Этюд (изобразительное искусство)
- 1 year ago
- 0
- 0
Компози́ция (от лат. compositio — складывание, соединение, сочетание) — одна из основных категорий художественного творчества. В самом общем значении — «наиболее сложный и совершенный тип структуры: художественно-образный». В отличие от рисунка , цвета , линии, объёма, пространства представляет собой не один из компонентов художественной формы, а художественно-образную, содержательно-формальную целостность, в которой все элементы органично связаны между собой. Иногда художественную композицию сравнивают с живым организмом, в котором органично соединены душа и тело . В упрощённом определении: «построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника» . Однако в последнем определении, во-первых, нивелируется значение композиционных закономерностей, общих для всех видов искусства, и не только изобразительных, в частности в музыке, поэзии, а во-вторых, понятие «построение» относится, скорее, к конструкции, смысл которой отличен от композиции, например в архитектуре. Так архитектурная композиция представляет собой содержательно-формальную целостность элементов, возникающую в результате художественно-образного переосмысления строительной конструкции . В живописи «композиция есть форма существования картины как таковой — как органического целого, как смыслового единства» .
Классическое определение композиции в изобразительном искусстве дал в эпоху итальянского Возрождения теоретик искусства и архитектор Л. Б. Альберти в трактате «Три книги о живописи» (1435—1436): «Композиция — это сочинение, выдумывание, изобретение» как «акт свободной художнической воли» . К общему смыслу латинского слова здесь прибавляется усиленный пафосом ренессансной эпохи момент «изобретения, выдумывания», свободы воображения, права художника, как тогда говорили, на «сочинение историй» в противоположность средневековой традиции следования образцам ( итал. сomponimento — сочинение). Предположительно, такое понимание композиции Альберти заимствовал из классической филологии .
Альберти рассматривал композицию не в форме завершённой картины, а в качестве метода творческого процесса художника, раскрывающего последовательность и содержание основных этапов работы. Причем композицию Альберти понимал как «живой организм» и как красоту, к которой «ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже». Последнее уточнение имеет частный характер и связано с эстетикой эпохи Возрождения, стремлением к идеальной, уравновешенной форме произведения искусства. Оригинальное определение композиции дал английский художник и теоретик искусства Хогарт, Уильям Уильям Хогарт в трактате «Анализ красоты» (1753): «Многообразие без путаницы, простота без обнажённости, великолепие без мишуры, отчётливость без жёсткости, величина без чрезмерности… чудесное многообразие всех частей вместе взятых» .
Согласно определению русского художника и учёного-психолога Н. Н. Волкова (1897—1974), композиция — это «конструкция для смысла» , в иной формулировке — «алгоритм творческого процесса». По определению С. М. Даниэля композиция — это не состояние (даже в относительном смысле), а «процесс, регулирующий развертывание идеи» .
Композиционная целостность относится к структурам открытого, модификационного типа. В ней отсутствуют непреложные законы — творчество художника «вне закона», оно свободно по определению, но существуют закономерности как вероятностные тенденции формообразования. Отдельные элементы композиции могут заменяться без ущерба для целого, но принцип связей остаётся неизменным. В композиционной целостности каждый из элементов приобретает уникальный, неповторимый смысл только в одном-единственном, неповторимом сочетании с остальными элементами. Поэтому каждая композиция уникальна, она возникает лишь однажды, но она типологична и соотносится с духом эпохи, в которую была создана, конкретной историко-культурной ситуацией, объективными и непредсказуемыми субъективными факторами, замыслом и чувством художника. По определению В. П. Зубова «Органическое целое само оказывается определяющим законом для своих частей, а части, рассматриваемые в свою очередь как мельчайшие целые, сохраняют свою относительную самостоятельность, то есть гарантируют свободу художника на всём протяжении творческого процесса. Простая детерминированность частей целым, модульность есть и в механизме, например в часах, но синтез детерминированности и свободы дан только в художественном организме» .
В теории искусства и творческой практике слово «композиция» используется в следующих основных значениях:
Как целостный феномен, композиция трудна для изучения, теоретического анализа, поскольку её закономерности и разновидности постоянно обновляются в историко-художественном процессе и на уровне индивидуального творческого мышления каждого художника. Об этом процессе мы можем судить только косвенно, рассматривая отдельные произведения в их материальной форме, в которой не всё проявлено, сравнивая, обобщая, отыскивая имманентные признаки и перманентные идеи. В основе любой композиции лежит некоторая абстрагированная идея , с трудом выражаемая словесно либо изобразительно — с помощью предварительного эскиза, наброска, модели. Например: идея возвышения, напряжения либо, напротив, умиротворения, покоя. При этом во всех модификациях изобразительной формы сохраняются скрытые инварианты (постоянные архетипы мышления). Каждой идее соответствует определенный архетип: вертикаль, крест или квадрат, треугольник, горизонталь, окружность. Количество таких архетипов, иначе называемых модусами ( лат. modus — образец, образ действия, способ), ограничено, но их сочетания рождают бесконечную вариативность. Форму выражения идеи и соответствующего архетипа мышления именуют темой ( греч. θέμα — положенное, установленное). Тема произведения искусства, согласно иерархическому принципу содержательно-формальной целостности, становится содержанием для новой формы — мотива . Так, например, в музыке из отдельных мотивов складывается «тема с вариациями», или лейтмотив ( нем. Leitmotiv — ведущий мотив) — повторяющаяся музыкальная фраза, гармонический оборот, то же, что в изобразительном искусстве «направленность формы». Так в архитектуре: арка — разновидность строительной конструкции — является темой, а повторяющийся ряд арок — аркада , — мотивом архитектурной композиции определенного художественного стиля . Ряд полуциркульных арок является мотивом романского искусства , стрельчатых — характерный мотив готического стиля , подковообразных — арабского и испано-мавританского зодчества, « римская архитектурная ячейка », соответственно названию, — типичный мотив древнеримской архитектуры; полуциркульная арка, опирающаяся непосредственно на капители колонн, — одна из основных тем архитектуры эпохи итальянского Возрождения .
Теории композиции в изобразительном искусстве в отечественной историографии посвящены работы В. А. Фаворского , А. Д. Гончарова , Л. Ф. Жегина , И. И. Иоффе , П. Я. Павлинова , С. М. Даниэля , В. Г. Власова , . В начале XXI века композицию во всех видах архитектонически - изобразительных искусств всё чаще рассматривают в качестве диссипативных (открытых, «рассеянных») систем, кластерных или фрактальных структур с применением методики компьютерного моделирования .
Теория композиции в искусстве объединяет системой терминов многие частные понятия. При искусствоведческом анализе композиционной целостности принято следовать иерархической структуре, от общего к частному: метод, методика (способы, средства, приёмы), техника (материалы, инструменты, технические приёмы обработки материала). Наименования способов, средств и приёмов достижения композиционной целостности разными исследователями формулируются по-разному. Чаще всего выделяют: