Interested Article - Элохист

Положение в источниках

Элохи́ст ( Элогист ) — термин, употребляемый библейскими критиками для обозначения одного из источников, из которых, по их мнению, состоит Пятикнижие вместе с книгой Иисуса Навина (« »). В сокращениях обозначается буквой Е .

Француз Жан Астрюк (1684—1766) первым опубликовал гипотезу , что кн. Бытие составлена, главным образом, из двух источников («воспоминаний» — фр. mémoires ), из которых один употребляет имя Божие « Элохим », a другой — « Яхве ». Первый источник Астрюк обозначил буквой «А», второй — буквой «В» .

Гипотеза Астрюка была принята многими учёными и подверглась дальнейшей разработке, особенно в трудах Иоганна Готфрида Эйхгорна (1752—1827), который положил её в основание новой дисциплины, названной им « Высшей критикой ». Главным добавлением библейской критики явилось разделение астрюковского элохистического источника на два источника, — из которых один ( Р ) представляет наибольшую часть Шестикнижия, то есть Пятикнижие Моисея и книгу Иисуса Навина. И если некоторые детали астрюковского анализа не устояли перед позднейшей критикой, то его главные, основные принципы сохранились .

История критики

Жан Астрюк

Французский врач Жан Астрюк (1684—1766), исходя из того факта, что в некоторых частях книги Бытия имя Бога означается словом « Элохим », a в других — словом « Яхве », выдвинул гипотезу, согласно которой первоначально библейские документы существовали в разрознённом виде, а Моисей их разобрал и привёл в полный порядок. Таким образом Астрюку удалось объяснить и двойственный характер некоторых рассказов кн. Бытия, её повторения и анахронизмы .

Астрюк предположил, что в основу библейских преданий положены два документа: рассказ элохиста A и рассказ яхвиста В , и, помимо них, ещё несколько десятков других фрагментов. На основании этого Астрюк разбил всю книгу Бытия и первые две главы кн. Исхода на несколько колонн, причём в первую колонну ( A ) вошло всё то, что принадлежало, по мнению Астрюка, элохисту, a во вторую ( B ) — всё то, что принадлежало яхвисту .

Позже

После Астрюка немецкий учёный Карл Давид Илген («Die Urkunden des Jerusalemischen Tempelarchivs in ihrer Urgestalt», I, Галле, 1798) пытался доказать, что не все места кн. Бытия, в которых употребляется имя Божие «Элохим», принадлежат одному и тому же автору. По его мнению, «Бытие» состоит из 17 самостоятельных документов, принадлежащих трём различным авторам — двум элохистам (Sopher Eliel ha-rischon и Sofer Eliel ha-scheni) и одному яхвисту (Sofer Eljiah ha-rischon) .

Мнение Илгена o двух элохистах в «Бытие» было далее развито Гупфельдом («Die Quellen der Genesis und die Art ihrer Zusammensetzung», Берлин, 1853). Он различает между первым, или «старшим», элохистом (так назыв. PC ) и вторым, или «младшим» элохистом (ныне Е ) .

Школа Велльгаузена принимала, что в Шестикнижии (не только в кн. Быт.) вставлены целые отрывки из двух источников, употреблявших имя Божие « Элохим »: из источника собственно Элохиста (Е), первый отрывок которого сохранился в Быт. , и из так называемого Священнического кодекса ( P ; см. IV, 94 и сл.) .

Характеристика Элохиста

Элохист употребляет имя Божие Элохим во всём Пятикнижии, то есть и в изложении истории после выступления Моисея, тогда как Священнический кодекс употребляет это имя только в изложении истории домоисеевой эпохи, так как, по его теории, священное имя «Яхве» стало известно впервые только Моисею; в дальнейшей же истории (начиная с Исх. ) этот источник употребляет уже имя «Яхве». В источнике Е встречающееся имя «Яхве» является, по мнению критиков, позднейшей переделкой. Элохист, по мнению школы Велльгаузена, — старше Р ("Жреческого кодекса") . Главная задача Элохиста — изложение истории, как таковой, a y P — как обоснование ритуальных законов .

Характерной чертой богословского мировоззрения этого автора критики считают откровения Божия, явленные людям во сне. В связи с такими откровениями он вводит действующее лицо с стереотипной формулой: « и он встал рано утром и… ». Единичные события слабо связаны между собою, без всякого определения времени; даётся только неопределенная формула: « и было после этих событий и… » (случилось то-то) .

Из особого благословения Яковом сыновей Иосифа, Менаше и Эфраима ( Быт. и сл.) критики заключают, что автор-элохист принадлежал к одному из колен « Иосифова дома», то есть Северному царству , где колено Эфраимово было более могущественно .

Из-за того, что различить элементы Элохиста от элементов Яхвиста ( J ) подчас невозможно, библейские критики были вынуждены прибегнуть к гипотезе, что книги Элохиста и Яхвиста уже очень рано были соединены вместе и составили одно сочинение, так называемое «Источник Иеговист» (Jehovist; в этом слове имеются согласные буквы слова «Яхве» и гласные — слова «Элохим») .

См. также

Примечания

  1. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  2. Сочинение, анонимно вышедшее в Брюсселе в 1753 г. и озаглавленное «Conjectures sur les mémoires originaux dont il paraît que Moyse s’est servi pour composer le livre de la Genèse».
  3. И.А. Крывелёва . Библия: историко-критический анализ. — М. : Издательство политической литературы, 1985. — С. 27. — 256 с.
  4. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.

Ссылки

Источник —

Same as Элохист