Interested Article - Хаджила-Али ал-Акуши
- 2020-09-05
- 1
Хаджила-Али ( Акуша , Акуша-Дарго — 1881 , Акуша , Дагестанская область , Российская империя ) — дагестанский учёный- арабист , считался одним из лучших мударисов и факихов Дагестана. Член областного шариатского суда . Учитель Али-Хаджи Акушинского .
Биография
Юность
Имя Хаджила-Али на даргинском языке значит «Али, сын Хаджи» .
Али получил традиционное исламское образование в своём родном селе Акуша , совершенствовал свои знания, будучи учеником у известных в Дагестане акушинских алимов Барка Кади и Мирза Мухаммада. Затем поехал в Аварию , где учился у Саида Араканского, Хедулава Кудалинского и других .
Общественная деятельность
Арабисты Дагестана считали Хаджила-Али одним из наиболее сильных учёных-арабистов, разбиравшимся почти во всех науках, известных тогда, а также одним из лучших мударисов (учителей). Али преподавал в акушинском медресе . Хаджила-Али вступал в различные полемики по теологическим вопросам, и в Дагестане считались с его мнением .
Хаджила-Али был сторонником решения всех вопросов жизни на основе шариата и критиковал кадиев, которые прибегали к адатам и обычаям .
В 1873 году русский исследователь Владимир Вильер де Лиль-Адам путешествовал по Даргинскому округу и в августе посетил Акушу, где он встретился со многими почётными лицами села, в том числе с Али. В своих записках он описал встречу с ним и его внешность :
На другое утро посетили меня почётные лица Акуши, между которыми видное место занимал страший молла Гаджила-Али-будун, т. е. будун (или молла) Али, сын Гаджи, известный своею ученостью не только в Дагестане, но, как мне говорили, даже в Турции, откуда к нему иногда обращаются за советами, прося разрешать разные политико-религиозные вопросы. К счатью, он не фанатик, и нескольно раз своим влиянием удерживал своих соотечественников от вспышек. По наружности Гаджила-Али не походит на патриарха целого населения: маленькие глаза его весело глядят, круглое лицо его имеет жовиальное выражение, и рыжая, крашенная борода отнюдь не придает его виду предствательности.
Дискуссии с другими учёными
Между Хаджила-Али и Мухаммад-Тахиром из Караха возникла полемика. Причиной возникновения являлся интерес генерал-губернатора Дагестана князя Чавчавадзе к вопросам шариата. Чавчавадзе просил у Мухамада разработать вопрос о легитимности применения назра (обет и безвозмездное дарование имущества) и прислать ему. В шариатской науке этот вопрос считался сложным, из-за чего по нему ещё не было единого мнения. Чавчавадзе послал письмо и Али с этой просьбой. Никто из них не знал, что вопрос был поручен не только ему. Губернатор получил от них противоположные решения. Тогда Чавчавадзе ознакомил их с решениями друг друга — Мухаммад выступал против назра, Али — за. В результате возникла продолжительная полемика и по этому вопросу, и по другим вопросам шариата, которые встали в ходе дискуссии. По словам историка М. Гайдарбекова, победу одержал Али . Переписка учёных была переведена на русский язык и опубликована в 1871 году . Оригинальные письма содержатся в Рукописном фонде ДНЦ РАН .
Семья
Дочь Али была жената на Хаджи Омаре, который также был учёным-арабистом, а также работал кадием села Акуша более тридцати лет. В 1882 году у дочери Али родился сын, которого тоже назвали Хаджила-Али. Тот пошёл по стопам отца и деда, посвятив свою жизнь религии, и стал известным и уважаемым алимом .
Как писал Назир из Дургели, Хаджила-Али, почувствовав приближение смерти, позвал своего сына и велел ему прочитать суру « Йасин ». Сын начал читать, отец — вместе с ним, по завершении суры Хаджила-Али скончался. Его похоронили в Акуша .
Труды
Хаджила-Али оставил значительное наследие по фикху , теологии . В богословском плане отмечается его трактат о догматике ислама «Тарджамат ас-сифат» («символ веры, убеждения»), комментарии к учебным пособиям по фикху, фетви и другое . Мусульманское законодательство было сильной стороной Али, благодаря чему он был назначен членом областного шариатского суда и работал в этом качестве довольно долго .
Али вёл и поэтическую деятельность. До нашего времени дошли его стихи, в том числе « Касыда на рифме Н». М. М. Мавраев издал в Темир-Хан-Шуре в 1908 году две книги переводов текстов о хадже и правилах его совершения и о правилах чтения арабо-графических текстов. Переводчиком был Хаджила-Али .
Его современник Гасан Алкадари писал :
В наш век в том же Акушинском районе были также истинные ученые по имени Али-шейх-эфенди и Гаджил-Али-эфенди. Они умерли, оставив свои произведения; в особенности последний эфенди оставил много сочинений, в том числе и красноречивые арабские стихотворения.
Назир из Дургели также характеризовал Али :
Большой, выдающийся ученый, талантливый факих, он прославился своим голосом, дела его шли успешно. Главное его занятие — это была мусульманская юриспруденция (фикх) шафиитского мазхаба, — да будет доволен им Аллах. Он автор ценных трудов. В числе его сочинений «Тарджамат ас-сифат» по акыде, а также касыда на «нун» вместе с комментарием, в которой он поносил кади, которые судили не по шариату, а по традиции и обычаю.
Библиография
Некоторые труды Хаджила-Али на даргинском языке из каталога Исаева :
- Байанам а‘мал ал-хадж вал-‘умра / перев.-сост. — Хаджила Али из Акуша, переп. — Мухаммад, сын Абдалазиза из Хаджалмахи. — Темир-Хан-Шура: тип. М. Мавраева, 1908.
- Тарджамат ал-‘алим ал-фадил Хаджила ‘Али ал-Акуши / перев. — Хаджила Али из Акуши, переп. — Мухаммад, сын Абдалазиза из Хаджалмахи. — Темир-Хан-Шура: тип. М. Мавраева, 1908. — 64 с.
- Таджамат ас-сифат / перев. — Хаджиали из Акуша, переп. — Мухаммад, сын Абдалазиза из Хаджалмахи. — Темир-Хан-Шура: тип. М. Мавраева, 1908. — 39 с.
- Тарджамат ал-‘алам ва фадаил / перев. — Хаджила Али из Акуша, переп. — Мухаммад, сын Абдалазиза из Хаджалмахи. — Темир-Хан-Шура: тип. М, Мавраева, 1909. — 42 с.
Литература
- Абдуллаев М. А . Хаджилаали первый (ум. 1881) и Хаджилаали второй (1882-1918 гг.) // . — Махачкала : Эпоха, 2007. — С. 167-173. — 768 с.
- Абдулмажидов Р. С. (рус.) // Ислам в современном мире, 4. — 2018. — С. 183–200 .
- Алкадари Г. А . . — 1929. — 184 с.
- Назир ад-Дургели . Услада умов в биографиях дагестанских ученых / А.Р. Шихсаидов. — 2012.
- Владимир Вильер де Лиль-Адам. Две недели в Даргинском округе // . — 1875.
- Палемика Дагестанских учёных // . — 1871.
- Шихсаидов A.P., Омаров Х. A. . — 2005.
Примечания
- Комментарии
- Мударис — преподаватель в медресе
- Сведения о хадже и правилах его совершения
- В сборнике содержатся правила чтения арабоязычного текста (рецитация), стихи разных авторов.
- Краткое изложение морально-этических норм
- О вероучении ислама
- Источники
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ , с. 18.
- ↑ , с. 168.
- .
- ↑ , с. 169.
- , с. 148.
- Каталог печатных книг и публикаций на языках народов Дагестана (дореволюционный период) / сост. А. А. Исаев, отв. ред. А. Р. Шихсаидов. — Махачкала, 1989.
- 2020-09-05
- 1