Interested Article - Авиньонская пьета
- 2021-10-21
- 1
Авиньонская пьета́ , или Пьета из Вильнёв-лез-Авиньон ( фр. Pietà de Villeneuve-lès-Avignon ) — картина, написанная около 1455 года и приписываемая живописцу Ангеррану Картону . В настоящее время хранится в Лувре .
Происхождение картины
Происхождение и первоначальное местонахождение картины неизвестны.
В 1834 году картина была обнаружена в Соборной церкви Нотр-Дам-де-Вильнёв-лез-Авиньон Проспером Мериме , занимавшим в то время должность генерального инспектора исторических памятников . Мериме попытался заполучить картину в государственную коллекцию, предложив кюре церкви обмен «потемневшей, достаточно посредственной картины» ( фр. tableau fort noir [...] et par conséquant très médiocre ) на «красивую, современную, яркую картину» ( фр. un beau tableau moderne bien brillant ). Предложение Мериме не было принято.
В 1904 году картину представили на парижской выставке французских «примитивов», где она снова привлекает к себе внимание, в том числе со стороны Общества друзей Лувра .
12 июня 1904 года президент общества друзей Лувра Жорж Берже начинает переговоры с мэром города, предлагая ему купить картину за 35000 франков (это на 5000 франков выше страховой стоимости картины). К июлю цена поднимается до 50000 франков. В то же время куратор парижской выставки Анри Бушо пишет мэру Вильнёв об опасности обратной транспортировки картины из Парижа — картину следует немедленно реставрировать, и в случае покупки её для Лувра, расходы на реставрацию будут оплачены музеем.
Практически завершившиеся переговоры срываются в августе 1904 года, после того, как аббат Валла, кюре Нотр-Дам-де-Вильнёв-лез-Авиньон, заявляет о правах церкви на картину — он предоставил консульский указ от 7 термидора XI года, согласно которому картина, изначально конфискованная у церкви в пользу Республики, была возвращена Соборной церкви. 2 октября 1904 года картина отправляется в Вильнёв-лез-Авиньон.
Переговоры продолжаются до весны 1905 года. На фоне обсуждения и принятия французского Закона о разделении церквей и государства кюре принимает аргументы Берже о том, что искусство принадлежит не только церкви, но и народу, и передаёт права на картину городу, в обмен на копию картины для церкви. Городские власти уступают картину Обществу друзей Лувра, уже за 100000 франков.
Картина торжественно передана в музей 14 ноября 1905 года, инвентарный номер RF 1569.
Авторство
Проспер Мериме увидел в картине руку Джованни Беллини ; другие искусствоведы также приписывали картину итальянским мастерам.
После выставки 1904 года снова начались споры из-за атрибуции, появилась версия испанской школы.
Не имея возможности с определённостью отнести картину к той или иной национальной школе, искусствовед в 1938 году ввёл термин «мастер Авиньонской пьеты». В том же году некий Мариньян ( фр. Marignane ) приписал авторство панели художнику Картону , но сделал он это на основании псевдонауки, близкой к лозоходству . Лишь 20 лет спустя, в 1959 году, Стерлинг доказал авторство Картона, основываясь на типологии расположения рук, лиц, складок тканей и структуры камней, сравнивая по этим параметрам авиньонскую картину с двумя другими, безусловно написанными рукой Картона: и .
По словам Доминика Тьебо, большинство историков искусства согласны признать авторство Картона, только Альбер Шатле и Жак Тюилье до сих пор отрицают его авторство «Пьеты».
Значимость картины
Картина является одним из «105 главнейших произведений западной живописи», по версии воображаемого музея Мишеля Бютора .
Примечания
- ↑ (фр.) — 1975.
- M. Marignane, Le maître de la Pietà de Villeneuve, de l’Annonciation d’Aix révélé, Enguerrand Charonton éditions J.Povolozky, 1938.
- Paternité dans une publication du Bulletin de la Société nationale des Antiquaires de France en 1959.
- Michel Butor. Le Musée imaginaire de Michel Butor. 105 œuvres décisives de la peinture occidentale. — Paris: Groupe Flammarion, 2019. — С. 72—75. — 368 с. — ISBN 978-2-08-145075-2 . .
Литература
- Henri Bouchot. . — Paris, 1904.
- Charles Sterling. Enguerrand Quarton // Bulletin de la Société nationale des Antiquaires de France. — 1959. — 1 июль. — С. 213—223 .
- Charles Sterling. Enguerrand Quarton. Le peintre de la Pietà d'Avignon. — Paris: Réunion des musées nationaux, 1983. — 221 с. — ISBN 978-2-7118-0229-6 .
- Michel Laclotte. L'École d'Avignon. — Groupe Flammarion, 1983.
- Dominique Thiébaut. Primitifs français. Découvertes et redécouvertes. — Paris: Réunion des musées nationaux, 2004. — С. 114—115. — 192 с. — ISBN 2-7118-4771-3 .
- Yves Bottineau-Fuchs. Peindre en France au XV siècle. — Arles: Actes Sud, 2006. — С. 159—163. — 330 с. — ISBN 2-7427-6234-5 .
- Sébastien Fumaroli. Comment la Pietà de Villeneuve-lès-Avignon entra au Louvre // Grande Galerie. Le Journal du Louvre. — 2009—2010. — № 10 . — С. 94—95 .
Ссылки
- в базе данных Лувра (фр.)
- от 14 апреля 2021 на Wayback Machine
- 2021-10-21
- 1