Interested Article - Самарас, Лукас

Лу́кас Са́марас ( греч. Λουκάς Σαμαράς ; род. 14 сентября 1936 , Кастория , Греция ) — американский художник , скульптор - постмодернист греческого происхождения, автор нео-дадаистских работ в жанрах от абсурдистской скульптуры до видео-арта , один из значимых персонажей современного искусства .

Биография

Лукас Самарас родился 14 сентября 1936 в Кастории , Западная Македония , Греция . Отец Дамианос Самарас в 1939 году перебрался в США , а в 1948-м его жена Тригона Самара и их сын Лукас приехали к нему . С этого времени семья жила в Нью-Джерси .

С 1951 года Лукас Самарас учится в выпускных классах средней школы в (англ.) , (англ.) , Нью-Джерси . В 1955 году вместе с американским гражданством Лукасу удаётся выхлопотать стипендию штата Нью-Джерси и он поступает в старейший Рутгерский университет в Нью-Брансуик . Здесь он познакомился с Алланом Капроу и Джорджем Сигалом . С первым из них он участвовал в хэппенингах , а второму позировал для гипсовой отливки скульптурной формы. По окончании университета, c 1959 по 1962 год, Самарас продолжает на (англ.) занятия историей искусства в Колумбийском университете под руководством Мейера Шапиро (1904—1996) — влиятельного теоретика искусства и критика.

Первоначальную известность (в начале 1960-х) Лукасу Самарасу как художнику и скульптору принесли его «шкатулки» (коробки, обильно обклеенные блестящими стразами, бусами). Они были неожиданно «украшены» торчащими иглами, гвоздями и бритвенными лезвиями, а внутри содержали ножи, чучела птиц, камни, зеркала, портретные фотографии, массы спутанных волос .

С середины 1960-х Лукас Самарас использует прозрачные и отражающие материалы для создания сложных, многослойных оптических эффектов в галереях и музейных пространствах, как например, в «Зеркальной комнате» (1966) , в которой сам зритель, бесконечно отражаясь, погружается в головокружительную атмосферу пространственной дезориентации.

Главная тема его фотографических серий — с конца 1960-х — его собственное представление о себе, как правило, нарочито искажённое и травматичное. Он работал с мультимедийными коллажами и манипулировал с плёнкой Polaroid , подвергая готовые снимки ретуши. Результатам были (как называл их художник) «Фото-преобразования», тревожащие, вызывающие в зрителе отторжение и беспокойство .

Самарас принял участие в четвёртой документа в Касселе в 1968 году, в документе 5 (1972) и документе 6 (1977). В 1986 году художник был удостоен премии (фр.) . Первая крупная ретроспективная выставка Лукаса Самараса прошла в Whitney Museum , Нью-Йорк в 1982 году; в 1988-м — в Центре современного искусства им. Ж. Помпиду в Париже ; а в 1996-м ретроспективные выставки последовательно прошли в пяти американским музеях.

Самарас представлял Грецию на 53-й биеннале в Венеции с мультимедийной инсталляцией PARAXENA, (2009) .

В недавнее время он начал исследовать область компьютерного искусства, сочетая фотографии и виртуальную реальность; создал серию озвученных коротких видеофильмов, названных им «Photoflicks» .

Литература

  • Goysdotter, Moa. Impure Vision: American Staged Art Photography of the 1970s // A sourcebook of artists’ writings. — Lund: Nordic Academic Press, 2013. — ISBN 9789187351006 .
  • Samaras, Lucas; Glimcher , Arne; Alexandre de Looz, Pierre. . — The Pace Gallery, 2011. — 120 p. — ISBN 1935410121 .
  • Rose, Barbara. . — Pace Gallery, 1998. — 72 p. — ISBN 1878283812 .
  • Stiles, Kristine; Selz, Peter. . — An Ahmanson-Murphy Fine Arts Book, 1996. — 1168 p. — ISBN 0520257189 .
  • . — Berkeley: University of California Press, 1996. — P. –355.. — ISBN 0520202538 .
  • Samaras, Lucas ; Kuspit, Donald; McEvilley, Thomas; Smith, Roberta. . — Abbeville Press, 1988. — 231 p. — ISBN 0896598047 .
  • Samaras, Lucas; Lifson, Ben. . — Aperture, 1988. — 184 p. — ISBN 0893812412 .
  • Samaras. Lucas. . — Denver Art Museum, 1981. — 112 p. — ISBN 0914738224 .
  • Applin, Jo. Materialized secrets: Samaras, Hesse and small-scale boxes. — London: University College, 2002. — P. 5-24.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Lucas Samaras // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. Καρουζάκη, Γιώργου. . ΕΛΕΥΘΕΡΟΤΥΠΙΑ (20 января 2009). Дата обращения: 12 апреля 2015. 25 апреля 2009 года. (греч.)
  4. Дата обращения: 12 апреля 2015. 4 марта 2016 года.
  5. от 14 марта 2015 на Wayback Machine 2014 года «Приношения от беспокойной души» в Музее Метрополитен , Нью-Йорк .
  6. . Дата обращения: 12 апреля 2015. 12 октября 2016 года.
  7. Самарас начал эксперименты с камерой Polaroid 360 одним из первых среди современных художников, ранние его опыты датируются 1969 годом : . PACE/McGuill Gallery. Дата обращения: 12 апреля 2015. 19 марта 2016 года.
  8. на биеннале в Венеции (2009).
  9. Samaras, Lucas. Lucas Samaras Photoflicks & Photofictions Hardcover – 2005. — Pace Wildenstein and Pace/Macgill Gallery, 2005.

Ссылки

Источник —

Same as Самарас, Лукас