Нойз-рок
- 1 year ago
- 0
- 0
Нойз ( англ. noise — шум ) — музыкальный жанр , в котором используются звуки, чаще искусственного и техногенного происхождения, иногда неприятные и даже болезненные для человеческого слуха.
Нойз один из старейших стилей в экспериментальной музыке .
Если под шумом вы имеете в виду неприятные звуки, тогда поп-музыка — это для меня шум. Масами Акита
В широком смысле, шум — исключительно громкий и дисгармоничный звук, не имеющий никакого отношения к мелодии и музыкальным структурам. Однако для поклонников жанра он обладает смыслом и эстетикой . Нельзя сказать, что все музыканты, работающие в данном направлении, следуют строгим формальным требованиям. Для одних производство шума является самоцелью, для других — это инструмент создания звуковых ландшафтов , для третьих — приемлемо создавать классические звуковые гармонии и перкуссию, где вместо традиционных инструментов используются шумы. А возможны и смешения классического подхода к созданию музыки и экспериментального . Формально, нойз произошел от таких музыкальных направлений как индастриал и эмбиент . Однако исторически и идейно восходит к концептуальному искусству .
Родоначальником «искусства шума» является итальянский художник-футурист Луиджи Руссоло , опубликовавший в 1913 году одноимённый манифест . Важнейшим событием для экспериментальной музыки стала работа 1952 года « 4′33″ » композитора Джона Кейджа . Деятелем, значительно повлиявшим на развитие жанра, считается американец Бойд Райс . Он начал в 1970-х годах выпускать записи с чистым, немузыкальным шумом в качестве законченных музыкальных произведений.
Классический нойз лишён мелодии и музыкального ритма, и фактически выходит за пределы понятия музыки. Однако, в композициях часто используется вокал и голосовые семплы , в чистом или искажённом виде.
Замкнутый круг чистых звуков должен быть разомкнут и бесконечное разнообразие шумов должно быть завоевано.
Луиджи Руссоло, «Искусство шумов»
Луиджи Руссоло (1885—1947) — итальянский живописец и композитор, представитель футуризма , тесно сотрудничал с поэтом Филиппо Томмазо Маринетти . Ему принадлежит манифест « Искусство шумов » (L’arte dei rumori), в котором он утверждал, что промышленный переворот дал человеку возможности творить совершенно новые, более сложные и изощрённые звуки . Руссоло призывал музыкантов заняться деконструкцией звука, изучением его особенностей и последующей сборкой в новые гармонии. По сути, он предлагал привнести в музыку тот же процесс, который происходил в изобразительном искусстве , который он называл «Зрением футуризма» . Он считается одним из самых первых теоретиков электронной музыки и самым первым нойз-музыкантом в истории. Руссоло изобрел и сконструировал инструменты, которые называл intonarumori («шумомашины») — в основном, это были перкуссионные инструменты для сценического исполнения . Он собрал оркестр, и первое же исполнение Gran Concerto Futuristico в 1917 вызвало огромное недовольство публики (впрочем, Руссоло на это и рассчитывал) . К сожалению, все эти уникальные инструменты были утеряны во время Второй мировой войны .
Начиная с 1920-х годов начали распространяться электронные инструменты, и композиторы стали писать произведения для них. Например, сюита «Ритмикана» (1931), композитора Генри Коуэлла для первой в истории драм-машины — «Ритмикон», изобретённого Львом Терменом . Или « » (1939—1952) Джона Кейджа , написанные для радиоприемников.
Также композиторы стали писать музыку:
Кроме того, многие композиторы использовали традиционные музыкальные инструменты «нетрадиционным способом» — например, Маурисио Кагель , Яннис Ксенакис , Луиджи Ноно .
Где бы мы ни находились, то, что мы слышим, — это в основном шум. Когда мы игнорируем его, он беспокоит нас. Когда мы слушаем его, то находим захватывающим . Джон Кейдж
Благодаря индастриалу эти техники перестали быть сугубо академическими экспериментами и проникли в популярную музыку. Как и панк-рок , индастриал исповедует радикальные антимузыкальные и антисоциальные взгляды , однако отвергает панковскую идеологию анархии , «полной индивидуальной свободы»: для индастриала никакой свободы нет, все люди изначально репрессированы массовым производством и средствами массовой информации . Ранние индастриал-музыканты ( , , Zoviet France , SPK ) применяли склеенные в кольца магнитофонные ленты (tape loops), аналоговые синтезаторы, драм-машины, записанные промышленные шумы, искажение вокала и т. д. Музыка для индастриала — не музыка «в привычном понимании», а «инструмент унижения, подавления и уничтожения». То есть (какой музыка позже будет являться и для нойза) — антигуманистична, агуманистична, антиантропоморфна; продукт машины, подавляющей человека. Индастриал и нойз отвергают идеи Просвещения о том, что человек — «венец природы», что всё в мире устроено «по-человечески» или вписывается в человеческий порядок.
Американский писатель, актёр, фотограф, музыкант, общественный деятель Бойд Райс начал шумовые эксперименты в 1975 году. Он подключал фен для сушки волос к электрогитаре, использовал электрополировщик обуви в качестве музыкального инструмента. Райс один из первых стал использовать проигрыватели грампластинок как инструменты (т. н. turntablism ) и разработал различные техники царапания пластинок ( скретч ). Параллельно пластиночные эксперименты шли в жанре хип-хоп . В 1975 году для него технику скретча применил диджей Grand Wizard Theodore .
В июле 1975 года был выпущен двойной альбом Лу Рида « Metal Machine Music ». Альбом появился, как номинальное выполнение обязательства контракта с лейблом и неоднократно назывался одним из «худших в истории рок-н-ролла» . Сам Рид утверждал, что альбом полностью состоит из звука зафидбэченной гитары, записанной на разных скоростях, и состряпан на его нью-йоркской квартире на четырёхдорожечном магнитофоне за несколько часов . Группа Лу Рида, The Velvet Underground , стала первой в жанре альтернативного рока и предопределила многие принципы нойз-рока. Более того, одной из первых выпущенных ей записей стала малоизвестная композиция «Loop» ( 1965 ), также содержавшая гитарный шум и, возможно, десятью годами позже подсказавшая Риду идею «Metal Machine Music». Альбом «Metal Machine Music» оказал большое влияние на нойз.
Джапанойз или японойз ( англ. Japanoise ) — яркая и самобытная музыкальная сцена, которая оказала сильное влияние на нойз-музыку в целом. На возникновение независимой японской музыкальной сцены начала 1980-х сильно повлияла панк-музыка . Однако впоследствии, такой поджанр как «японский нойз» стал признаваться, как уникальное национальное явление, в ответ повлиявший на западную музыку . В Японии насчитывается несколько сотен нойз-музыкантов и коллективов. Яркими представителями являются: Merzbow , , Aube , Contagious Orgasm , Melt-Banana , Boredoms , The Gerogerigegege и многие другие.
Среди основных представителей сцены можно выделить:
В 1909 году теоретик искусства Николай Кульбин опубликовал эссе «Свободная музыка», которое во многом предвосхитило манифест Руссоло . Первые работы в области экспериментальной и шумовой музыки можно отнести к искусству авангарда 1920-х годов и появлению «шуморков» (то есть шумовых оркестров) . Так в 1922 году Арсений Авраамов представил «Симфонию гудков», в которой было предусмотрено применение пушечных и пистолетных выстрелов, заводских гудков, свиста пара, шума самолётов и других «машинных» звуков.
Вторым пиком популярность нойза в СССР можно назвать музыкальный процесс, связанный с т. н. Сибирским панком . С конца 1980-х нойз и экспериментальная музыка развивается, в частности, соединяясь с традицией концептуального искусства и искусства перформанса. Одним из ярких пропагандистов такого подхода стал Владимир Епифанцев и мероприятия «Фабрики кардинального искусства»
Среди деятелей искусства, имевших отношения к развитию нойза в СССР и России можно выделить:
Среди лейблов, выпускающих нойз, можно выделить: Железобетон, Абгурд, Operator Produkzion, Monochrome Vision , UFA MUZAK и другие. Однако многие музыканты предпочитают заниматься самиздатом, в традиции DIY . Пропагандой и просветительской деятельностью нойз и экспериментальной музыки в России активнее всего занимался журналист, издатель и антрепренёр Дмитрий Васильев .
Важной площадкой для проведения концертов и лекций является культурный центр «Дом» в Москве . А в Санкт-Петербурге «ГЭЗ-21». Нойз-сцена СССР и, преимущественно, Санкт-Петербурга конца 1980-х — начала 1990-х запечатлена в документальном фильме Мики Таанилы «The Double — Russian industrial music and low tech videos».
Нойз — обширная область музыки, и принято различать его поджанры, имеющие значительные отличия в звучании и технике исполнения. Однако разделение на жанры условно, и проект работающий на территории харш-нойза, вполне может выпустить релиз в жанре ритмик- или эмбиент -нойза. Это согласуется с экспериментальной концепцией нойз-музыки.
Кроме этого, существует множество нишевых подстилей, таких как «ритм-нойз», «пьюр-нойз» (чистый нойз), «трип-нойз», «фри-нойз», и др.
Нойз имеет частые пересечения с индастриал музыкой, давая начало таким жанрам, как пауэр-нойз и пауэр-электроникс .
В последние годы европейские музыканты, связанные с джазом , электроникой и блэк-металом, стали проявлять активность и на нойз-сцене. А канадская группа Nihilist Spasm Band , образованная в 1965 году, десятилетиями играет нойз на акустических инструментах собственного изобретения и изготовления, и наиболее верны заветам Руссоло . В начале 1990-х возникли «нойз-оперы» (яркий представитель — , подруга и соратница Бойда Райса ).