды]») .

Следует отметить, что полностью учение о Татхагатагарбхе ни в одном из его видов не разделила ни одна школа буддизма за пределами Индии, за исключением нескольких течений в китайском буддизме и школы Джонанг , чья активная деятельность пришлась на XVII век . По мнению (англ.) , посвящённый сутрам Татхагатагарбхи трактат «Ратнаготравибхага», с комментарием на него «Дхармадхарматавибхага» авторства Майтрипы (XI век), стал в Тибете не только основой учения Махамудры Марпы но также, возможно, и учения Атиши . Для школы Кагью Майтрипа является источником практики Махамудры и текста «Ратнаготхавибхага».

В настоящее время первую из перечисленных точек зрения более или менее поддерживают тибетские буддисты Махаяны , вторую — по-своему — буддисты Китая, Кореи и Японии, а также тибетские буддисты, практикующие Дзогчен . Последние утверждают, что природа человеческого ума есть Пробуждение , или изначальное знание ( ригпа , джняна , видья ) [ нет в источнике ] .

Родственные учения

Теория Татхагатагарбхи близка по своей сути теории об Алая-виджняне буддистов- йогачaринов . Последние использовали терминологию последователей учения о татхагатагарбхе в своих сочинениях, таких как « Ланкаватара сутра » и « ». Поскольку учение о «вместилище/зародыше Так Приходящего» так и не стало самостоятельным направлением в буддизме, его иногда ассоциируют с Йогачарой.

См. также

Примечания

  1. , с. 111-112.
  2. Hookham S. K. The Buddha Within. Tathagatagarbha Doctrine According to the Shentong Interpretation of the Ratnagotravibhaga. SUNY Press , 1991. 422 p. ISBN 978-0-7914-0358-7
  3. , с. 110.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Татхагатагарбха