Амфилохий Почаевский
- 1 year ago
- 0
- 0
Амфило́хий ( др.-греч. Ἀμφιλόχιος ; V век ) — митрополит Сиды Памфилийской .
К 425 году Амфилохий уже занимал кафедру города Сиде : в этом году или раньше архиепископ Константинопольский Аттик написал письмо епископу Амфилохию, в котором предлагал изгнать евхитов из Памфилии.
В начале 426 года в Константинополе состоялся собор, после которого архиепископ Антиохийский и архиепископ Константинопольский Сисиний I послали письмо Вериниану, Амфилохию и остальным епископам Памфилии, в котором было написано о том, что после отлучения от церкви еретиков мессалиан , если будет обнаружено, что кто-либо из клириков говорит или делает что-нибудь в следовании этой ереси, то он должен быть извержен из сана.
В 431 году Амфилохий участвовал в Эфесском соборе и анафематствует Нестория . На седьмом заседании этого собора епископ Иконийский Валериан и епископ Сидский Амфилохий предложили рассмотреть в общем собрании вопрос о мессалианах, которые встречаются в Памфилии. На заседании было прочитано решение Константинопольского собора 426 года о осуждении ереси мессалиан, составленное при Сисинии. Участники Эфесского собора одобрили и подтвердили его правильность. Все подозреваемые в причастности к этой ереси должны были анафематствовать мессалианство; если кто-либо из клириков не хотел это сделать, то таких необходимо было извергнуть из сана; монахов причастных к ереси надо изгнать из монастырей; а все мессалиане должны быть отлучены от Церкви и прокляты. Валериан принёс на заседание собора книгу мессалиан, называемую «Аскетикон» ( лат. «Asceticon» ). Книга была анафематствована, как составленная еретиками. Собор определил, что если у кого-либо найдется что-нибудь согласное с нечестием евхитов, и то будет проклято.
В 449 году Амфилохий участвовал во Втором Эфесском соборе , на котором поддержал Евтихия и Диоскора , признав их учение православным.
В 451 году Амфилохий участвовал в Халкидонском соборе , на котором решения Второго Эфесского собора были отменены, а Евтихий и Диоскор были объявлены еретиками и преданы анафеме . Как сообщал Захарий Ритор , Халкидонский Символ веры был составлен Феодоритом ; для того же чтобы Амфилохий его подписал, Аэций дьякон, помощник Феодорита, бил Амфилохия по голове . 13 октября, когда собирали голоса против Диоскора , только один Амфилохий просил подождать решением 2—3 дня, но и он при окончательном голосовании высказался против Диоскора. На этом же соборе Амфилохия подозревали в монофизитстве и только от него одного потребовали произнести анафему на Евтихия .
В 458 году император Лев I Макелла разослал ко всем епископам послание с вопросами, следует ли признавать решения Халкидонского собора, а Тимофея следует ли признавать законным патриархом Александрии. Амфилохий, написал послание императору, в котором твёрдо высказался против рукоположения Тимофея, так как оно неканоничное. Евагрий Схоластик писал о том, что из всех епископов, только один лишь Амфилохий высказался против Халкидонского собора; об этом он написал императору в том же послании. В труде Евагрия Схоластика сообщается, что ритор Захарий в своё сочинение включил письмо Амфилохия императору. Послание Амфилохия полностью не сохранилось, сохранился лишь небольшой фрагмент, одна фраза. Этот фрагмент издан в 77 томе Греческой Патрологии . Захарий Ритор , сочинения которого дошло в пересказе поздних авторов, писал о том, что Амфилохий в одиночку показал правду и честность без страха. Он и епископы его области написали решительно императору против решения Халкидонского собора и против томоса папы Льва I , рассказывая о насилии и пристрастности происходившего на Халкидонском соборе. Амфилохий просил императора отменить решения Халкидона, поскольку они были причиной преткновения для верующих, а также создавали путаницу. В результате своих действий Амфилохий находился в опасности, которая исходила от несторианской партии, вследствие злобы и предательства со стороны партии по отношению к нему; он был единственным из всех епископов, который имел смелость поносить Халкидонский собор и томос папы Льва I . Аспар , который был арианином , просил для Амфилохия сохранить безопасность, считая что такой честный священник не должен подвергаться риску. Таким образом, действительно, Амфилохий избежал опасности . О неправомыслящих, то есть признающих Халкидонский собор, Амфилохий писал: «Они прибегнут к некоторым учителям, говорившим о двух природах». , эта цитата единственное что сохранилось из письма Амфилохия императору Льву. Фраза входит в так называемый сборник авторов « Леонтий Византийский », изданный в 86 томе Греческой Патрологии .
В 475 году в Константинополе произошёл дворцовый переворот: власть захватил Василиск , отнявший престол у Зенона и ставший императором. В этом же году Василиск издал окружное послание «Энкиклион», в котором признавались два Эфесских Собора: Эфесский собор и Второй Эфесский собор , но решительно осуждались все нововведения Халкидонского собора и предавались анафеме как его вероопределения, так и томос папы Льва I . «Энкиклион» подписали 500 епископов , включая Амфилохия. «Энкиклион» натолкнулся на решительное противоборство столичного монашества и патриарха Акакия . Император, напуганный волнениями в столице, издал «Антиэнкиклион», перечеркивавший основные положения «Энкиклиона». Он предложил его подписать иерархам. Епископы снова подписали «Антиэнкиклион», за исключением двух человек — Амфилохия Сидского и Епифания Магдалинского .