Interested Article - Сулейман аль-Газзи

Сулейма́н аль-Газзи́ ( араб. سليمان الغزي ‎, XI век), или Сулейма́н ибн Хаса́н аль-Газзи́ ( араб. سليمان بن حسن الغزي ‎) — христианский писатель , поэт и богослов , писавший на арабском языке , епископ города Газы , отдельными исследователями отождествляется как Са́мон Га́зский ( ср.-греч. Σαμωνάς Γάζης ).

Биография

Сулейман был монахом в Иерусалиме , затем оставил монастырь и женился. Он становится чиновником Государства Фатимидов . От этого брака у Сулеймана родился сын. Сын Сулеймана женился, и его жена родила сына — внука Сулеймана. Сын и внук Сулеймана умирают. В результате преследования Аль-Хакима Биамриллаха имущество Сулеймана было конфисковано. После смерти своей жены Сулейман становится епископом в городе Газы.

Сулейман аль-Газзи является автором христианского поэтического сборника на арабском языке — «Диван», который содержит более трех тысяч стихов. Сулейману принадлежат различные полемическо-богословские сочинения, в которых он защищает православную веру от критики разных еретиков, иудеев и мусульман. В своих произведениях Сулейман цитирует Иоанна Дамаскина , , Феодора Абу Курра .

Малуф и Л. Шейхо утверждают, что Сулейман умер как мученик за веру.

Самон Газский

Самон Газский. «Разговор с Ахмедом Сарацином». Манускрипт 1550—1559 годов. Национальная библиотека Франции

В 120 томе Patrologia Graeca помещён греческий текст и латинский перевод сочинения «Разговор с Ахмедом Сарацином, показывающий, что от священнодействий иереев хлеб и вино истинно и непреложно становятся телом и кровью Господа нашего Иисуса Христа», автором которого назван Самон Газский. Это сочинение было переведено с греческого на латынь и напечатано в 1560 году, затем использовано в полемике о преложении святых даров между католиками и протестантами. Католики цитировали данное сочинение, отстаивая учение о пресуществлении Фомы Аквината . Протестантский пастор E. Аубертин (1653) был первым, кто заявил, что Самон Газский — «фигура химерическая», а текст его диалога подложный и написан в XVI веке, он считал невозможность существования в XI веке в Палестине греческого епископа, его поддержал другой протестантский пастор — Клод Жан (1687). П. Парис доказал, что данные аргументы безосновательны. Вслед за католическими богословами на Самона ссылаться православные богословы: одним из первых это сделал в 1627 году ; Мелетий Сириг (1669) — в опровержении «Исповедания» Кирилла Лукариса и Иерусалимский патриарх Досифей (1707) в своем «Эвхиридионе» против кальвинистов ; .

В 1697 году написал о том, что Самон умер как мученик за веру .

Православные ссылались на Самона не только в полемике с протестантами, но и в полемике с католиками. В XVII веке был сделан перевод диалога Самона Газского на церковнославянский язык . Братья Лихуды : Иоанникий и Софроний использовали «Разговор с Ахмедом Сарацином» в своей противокатолической книге «Мечец духовный или разговор с иезуитом Руткою в Польской земле», написанной около 1689 года ; позднее цитаты из него вошли в состав материалов к книге «Щит веры» , посвященной полемике с католиками по вопросу о времени преложения святых даров на литургии .

Исследователь Жужи считает, что никакого Самона Газского в действительности никогда не существовало. Он обратил внимание, что ранняя рукопись «Разговора с Ахмедом Сарацином» написана известным фальсификатором . Поздняя датировка «Разговора» подтверждается рядом заимствований из евхаристического богословия Геннадия Схолария (томистская по происхождению концепция акциденций св. Даров и метафора разбитого зеркала применительно к раздроблению Тела Христова) .

Арабист архимандрит Игнатий (Дик) опубликовал статью, в которой выдвинул предположение, что Самон Газский — это одно лицо с арабским православным богословом и поэтом Сулейманом аль-Газзи . По мнению Дика биографии этих двух людей тождественны. Имена «Самон» и «Соломон» по мнению Дика одинаково передаются на арабский как «Сулейман».

Сочинения Сулеймана аль-Газзи

арабский язык

Сочинение Самона Газского «Разговор с Ахмедом Сарацином»

  • PG . греческий текст и латинский перевод
  • русский перевод

Примечания

  1. Ma'luf Isa. al-Mutran Sulaiman al-Gazzi / / an-Ni’ma. 1910. № 1. P. 620-628.
  2. Cheikho L.–424. Shu'ara'an-Nasraniyya ba'd al-lsigm. Beyrouth, 1924. P. 400
  3. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. X : « Второзаконие — ». — С. 246-247. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-016-1 .
  4. «Praenotiones mystagogicae ex jure canonicae», Падуя 1697, p 407.
  5. Николай Пападопулос Комнин — источник абсолютно ненадежный
  6. Сменцовский, Михаил Николаевич (1870-). Братья Лихуды : Опыт исслед. из истории церк. просвещения и церк. жизни конца XVII и начала XVIII в.в. / М. Сменцовский. СПб.: типо-лит. М. П. Фроловой, 1899. — (2), 460, LIV с.; С. 238.
  7. Панич Т. В. К истории текста книги «Щит веры» // Гуманитарные науки в Сибири . 2000. № 2. С. 5.
  8. Бернацкий М. М. // Богословские труды , вып. 49, 2019

Библиография

Сулейман аль-Газзи

  • Néophytos Edelby, Sulaïman al-Ġazzī X- XI) , Librairie St-Paul, 1984
  • Sulaiman Ibn Hasan Al-Gazzi, Al Diwan , publié par Néophytos Edelby, Librairie St-Paul, 1985
  • Sulaïmān al-Gazzi, Écrits théologiques en prose , publié par Néophytos Edelby, Librairie St-Paul, 1986

Самон Газский

  • Martin Jugie . (Miscellanea Giovanni Mercati, III, 342—359, Città del Vaticano, 1946.
  • Ignace Dick. , dans POC , vol. 30, n° 1-4, 1980, p. 175—178.
  • Георгий Максимов.

Ссылки

  • Voir par exemple La Créance de l'Église grecque touchant la transsubstantiation, par Anselme de Paris, 1572, p. 81 ss ; Histoire de l'Eucharistie, par Matthieu de Larroque, 1669, p. 473 ; Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastiques, par Remy Ceillier, tome 21, 1757, p. 213.
  • "Praenotiones mystagogicae ex jure canonicae", Padoue 1697, p 407. Toutefois, Papadopoli-Comnène n'est pas précisément une source absolument fiable
  • Une nouvelle invention au compte de Constantin Palaeocappa : Samonas de Gaza et son dialogue sur l’Eucharistie (Miscellanea Giovanni Mercati, III, 342-359, Città del Vaticano, 1946, par Martin Jugie.
  • Cf. « Samonas de Gaza ou Sulaïman al-Gazzi, évêque melkite de Gaza, xie siècle », par Ignace Dick, POC, vol. 30, n° 1-4, 1980, p. 175-178
  • « Samonas » étant considéré comme une altération de « Salomonas », équivalent grec de l'arabe « Suleyman »
  • Voir en particulier Youri Maximov, Византийские сочинения об исламе (тексты переводов и комментарии), Под редакцией Ю. В. Максимова, 2012, p. 152
  • Ainsi Néophytos Edelby, l'éditeur des traités arabes de Suleyman Al-Gazzi, dans son "Muqaddima", p 31-36, 1984 ; et à sa suite la notice consacrée Suleyman dans le "Christian-Muslim relations, a bibliographical History, vol 2", 2010
  • Par Y. Maximov, voir bibliographie
  • Dans "Une catéchèse orthodoxe sur l'eucharistie...", voir bibliographie
Источник —

Same as Сулейман аль-Газзи