Райзман, Юлий Яковлевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ори Райзман (25 января 1924 — 25 января 1991 ) — израильский художник .
Родился в городе Тир в Ливане . В 1924 году в кибуц Тель-Йосеф приехала женщина верхом на лошади и с однодневным младенцем на руках . Это была мать Ори Райзмана, Бат Шева, актриса . Отец, Ниссан Райзман, инженер-подрядчик, переселился в подмандатную Палестину из города Проскуров во времена третьей алии и стал членом первой рабочей коммуны Эрец Исраэль Гдуд ха-авода . Полгода семья жила в кибуце Тель-Йосеф , после чего переехала в Иерусалим , а в 1928 году в Тель-Авив . В период с 1930 по 1932 год семья находилась во Франции , где отец учился по специальности инженер-строитель.
После возвращения в Тель-Авив Ори Райзман учился в гимназии Герцлия и принимал активное участие в молодёжном движении Ха-маханот ха-олим . Склонность Райзмана к рисованию была очевидна с раннего возраста, он писал портреты, пейзажи и цветы. Однако родители мечтали, чтобы сын стал скрипачом . Наперекор родительской воле, в пятнадцать лет Райзман бросил скрипку, начав изучение живописи в студии художника Ицхака Френкеля-Френеля .
В 1941 году родители Райзмана переехала на улицу Готлиба, 3 в Тель-Авиве , в здание, построенное отцом семейства, рядом с домом художника Ицхака Френкеля-Френеля (Готлиб, 5).
В 1942 году, после завершения учёбы в гимназии Герцлия, Ори Райзман отправляется на год в кибуц Ягур .
В 1943 году Ори был в числе основателей на севере Мертвого моря , работал на в Содоме . Среди основателей кибуца также был художник .
В 1946 году Райзман женился на йеменской еврейке Мазель Хамди. Райзман часто рисовал членов её семьи и окрестности (переулки, синагогу). В 1947 году у пары родилась единственная дочь Аснат — впоследствии художница Аснат Бен-Шалом. Во время войны за независимость кибуц Бейт ха-Арава был разрушен, его жители эвакуированы. Члены разрушенного кибуца, в их числе были художники и Райзман, основали новый кибуц в Западной Галилее.
В 1950 году Райзман был избран членом комитета по культуре кибуца Кабри.
В 1951—1953 годах, взяв отпуск в кибуце, оставив семью в Израиле, Ори Райзман, на деньги своего деда, учится в Национальной школе изящных искусств Парижа в мастерской монументального искусства художника Жана Соберби. Пока он был в Париже, его мать умерла, а отец тайно женился во второй раз на старшей сестре жены.
В 1953 году Райзман вернулся в кибуц, но кибуц не одобрил его занятия живописью, и ему пришлось работать на тяжёлых работах, что повергло его в депрессию, впоследствии он назвал этот период «периодом блюза». В 1954 году, после нескольких апелляций, он устроил себе студию в заброшенном здании на окраине кибуца. До середины 1970-х годов ему удавалось рисовать только два или три дня в неделю.
В 1971—1972 годах он снова взял отпуск из своего кибуца и уехал в Париж. В эти годы его картины не продавались, и семья жила на зарплату его жены.
На протяжении конца семидесятых — начала восьмидесятых он записывал свои мысли и работы в блокноты, дневник и на кассеты.
В 1978 году Райзман организовал свою персональную выставку «Человек и пейзаж» в галерее кибуца. В следующем году у него появилась собственная студия в кибуце Кебри, благодаря основанию фонда искусства и культуры на пожертвования его отца. В этой студии Райзман давал частные уроки, он также преподавал в Нагарии , Хайфе и Охель Саре.
В 1980 году умерла его жена, он сам получил тяжелую травму ноги в результате аварии на велосипеде.
До 1980-х годов его картины не имели финансового успеха.
Райзман умер от болезни во время войны в Персидском заливе в 1991 году, в свой 67-й день рождения.
В пятнадцать лет Райзман начал изучение живописи в тель-авивской студии художника Ицхака Френкеля-Френеля . Цвет стал значимым элементом его творчества (картина Райзмана «Скрипка» 1939 года демонстрирует типичное восприятие цвета учеников студии).
В период 1943—1948 годов Райзман живёт и тяжело работает на заводе в кибуце Бейт ха-Арава во время войны 1948 года, но не перестаёт рисовать («Палаточный лагерь Бигор», 1943; «Студия в Бейт ха-Арава», 1945 и другие). В работах Райзмана 1945 года очевидна большая перемена: сокращается использование ракурса и перспективы, а переходы от света к тени усиливаются. Он по-прежнему оставляет место для трех измерений, но слои цвета становятся намного тоньше, палитра становится ярче. Рисман называл свои картины периода жизни в кибуце Бейт ха-Арава и первых лет жизни в кибуце «мрачным периодом» .
В 1950-е Райзман вошёл в группу художников , представляющую собой альтернативу движению Новые горизонты (стиль лирическая абстракция ). Позже Райзман присоединился к группе художников «Климат», выступающую за связь картин с характером местного населения.
Между 1951 и 1953 годами, финансируемый своим дедом, Ори Райзман взял отпуск в кибуце и учился два года в Национальной школе изящных искусств Парижа в мастерской монументального искусства художника Жана Соберби . В то время он подружился с израильскими художниками, находившимися в Париже, среди них были Лея Никель , Элияху Гат и Михаэль Гросс. В 1952 году Райзман и Никель купили забитого цыпленка и в течение трёх дней рисовали его, в результате появилась картина Райзмана «Стул и курица», 1952, как соединение картин «Желтый стул» Ван Гога и «Куриная Голгофа» Хаима Сутина .
Райзман усвоил концепцию Соберби под названием «царапание холста», подразумевающую «забивку холста» однородными цветными участками. Так начался процесс сглаживания и подчеркивания разделения поверхностей на картинах Райзмана.
Так как до середины 1970-х годов Райзман живёт в Кабри, поэтому многие его картины посвящены кибуцу. Его ранние портреты выполнены в ярких цветах, работы выразительны, а для более поздних характерно отсутствие лица .
В 1971—1972 годах он снова в Париже и под влиянием выставки картин английского художника Фрэнсиса Бэкона пишет десятки портретов насыщенными цветами и свободными мазками .
В 1974 году он присоединился к группе художников «Климат» , основанной в 1973 году Рэйчел Шавит и Элияху Гатом после войны Судного дня . С 1975 года стиль Райзмана развивается в экспрессивном направлении.
В 1980 году, после смерти жены, Райзман создал серию картин «Пейзажи траура».
В 1982 году много картин было куплено коллекционером, также Тель-Авивский музей и Музей Израиля приобрели картины Райзмана для своих постоянных коллекций.
В 1983 году была организована персональная выставка Райзмана в Музее Израиля, а в 1988 году — ретроспективная выставка («Красное и зелёное») в Доме искусств кибуца Эйн-Харод .
В 1979 году Адам Барух писал:
Ори Райзман, прекрасный художник, погружённый в относительную анонимность, не имеющую никакого оправдания.
Итамар Леви отзывался о художнике так: «Он (Райзман) — лучший фигуративный художник и колорист в Израиле, художник эмоциональной силы и глубины, но к нему относятся как к ещё одному хорошему художнику этой линии».
В 2004 году Тель-Авивский музей представил выставку «Ретроспектива Ори Райзмана».