Буянов, Николай Герасимович
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Гера́симович Кузнецо́в ( 11 ( 24 ) июля 1904 , Медведки (ныне Котласского района Архангельской области ) — 6 декабря 1974 , Москва , РСФСР , СССР ) — советский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза ( 3 марта 1955 ). В 1939 — 1947 и 1951 — 1955 годах возглавлял советский Военно-морской флот (как Народный комиссар Военно-морского флота (1939—1946), Военно-морской министр (1951—1953) и Главнокомандующий ВМФ СССР). Герой Советского Союза (14.09.1945). Член ЦК ВКП (б) (1939—1956), депутат Верховного Совета СССР 2-го и 4-го созывов.
Сын казённого крестьянина Герасима Фёдоровича Кузнецова (1861—1915). С 1915 года работал «мальчиком» в столовой в городе Котлас , с 1916 года — матрос на речных судах в Котласе и Архангельске . С 1917 года — рассыльный Архангельского порта .
В 1919 году 15-летний Николай Кузнецов вступил в , приписав себе два года, чтобы быть принятым (с того времени и до конца жизни Кузнецов во всех документах своим годом рождения указывал 1902-й). В 1921—1922 годах — строевой Архангельского флотского экипажа. С 1922 года служил в Петрограде , в 1923—1926 годах учился в Военно-морском училище им. М. В. Фрунзе , которое окончил с отличием 5 октября 1926 года.
Местом службы выбрал Черноморский флот и крейсер «Червона Украина» . Это был первый из достроенных в СССР крейсеров типа « Светлана» . Служил командиром батареи, командиром роты, старшим вахтенным начальником. Особо отличился, когда на корабле во время визита в Стамбул вспыхнул пожар в помещении кочегаров рядом с артиллерийским погребом, а Кузнецов оставался старшим на борту — не только умело руководил быстрой ликвидацией возгорания, но к рассвету были устранены все видимые следы пожара . В 1929—1932 годах — слушатель Военно-морской академии (направлен в неё по личному распоряжению народного комиссара по военным и морским делам К. Е. Ворошилова , высоко оценившего действия Кузнецова при высадке учебного десанта), которую также окончил с отличием. В 1932—1933 годах — старший помощник командира крейсера «Красный Кавказ» . С ноября 1933 по август 1936 года командовал крейсером «Червона Украина», где довёл до совершенства систему боевой готовности одиночного корабля. Крейсер признавался лучшим надводным кораблём Черноморского флота и в целом РККФ, а его командир награждался золотыми часами и автомобилем ГАЗ-А .
В августе 1936 года отправлен на гражданскую войну в Испанию , где был главным военно-морским советником республиканского правительства. Принял псевдоним дон Николас Лепанто , в честь самой великой морской победы Испании. Участвовал в подготовке и проведении боевых операций республиканского флота, обеспечивал приём транспортов из СССР. За службу в Испании награждён орденами Ленина и Красного Знамени .
С августа 1937 года — капитан 1-го ранга и заместитель командующего, с января 1938 по март 1939 года — командующий Тихоокеанским флотом . 2 февраля 1938 года присвоено очередное воинское звание флагман 2-го ранга . Силы флота под командованием Кузнецова поддерживали действия сухопутных сил во время боёв у озера Хасан .
В марте 1939 года Кузнецов назначен заместителем Наркома ВМФ СССР. 3 апреля 1939 года ему присвоено внеочередное воинское звание флагман флота 2-го ранга .
29 апреля 1939 года 34-летний Кузнецов назначен Народным комиссаром ВМФ СССР. Он был самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. Ранее наркомами были армейский комиссар 1-го ранга П. А. Смирнов и командарм 1-го ранга М. П. Фриновский . Оба они были активными организаторами репрессий на флоте, причём во всех случаях смена руководства сопровождалась физической ликвидацией предыдущего.
Внёс большой вклад в укрепление обезглавленного чистками флота перед войной; провёл ряд крупных учений, лично посетил множество кораблей, решая организационные и кадровые вопросы. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ). Также его приказом в 1939 году была сохранена старая Петербургская инженерная научно-педагогическая школа, был возвращён обратно в Ленинград Морской инженерный факультет, и под именем ВИТУ восстановлена Николаевская инженерная научно-педагогическая школа . При его активном участии были приняты дисциплинарный и корабельный уставы ВМФ. 24 июля 1939 года по его инициативе введён День Военно-Морского Флота . При введении генеральских и адмиральских званий в июне 1940 года ему было присвоено звание адмирала. Его приказом в 1941 году было создано первое водолазное специальное подразделение РОН (Рота особого назначения) .
К началу Великой Отечественной войны адмирал Кузнецов внёс существенный вклад в усиление боевой мощи, в повышение боеготовности сил и средств ВМФ. Накануне нападения Германии на СССР принял действенные меры по повышению боеготовности флотов, а в ночь на 22 июня отдал приказ о приведении их в полную боевую готовность, что позволило избежать потерь кораблей и морской авиации .
Во время войны Кузнецов был членом Ставки Верховного Главнокомандования , постоянно выезжал на корабли и фронты. Флот предотвратил вторжение на Кавказ с моря. Большую роль в противодействии противнику сыграли морская авиация и подводный флот. ВМФ оказывал помощь союзникам, а кроме того, сопровождал корабли, идущие по ленд-лизу . Значительная роль уделялась морскому образованию и учёту опыта войны.
Со 2 февраля 1945 года Н. Г. Кузнецов — член Государственного комитета обороны (ГКО). Для решения важнейших вопросов строительства и применения ВМФ за годы войны 64 раза вызывался на приём к И. В. Сталину .
В 1945 году участвовал в составе советской делегации в работе Крымской и Потсдамской конференций руководителей трёх союзных держав.
31 мая 1944 года Кузнецову присвоено воинское звание адмирал флота (четыре звезды, равное генералу армии ). 25 мая 1945 года это звание приравнено к званию Маршала Советского Союза и введены погоны маршальского типа.
В августе 1945 года участвовал в советско-японской войне, находясь на Дальнем Востоке и выполняя функции заместителя по флоту Главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке Маршала Советского Союза А. М. Василевского.
14 сентября 1945 года Н. Г. Кузнецову присвоено звание Героя Советского Союза .
25 февраля 1946 года самостоятельный Наркомат ВМФ СССР был упразднён и Военно-морской флот был включён в состав объединённого Наркомата Вооружённых сил СССР. Кузнецов был назначен главнокомандующим ВМФ — заместителем Наркома (затем Министра) Вооружённых сил СССР. В послевоенный период у Н. Г. Кузнецова возникли существенные разногласия с И. В. Сталиным по поводу программы дальнейшего развития ВМФ, начавшиеся с того, что в 1945 году Сталин отверг разработанную под руководством Кузнецова десятилетнюю программу военного судостроения , а Кузнецов не согласился с рядом взглядов Сталина на вопросы послевоенного развития флота. Кроме того, он возражал против разделения Балтийского флота на два самостоятельных флота — Южно-Балтийский и Северо-Балтийский (позднее 4-й и 8-й ВМФ), инициированного Сталиным в 1946 году . В январе 1947 года был снят с поста Главкома и в феврале 1947 года назначен начальником Управления военно-морских учебных заведений.
12 января 1948 года Кузнецов вместе с группой адмиралов ( Л. М. Галлером , В. А. Алафузовым и Г. А. Степановым ) был предан Суду чести Министерства Вооружённых сил СССР под председательством Маршала Советского Союза Говорова . Обвинение состояло в том, что в 1942—1944 годах они без разрешения Правительства СССР передали Великобритании и США секретные чертежи и описания высотной парашютной торпеды, дистанционной гранаты, нескольких корабельных артиллерийских систем, схемы управления стрельбой, а также большое количество секретных морских карт. Суд чести 15 января признал их виновными и постановил ходатайствовать перед Советом министров СССР о предании виновных суду Военной коллегии Верховного суда СССР .
2 — 3 февраля 1948 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала Кузнецова виновным в предъявленных ему обвинениях, но, учитывая его большие заслуги в прошлом, постановила не применять к нему уголовного наказания. Одновременно Военная коллегия постановила ходатайствовать перед Советом Министров о понижении Кузнецова в воинском звании до контр-адмирала . Остальные обвиняемые были осуждены на различные сроки заключения .
С июня 1948 года Кузнецов — заместитель Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам .
С февраля 1950 — командующий 5-м военно-морским флотом на Тихом океане.
В январе 1951 года Кузнецову было присвоено очередное воинское звание — вице-адмирал .
20 июля 1951 года Кузнецов вновь возглавил флот как Военно-морской министр СССР (до 15 марта 1953 года ), но звание адмирала флота было возвращено только 13 мая 1953 года — после смерти Сталина и снятия судимости.
В 1953—1955 годах Кузнецов — первый заместитель Министра обороны СССР, Главнокомандующий ВМФ. 3 марта 1955 года в советской системе воинских званий звание адмирал флота было заменено на « Адмирал Флота Советского Союза ». Также было установлено ношение особого знака отличия Маршальская звезда при парадной форме.
В тот период Кузнецов уделял большое внимание технологическому перевооружению флота, в частности, развитию авианосцев .
К 1955 году у него, по его словам, «сложились явно неприязненные отношения» с Хрущёвым , отношения с министром обороны Г. К. Жуковым были также нетоварищеские . В начале 1955 года Кузнецов перенёс инфаркт и в мае 1955 года обратился к Жукову с просьбой освободить его от должности по состоянию здоровья. Ответа не было, но в июне исполнение обязанностей главкома ВМФ было возложено на С. Г. Горшкова . А в декабре 1955 года Кузнецова под предлогом виновности во взрыве на линкоре «Новороссийск» (катастрофа произошла 29 октября 1955 года, к тому времени Кузнецов около пяти месяцев находился в отпуске по болезни) сняли с должности. 17 февраля 1956 года он был понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку. Хрущёв в своих мемуарах объясняет увольнение Кузнецова необходимостью положить решительный конец «проявлениям бонапартизма » в военной среде .
Писал воспоминания. Его первая крупная работа — исследование роли республиканского флота в гражданской войне в Испании в 1936—1939 годах в сборнике «Из истории освободительной войны испанского народа» (М.: издательство Наука, 1959) — вышла в свет под псевдонимом «Н. Николаев», но затем Кузнецов добился права публиковаться под своей фамилией . При жизни вышло четыре «официальных» книги мемуаров. Но, как оказалось, Кузнецовым была написана и пятая книга «Крутые повороты», опубликованная через 23 года после его смерти: о войне, о репрессиях, о Сталине, о послевоенной опале; в ней он резко критикует партийное вмешательство в дела армии и утверждает: «государством должен править закон» . В отличие от многих других «маршальских» воспоминаний, записки написаны Кузнецовым лично и отличаются хорошим стилем. В официальной истории войны его роль из-за опалы часто затушёвывалась. Кроме книг, написал свыше 100 публикаций в ведущие исторические журналы (« Военно-исторический журнал », « Вопросы истории », « Новая и новейшая история », « Нева », характерно, что в журнале Военно-Морского флота « Морской сборник » первая статья Н. Г. Кузнецова была опубликована уже после его смерти, в 1975 году) и в различные сборники .
После отставки Жукова в 1957 году и Хрущёва в 1964 году группа ветеранов ВМФ неоднократно ходатайствовала перед правительством о том, чтобы Кузнецов был восстановлен в звании и устроен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны (что дало бы ему, помимо почётных, и материальные преимущества). Тем не менее, все эти инициативы наталкивались на противодействие главкома ВМФ, преемника Кузнецова, Сергея Горшкова .
После выступления нового Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева в год 20-летия победы, в котором Кузнецов был назван среди выдающихся военачальников, он стал постепенно входить в общественную жизнь .
Даже посмертно Кузнецова не удавалось восстановить в звании, пока Горшков был жив. Лишь 26 июля 1988 года, через несколько месяцев после смерти Горшкова, Кузнецов был посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза .
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1999 года безымянной подводной горе в Тихом океане было присвоено наименование гора Адмирала Кузнецова .
Именем адмирала назван крупнейший корабль ВМФ России — тяжёлый авианесущий крейсер « Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов » .
Приказом министра обороны РФ № 25 от 27 января 2003 года учреждена ведомственная медаль Министерства обороны Российской Федерации « Адмирал Кузнецов ».
В 2004 году на флоте широко отмечалось столетие со дня его рождения.
Памятники Кузнецову воздвигнуты в Севастополе, Владивостоке, Архангельске и Вологде. Бюсты Кузнецова установлены в Военном инженерно-техническом университете в Санкт-Петербурге, во дворе школы № 1465 его имени в Москве, во дворе школы №4 его имени в г. Таре Омской области, во дворе детского морского центра имени Петра Великого в Москве, у Дома детского творчества в городе Котласе , в сквере речников в Великом Устюге, у входа в Нахимовское военно-морское училище в Мурманске , на улице Автодора в Муроме , на территории парка «Патриот» в Кронштадте .
Мемориальные доски установлены на здании Главного штаба ВМФ в Москве, на доме № 9 по Тверской улице в Москве, на д. 118 на улице Запарина в Хабаровске , а также на доме № 9 на улице Адмирала Кузнецова в Архангельске .
Мемориальный музей создан в деревне Медведки Котласского района Архангельской области .
Именем Кузнецова названы:
Был женат дважды. Сын от первого брака Виктор (р. 1932). Второй брак — жена Вера Николаевна, дети Николай (1940—2005) — инженер в сфере ядерных технологий, и Владимир (1946—2016) . Супруга, Николай и Владимир похоронены в одной могиле с Н. Г. Кузнецовым на Новодевичьем кладбище .
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|