Прыгунчиковые
- 1 year ago
- 0
- 0
Четыре симфонические поэмы по Бёклину ( нем. Vier Tondichtungen nach A. Böcklin ), соч. 128 ― цикл из четырёх оркестровых пьес Макса Регера , написанный композитором в период с конца мая по июль 1913 года в Майнингене и впервые опубликованный издательством «Bote & Bock» в сентябре того же года с посвящением пианисту и дирижёру Юлиусу Бутсу . Первое исполнение поэм состоялось 12 октября 1913 года в Эссене и было хорошо встречено критиками ― в частности, о пьесах с похвалой отозвался Рихард Штраус .
Каждая из симфонических поэм основана на сюжете определённой картины Арнольда Бёклина . В 2016 году цикл пьес был исполнен оркестром Лейпцигской высшей школы музыки и театра на открытии мероприятий «Года Регера» ( нем. Reger-Jahr ), приуроченного к столетию со дня смерти композитора .
Четыре пьесы, которые сам Регер называл «прогулкой в мир программной музыки » ( нем. Ausflug in das Gebiet der Programmusik ) , контрастируют друг с другом по темпу (медленно — быстро — медленно — быстро). В нотах первой и третьей поэм обозначение «Molto sostenuto» имеет уточнение на немецком языке ― «aber nie schleppend» («никогда не затягивать»).
№ | Оригинальное название | Перевод | Обозначение темпа | Первые такты |
---|---|---|---|---|
1 | Der geigende Eremit | Отшельник, играющий на скрипке | Molto sostenuto | |
2 | Im Spiel der Wellen | Игра в волнах | Vivace | |
3 | Die Toteninsel | Остров мёртвых | Molto sostenuto | |
4 | Bacchanal | Вакханалия | Vivace |
Поэмы написаны для симфонического оркестра , состоящего из 3 флейт (включая пикколо ), 2 гобоев (включая английский рожок ), 2 кларнетов , 2 фаготов , контрафагота , 4 валторн , 3 труб , 3 тромбонов , тубы , арфы , ударных (включая 3 литавры ), скрипки соло и струнных (divisi in I) . Пьесы могут исполняться как по отдельности, так и по подобию симфонии .
Современные музыковеды сравнивают поэмы с различными произведениями, написанными современниками Регера: например, Марк Свед проводит параллель между «воздушным» звучанием солирующей скрипки в первой поэме и мелодиями из композиции « Взлетающий жаворонок » Ральфа Воан-Уильямса , а также отмечает стилистическое сходство второй поэмы с « Морем » Клода Дебюсси , добавляя, что Регер в своей пьесе «стремился к яркому царству мифических существ» . «Долго сохраняющиеся, но при этом постоянно изменяющиеся массы звуков» в третьей поэме, по мнению Сведа, сближают звучание оркестра с главными функциями органа .