Interested Article - Сусанна (Рембрандт)
- 2020-02-25
- 1
Сусанна ( нидерл. Suzanna ) — картина голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна , создана в 1636 году. За основу взят библейский сюжет из Книги пророка Даниила ( ), что входит в Ветхий Завет . Автор визуализировал историю праведной и Сусанны , которая противостояла притязаниям посторонних мужчин. Сюжет приобрел известность в западноевропейской культуре времен Средневековья , а также среди ряда художников ( Аннибале Карраччи , Питер Пауль Рубенс , Питер Ластман и других). Картина неоднократно продавалась и, в конце концов, оказалась у представителей знатной династии Оранских . «Сусанна» от начала создания и по сей день остается достаточно популярной среди искусствоведов и ценителей и именно поэтому участвовала в выставках вне Нидерланд. Впервые она была предоставлена римской Галерее Боргезе в 1928 году, а последний раз находилась в Национальном музее Прадо с октября 2008 по январь 2009 года . Картина под инвентарным номером 147 хранится в музее Маурицгейс в Гааге .
История
Когда Рембрандт стал известным и получал много заказов, он оставил свою лейденскую мастерскую. В 1631 году перебрался в Амстердам , где и написал картину «Сусанна», в период взлета своей карьеры. В 1636 году он женился на Саскии ван Эйленбюрх дочери бургомистра города Леуварден . Брак позволил художнику укрепить не только финансовое и общественное положение, но и открыл доступ к широкому кругу состоятельных заказчиков . Исследователи творчества Рембрандта указывают на то, что художник довольно часто зарисовывал близких ему женщин, пока последние одевались, когда находились в постели с болезнью, или были беременными или во время отдыха. Саския обычно позировала мужу во время создания им картин.
Обстоятельства создания «Сусанны», а также ее пребывания в течение более ста лет с момента написания, остаются невыясненными. Первым официально задокументированным владельцем стал коллекционер из Антверпена — Снеєрс ( нидерл. P. J. Snijers). 23 мая 1758 года он продал картину на аукционе в Антверпене (лот номер 1008). Новым владельцем стал покупатель голландского или бельгийского происхождения Фиренс ( нидерл. Fierens), который приобрел ее за 157 гульденов . В том же году произведение было продано голландскому политику, секретарю Государственного совета Говерту ван Слингеланду . Он владел картиной до самой смерти 2 ноября 1767 года. Согласно его завещанию «Сусанну» должны были продать на аукционе, который должен был состояться 18 мая 1768 года в Гааге. Однако при неизвестным обстоятельствах картину выкупили до 1 марта 1768 года. Новым владельцем, который приобрел ее за 50 000 гульденов, стал принц Оранский-Нассау, штатгальтер Нидерландов — Вильгельм V Оранский . Во время его владения картина в разное время бывала в Гааге, Апельдорне , Леувардене . Последним местом пребывания «Сусанны» стал семейный замок Ораньєнштайн в городе Диц . В 1795 году графство Нассау оккупировали войска Первой французской республики . Вместе с другими вещами картину вывезли в Париж , где она попала в музей Наполеона . Это обстоятельство стало известным благодаря инвентарным ведомостям, составленным экспертным комиссаром музея Лувр Жаном-Батистом-Пьером Лебруном , который описал музейный экспонат № 147, как «конфискован французами в 1795 году». После отречения Наполеона в 1815 году «Сусанну» вернули королевской семье Нидерландов и она стала частью частной коллекции короля Вильгельма I . С 1816 года картина находилась в галерее принца Вильгельма V , расположенной у здания Государственного казначейства и библиотеки Маурицгейс. После того, как в 1822 году помещение было полностью передано под музей, «Сусанна» стала частью его фондов.
Сюжет
Сюжет картины с ключевым моментом изображение Сусанны , которую застали врасплох во время приготовления к купанию, Рембрандт взял с библейского сюжета в Книге пророка Даниила (XIII, 15-24). У жителя Вавилона Йоакима была женщина по имени Сусанна, которая славилась своей красотой. Они имели богатый дом с большим садом. Иоаким был очень богатым и влиятельным и поэтому иудеи собирались у него дома для решения различных вопросов. Однажды двое новоизбранных судей после собрания в доме Иоакима увидели его женщину, Сусанну, которая всегда выходила в сад, когда все гости расходились. Эти двое старцев запылали любовью к ней, но не говорили друг другу о своих намерениях. Ежедневно они пристально следили за ней, когда последняя принимала ванну. Равно раз Сусанна вышла в сад в сопровождении двух служанок, чтобы принять ванну. Она велела им запереть ворота сада и принести различные благовония и масло. Служанки исполнили ее распоряжение и вышли через боковую дверь. В это время старцы, что скрывались в саду, вышли к Сусанны. Обнаженной женщине они заявили о своих намерениях овладеть ею, а если она откажет им в близости , то они публично обвинят ее в прелюбодеянии. Сусанна на это ответила: «Туго мне отовсюду: ибо как сделаю это — смерть мне, а если не сделаю — не сбежать мне из рук ваших, но предпочитаю, не сделав этого, попасть в ваши руки, чем согрешити перед Богом». После этого старцы подняли шум и рассказали прибывшим на него людям, что они видели, как Сусанна вместе с неизвестным парнем предавались разврату. На следующий день, когда народ собрался в доме Иоакима, пришли и оба старца, полные преступного умысла против Сусанны — выдать ее на смерть . Присутствующие поверили им, как старшим среди народа, и приговорили Сусанну к смерти. Последняя взмолилась к Богу о помощи и он наделил присутствующего парня по имени Даниил силой и решимостью защитить женщину. Даниил начал расспрашивать стариков, предварительно разделив их, и впоследствии разоблачил их в клевете . В конце концов иудеи по закону Моисея убили старцев за возведенный поклеп, репутация Сусанны была восстановлена, а Даниил стал весьма почитаемым в обществе.
Выполнение
Карел ван Мандер в книге «Жизнеописание художников », опубликованной в 1604 году, сетовал на то, что итальянские художники всегда отзывались о голландских коллег, как о несостоятельных изображать человеческие фигуры и поэтому призвал сделать все возможное, чтобы опровергнуть их слова. Рембрандт изучил рекомендации из книги ван Мандера «Den Grondt der Edel vry Schilder-Const» и освоил технику передачи пропорций фигур, а также состояния аффекта и других эмоций. Однако со временем ван Рейн сознательно отошел от концепции передачи изящных поз и движений, таких как контрапост . Итак, это стало его персональным стилем, который выгодно выделял его картины от работ других художников.
Довольно необычным стало решение Рембрандта изобразить старцев, которые перестали шпионить за обнаженной Сусанной и разоблачили себя лишь в виде лиц, что едва разборчивы в темно-зеленых кустах с правой стороны полотна. В трактовке Рембрандта героиня (или жертва) только что почувствовала их присутствие. Они шепчут ей непристойное предложение, ведь взгляд на ее лице направлен прямо, а не к мужчинам в кустах. Она выглядит испуганной, а проявления отвращения появляются в углах ее темных глаз, что увлажняются от слез. На высоком уровне художнику удалось изобразить эмоции Сусанны в виде отвращения, страха и гнева и в то же время незыблемого, красивого лица. В момент отчаяния она не теряет ума, что было передано в моменте прикрытия интимных частей тела рукавом от рубашки. Вместе с тем Рембрандт оставил некоторые загадки на картине, среди которых, например, обувь женщины, которую она сбрасывает или спешно пытается надеть.
В январе 2019 года в еженедельном рецензируемом научном журнале, охватывает все аспекты химии «Angewandte Chemie» [en] группа ученых опубликовала результаты своих исследований. Виктор Гонзалез (нидерл. Д Victor Gonzalez), Марина Котте (нидерл. Д Marine Cotte), Гіллез Валлез (нидерл. Профессора. Gilles Wallez), Анналіз ван Лон (нидерл. Д Annelies van Loon), Ваут где Нолф (нидерл. Д Wout de Nolf), Марьям Евено (нидерл. Marc Eveno), Катрин Коне (нидерл. Д Katrien Keune), Петра Нобл (нидерл. Д Petria Noble), Йорис Дик (нидерл. Профессора. Joris Dik) взяли образцы краски размером менее 0,1 мм из трех картин Рембрандта, включая «Сусанну». Опыты были проведены в «Европейском центре синхротронного излучения» [en] в городе Гренобль , где команда использовала рентгеновское излучение для определения химических веществ в образцах краски. Во время исследования было подтверждено авторство Рембрандта над техникой , что предполагает использование гидроцерусита. Краска была получена сочетанием свинцового белого пигмента (смесь и) с органическим связующим средой, но точная рецептура пока что остается загадкой. Процесс исследования предусматривал использование сочетания рентгеноструктурного анализа и экспериментальной станции источника синхротронного излучения (методы ID22 (High angle resolution) и ID21 (High lateral resolution)). В результате исследования было обнаружено довольно редкое соединение — плюмбонакрит ().
Влияние других художников
Фламандские художники XV века как, например, Ян ван Эйк , начали натуралистическую живопись не под влиянием итальянских коллег, а параллельно с ними. Знакомство с традициями и стилем итальянской школы живописи шло через торговый путь между Брюгге и итальянскими городами. Свои картины Рембрандт писал под влиянием не только итальянских художников, но и голландских, таких как Питер Пауль Рубенс , Питер Ластман и других.
В отличие от многих своих коллег, Рембрандт никогда не посещал Италию . Благодаря тому, что в XVII веке Амстердам был одним из важных художественных центров, ван Рейн мог изучать итальянский стиль по привезенным картинам и других художников. Исследователи и историки искусств отмечают, что есть определенная схожесть стилей в работах «позднего Рембрандта», что дает возможность делать предположения о наследовании голландцем таких итальянцев, как Тициан , Тинторетто и Веронезе . Это мнение разделяет профессор истории искусств Колумбийского университета Дэвид Росанд ( англ. ).
Исследователи проекта «Рембрандт» склонны к мысли, что «Сусанна» была создана в период, когда ван Рейн отошел от влияния Альбрехта Дюрера и Леонардо да Винчи и вернулся к стилю Питера Ластмана. Последнему Рембрандт подражал в своих работах в период 1620-х годов. Вероятным заимствованием от итальянского художника Аннибале Карраччи является изображение позы самой Сусанны.
Оценки
По убеждению австрийского ученого, историка искусств и основателя направления феминистской историографии искусства Даниэлы Гаммер-Тугендгат , картина «Сусанна» является довольно необычной в исполнении через замысел художника изобразить старцев в весьма необычном месте и необычным способом.
Профессор истории и истории искусств Колумбийского университета , который специализируется на голландской истории, сэр Саймон Шама отозвался о «Сусанне» как о картине, « по которой возможно исследовать сексуальные трагедии. В этой работе Рембрандт с помощью кисти и красок размышляет о связи между плотской агрессией, добродетелью и жертвой; между взглядом и роковым прикосновением; между сексом и историей ».
Юрист, автор переведенных пьес и книг о театре и поэзии, критик Андрис Пелс подверг уничтожающей критике работы Рембрандта, на которых были изображены обнаженные женщины. Он называл автора « главным еретиком от живописи », картину «Сусанна» — такой, что « далека от природы греческой Венеры, а главную героиню сюжета — искаженную дряблыми грудями, с руками, что скорее напоминают колбасы и вообще дряблым телом ».
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑
- (англ.) . Я-Тора (26 октября 2017). Дата обращения: 6 декабря 2019. 20 апреля 2019 года.
- (8 июня 2019). Дата обращения: 6 декабря 2019. Архивировано из 8 июня 2019 года.
- (3 февраля 2019). Дата обращения: 6 декабря 2019. Архивировано из 3 февраля 2019 года.
- (13 апреля 2016). Дата обращения: 6 декабря 2019. Архивировано из 13 апреля 2016 года.
- (6 сентября 2019). Дата обращения: 6 декабря 2019. Архивировано из 6 сентября 2019 года.
- Deutsche Welle (www.dw.com). (нем.) . DW.COM. Дата обращения: 6 декабря 2019. 6 декабря 2019 года.
- (25 марта 2019). Дата обращения: 6 декабря 2019. Архивировано из 25 марта 2019 года.
- (19 октября 2019). Дата обращения: 6 декабря 2019. Архивировано из 19 октября 2019 года.
- (24 августа 2019). Дата обращения: 6 декабря 2019. Архивировано из 24 августа 2019 года.
- . Artchive. Дата обращения: 6 декабря 2019. 6 декабря 2019 года.
- (14 октября 2019). Дата обращения: 6 декабря 2019. Архивировано из 14 октября 2019 года.
- (14 октября 2019). Дата обращения: 6 декабря 2019. Архивировано из 14 октября 2019 года.
- 2020-02-25
- 1