Гонзага, Габриел
- 1 year ago
- 0
- 0
Габриэ́л Мкрти́чевич (Гаврил Никитич) Сундукя́н ( 11 июля 1825 , Тифлис — 29 марта 1912 , там же) — армянский писатель, драматург. Один из основателей критического реализма в армянской литературе .
Родился в Тифлисе в богатой купеческой семье.
В 1846—1850 годах обучался на восточном отделении историко-филологического факультета Петербургского университета , получил степень кандидата восточных языков.
В 1850—1853 годах работал по назначению переводчиком при канцелярии наместника Кавказа , затем начальником хозяйственного отдела Кавказского управления дорог в Тифлисе.
В 1853 году за передовые взгляды был уволен со службы и сослан в Дербент , Дагестанская область .
В 1858 году вернулся в Тифлис.
В 1881 году принимал участие в создании Кавказского армянского благотворительного общества .
Всю жизнь состоял на государственной службе, дослужившись до генеральского чина ( действительный статский советник ).
Литературно-общественную деятельность начал в 1860-е годы.
До выхода Сундукяна на литературное поприще основными авторами театральных пьес были Каринян , М. Патканян, Пухикян, Э. Тер-Григорян, но их пьесы не стали основой роста и расцвета армянского театра. Один из организаторов армянского театра, с которым тесно связана вся его литературная деятельность. И один из зачинателей критического реализма в армянской литературе.
В реалистических пьесах показаны острые социальные конфликты. Его пьесы ознаменовали целый период в истории армянской драматургии. Сундукян отображал современную ему жизнь, утверждая победу реализма. Он вывел жанр комедии из рамок бытового водевиля и поднял его до уровня социальных обобщений. Сундукян показал процесс обуржуазивания армянского общества, обострение социальных противоречий. Реализм и демократизм Сундукяна нашли яркое выражение в пьесе «Пэпо», где создан образ героя из народа.
В прозе Сундукяна наиболее значительна повесть «Варенькин вечер» ( 1877 ), «Беседы Амала» и «Беседы Адида», написанные в жанре публицистического фельетона. Пьесы Сундукяна переведены на многие языки мира.
Непревзойдённый мастер художественного слова, строит блестящий, лёгкий сценический диалог. Множество фраз из его пьес вошли в жизнь, стали крылатыми выражениями.
Драматургия Сундукяна явилась школой для многих армянских актёров: Г. Чмшкяна , М. Амрикяна , Г. Тер-Давтяна, Вардуи , М. Аваляна , П. Адамяна , а впоследствии О. Гулазян , Асмик , А. Аветисяна , Г. Габриеляна и многих других.
Ссылка в Дербент, длившаяся 5 лет, не прошла бесцельно для армянского писателя. Габриел Сундукян прибыл в Дербент 21 декабря 1853 года, в сопровождении своего старшего брата Микаэла. Находясь в ссылке изучил фарси и языки тюркской группы. Используя технические знания полученные в Петербурге возглавил работы по строительству и благоустройству города: установил башенные часы в колокольне православной церкви, спроектировал (при активном участии военного начальника Южного Дагестана Михаила Лорис-Меликова ) здание армянской апостольской церкви Сурб Аменапркич (Святого Всеспасителя), разбил парк с водопроводной канавой, построил ограду с западной стороны землянки Петра Великого, спроектировал 24 жилых дома.
Пятеро детей. Три дочери — Нина, Тина и Екатерина. Сыновья — Никита и Георгий. Потомки Никиты живут в России (Москва) и США.
Дочь – Тина (Тинатина) Гавриловна Арминина-Сундукян (1887—1970) — актриса и суфлёр Малого театра с 1906 по 1960 гг.