Верфь
- 1 year ago
- 0
- 0
Vāticinium ex ēventū ( лат. «пророчество от события») или post eventum («после события») — пророчество постфактум, то есть написанное после того, как автор уже получил информацию о «предсказываемых» событиях. Текст при этом пишется так, чтобы казалось, что пророчество произошло до события, тогда как на самом деле оно было написано после якобы предсказанных событий. Частный случай явления, называемого в когнитивной науке постдикцией или « ошибкой хайндсайта ». Термин используется как правило в теологии и библеистике.
Вавилонское «Пророчество Мардука » — текст, описывающий путешествия идола Мардука из Вавилона — «пророчествует» о захвате статуи во время разграбления города Мурсили I в 1531 г. до н. э. В 1225 г. до н. э. Тукульти-Нинурта I сверг Каштилиаша IV и доставил идола в Ашшур и Элам , после чего Кутир-Наххунте III разграбил город и украл статую около 1160 г. до н. э. Копия текста была найдена в Доме экзорциста в Ашшуре, содержание его датируется 713—612 гг. до н. э. и тесно связано тематически с другим текстом vaticinium ex eventu, называемым «пророчеством Шульги », которое, вероятно, следовало за ним в виде последовательности табличек. Обе композиции пропагандистски оправдывают Ассирию.
В книге пророка Даниила используется vaticinium ex eventu, судя по мнимому предвидению событий от завоевания Александра Македонского до преследования Антиоха IV летом 164 г. до н. э. Истории первой половины имеют легендарное происхождение, а видения второй являются продуктом анонимных авторов в период Маккавеев (2 век до н. э.) . Его включение в Кетувим (Писания), а не в Невиим (Пророки) связано вероятно с тем, что оно появилось после того, как канон этих книг был закрыт. Преобладающее мнение среди евреев и учёных заключается в том, что книга Даниила в любом случае не пророческая книга, а апокалипсис. [ источник не указан 390 дней ]
Заявления, приписываемые Иисусу в Евангелиях , которые предсказывают разрушение Иерусалима (например, Марка 13:14, Луки 21:20) и Храма, считаются примерами vaticinia ex eventu подавляющим большинством библеистов (с относительно осады Иерусалима в 70 г. н. э., когда был разрушен Второй Храм). Однако есть некоторые ученые, которые рассматривают только более поздний пассаж из Луки как vaticinium ex eventu (а пассаж Марка — нет) , в то время как некоторые зашли так далеко, что отрицают, что стихи от Луки относятся к уничтожению Второго Храма в 70 г. н. э.