Interested Article - Шейх-Задэ, Исмет Халюкович

Исме́т Халю́кович Шейх-Задэ́ ( 1 ноября 1965 , Чирчик , Ташкентская область , Узбекская ССР ) — современный художник , исследователь в области истории и теории искусства , основатель и куратор галереи «Крымское ханство».

Творческая биография

Родился 1 ноября 1965 в городе Чирчик Ташкентской области, Узбекская ССР, в семье служащих. Отец — Халюк Номанович Шейх-Задэ (1934, Карасубазар) — младший сын известного в довоенном Крыму поэта и учителя Номана Шейх-Задэ (1899—1953) и внук Абдулл Меджит Мустафа Шейха (1865—1938), последнего практикующего шейха Карасубазара. Мать — Газиева (Мевлюд-Газиева) Мария (Медине) Халиловна (1935, Феодосия).

В 1993 году окончил с отличием Суриковский институт Академии художеств (Москва) по специальности монументальная живопись ). Из книги «Искусство татарского Крыма» : « …Его раннее обращение к искусству оказалось исключительно удачным: изостудией во дворце пионеров руководила актриса, художница-педагог высокой культуры, ученица Н. К. Рериха Е. В. Кристенс (1903—1982). Затем он окончил Художественное училище им. П. П. Бенькова в Ташкенте 1980—1984 (преп. Мордвинцева Г. И. , Рожков А. М. ) и московский Художественный институт им. В. Сурикова (1986—1993), где специализировался в мастерской монументальной живописи К. А. Тутеволь … Дипломная работа Шейх-Задэ (руководитель Максимов Е. Н. ) представляет собой эскиз стенной росписи , составленных из четырёх крупных натюрмортов , объединённых исторической темой „ Великий шёлковый путь “. Узловыми мотивами этого цикла являются китайский, хорезмский, крымский и венецианский натюрморты ».

Кроме серии натюрмортов, Шейх-Задэ представил проект монумента «Къара Дюрбе» (Великий Мавзолей), посвящённого памяти жертв депортации крымскотатарского народа и теоретический блок «Сакральные мотивы в крымском искусстве», позже опубликованном в газете «Къырым» и журнале «Къасевет». Летом того же 1993 года делает выставку на втором курултае крымскотатарского народа с центральной экспозицией проекта монумента. Тогда же значительным событием для осмысления творческих ориентиров стало знакомство с наследным принцем Крыма Джеззаром Гиреем после выступления на курултае, Шейх-Задэ пишет его .

В 1995 году после академической выставки в Париже (штаб-квартира ЮНЕСКО) награждён дипломом (бронзовой медалью) президиума РАХ. В 1996 году во время тура рок-группы « АукцЫон » предлагает и проводит крымскую часть с презентацией галереи «Крымское Ханство» и созданием монументального полотна «Алый Парус». С тех пор из крупных (в концептуальной значительности) проектов и акций прошло более 50 мероприятий. Галерея «Крымское Ханство» — основа творческой биографии, авторский лейбл и жизненное кредо Исмета Шейх-Задэ. Большое значение имело творческое взаимодействие с 1998 года с Крымским геопоэтическим клубом ; ряд проектов галереи состоялся благодаря этому продуктивному сотрудничеству.

Состоит в Союзе Художников России (1993), Национальном союзе художников Украины , Международном художественном фонде (1995), Международной федерации художников ЮНЕСКО (IFA, 2001).

Основные авторские работы

  • В. Черномырдин (1938—2010) участвует в перфомансе И. Шейх-Задэ «Стена», 9.12.2001.
    В. Черномырдин (1938—2010) участвует в перфомансе И. Шейх-Задэ «Стена». Первый Всероссийский съезд выходцев из Украины, 9.12.2001.
  • «Ватан Чешмеси» (Родник). Панно-сграффито в холле МГАХИ им. Сурикова (Москва 1989 г.).
  • «Воля неба» роспись базы отдыха Министерства Финансов СССР (Москва, Домодедово, лето — осень 1991), последний заказ М. Ф. СССР.
  • «Шёлковый путь». Серия картин, станковая живопись (1992—1993).
  • «Джеззар Раджи Памир Герай». Парадный портрет наследного принца Крыма и Золотой Орды (1993).
  • «Первый вернисаж на Георгиевском». Живопись в интерьере офиса Российской Финансовой Корпорации (Москва, Центр 1995).
  • «Соломон». Шпалера-вердюра (тонкий гобелен, 11 м².) в офис Московской Инвестиционной Корпорации (1995—1996 гг.).
  • «Алый парус». Совместно с группой «АукцЫон». монументальное полотно (48 м². живописи по красному сатину, тур — презентация галереи * * * «Крымское Ханство» в течение проекта «АукцЫон в крЫму» Симферополь, Севастополь (1996).
  • «БГ — Лилит». Воздушный змей 330X330 (совместно с Борисом Гребенщиковым, Симферополь, 1998).
  • «Новый первый — последний элемент». Дополнение в периодическую систему химических элементов (в рамках «очень хрупкой выставки» 1998 г.).
  • Чёрнокаспийское море. Гурзуф — Крым, Каспийск — Дагестан (2000 г.).
  • «Крымский Юрт Великой Орды». Объект-модель имманентного центра мира в течение проекта «Золотой Паритет» (2002 г.).
  • «Части Цвета» или «объект для правильной ориентации». Пентаптих-футляр нишана (печати) Ханов Крыма, живопись, смеш. техн. (2003—2004), создан в течение проекта «Алтын Тахт».
  • «Украина». Совместно с Юрием Соломко. Полотно-коллаж имело развитие в течение проекта «Баррикада на Тузле» и «Зона Х», флаговая ткань, принт, акриллик. 420Х220, 2004.
  • «Карта коронации крымских ханов». Двухстороннее геральдическое полотно-штандарт (300Х200 см.), создано на 3 всемирном молодёжном форуме в Барселоне и 1 всемирном фестивале ногайской культуры в Махачкале (Барселона-Крым-Махачкала, 2004 г.).
  • «Принцесса кючук Истанбула». Полотно-расследование. 140х110, Холст, масло, 2007.
  • «По следу мастера» восстановление цикла натурных зарисовок, уничтоженных Микеланджело после создания росписей потолка Сикстинской капеллы. Бум., карандаш, 2010.
  • «Предреставрация». Серия синтезированных копий с фресок Микеланджело из Сикстинской капеллы с анализом и выявлением подлинных мотивов автора, уничтоженных в процессе реставрации 1980—1993 гг.
  • «Пророк Захария», 330Х330Х330 холст акрилик; «Пророк Иона», 370Х310 см; «Кожа Варфоломея», 40Х120, левкас, акрил; «Христос и Дева Мария», 300Х200 левкас, акрил; «Минос», 150Х300, левкас, акрил, 2012—2013.
  • «Наше наследие» круговая роспись второго яруса банкетного зала «Босфор» Симферополь, ул. Рубцова, 44. Левкас, акрил, 2013.

Некоторые выставки

  • Выставка произведений молодых художников — студентов творческих вузов Министерства Культуры СССР. Выставочный центр «Бахор», Ташкент, Узбекистан, 1988.
  • Первая всесоюзная выставка крымскотатарского искусства. ЦДХ, Симферополь, 1989.
  • 10-я Всесоюзная выставка молодых художников. ЦДХ, Москва, 1990.
  • Московская зональная выставка осень-91. Выставочный зал СХ на Кузнецком Мосту, Москва, 1991.
  • Первая выставка художников России в Гонконге. Галерея «Гохуа», Гонконг, 1992.
  • Выставка дипломных работ выпускников Художественных институтов РАХ. Выставочные залы РАХ на Пречистенке, 1994.
  • Выставка современного российского искусства. ЮНЕСКО, Париж, 1995.
  • Первый вернисаж на Георгиевском. Персональная выставка в московском финансовом клубе при РФК. Москва, Георгиевский пер., д. 1, корп. 1, 1996.
  • .
  • «Крымский проект — 2». международный форум современного искусства. Ливадия, 6-9 ноября 1998 г. — ЦСМ, Киев, декабрь, 1998 г.
  • «Посольство Крыма в Москве». Фестиваль землячеств «Москва-Территория 2000». ЦДХ, Москва, сентябрь, 1999.
  • «Имени твоему». Всероссийская выставка, посвящённая 2000-летию христианства, ЦДХ, Москва, 1999—2000.
  • «Аламат-2000». Республиканская молодёжная выставка, ЦДХ, Махачкала, июль—август, 2000.
  • «Слияние двух морей». «Первая галерея», Махачкала, 2000.
  • Всеукраинская текстильная триеннале. ЦДХ, Киев, 2004.
  • Всеукраинская выставка, посвящённая Дню художника. ЦДХ, Киев, октябрь, 2006.
  • «Неизвестная Империя». Персональная выставка в Галерее «Лавра», Киев, 31.10.2008—13.11.2008.
  • «Йозеф Бойс в Крыму»: международный проект в рамках экспозиции Венецианского биеннале — 2011., при содействии «Гёте-института»; октябрь — ноябрь 2011 г. Авторы — Й. Бойс, К. Шлингензиф (гран-при — «Золотой Лев» Венецианского биеннале 2011 г.), И. Шейх-Задэ.
  • «Миф — украинское барокко». Выставочный проект НХМУ, параллельный «Арсенале — 2012», 27.04—26.08.2012.
  • «Паломничество В Страну Востока». Сквозной выставочный проект на нескольких площадках. ЦДХ, Симферополь, май 2013., КРУ библиотека им. Франко, Симферополь, октябрь-ноябрь, 2013.
  • «Зона Х». Зрительный зал театра. Volksbühne, Берлин, сентябрь 2014.
  • «Внутри Каабы, в точке надира». Пилотный выставочный проект, Бахчисарай, Зынджирлы-медресе , ноябрь, 2015.

Некоторые интервью

  • «Есть поэзия в яйце динозавра». Интервью Игорю Сиду для газеты «Лига Наций», 19.05.2000.
  • «Терджиман метафизики». Интервью Анатолию Ульянову для сайта Proza.com.ua, июнь 2005.
  • «Крым глазами его жителей». Интервью Геннадию Кацову (Нью-Йорк) для русского телеканала США, февраль 2015.

Ссылки

  • Украина, Россия, Золотая Орда. Тевиде Джартыева (Москва) Журнал «Крым», N 1.
  • Исмет Шейх-Задэ. «Портрет Чингисхана». Сайт МТСС, 25.01.2001.
  • , 25.05.2000

Примечания

  1. См. от 20 декабря 2016 на Wayback Machine
  2. См. от 19 апреля 2016 на Wayback Machine
  3. Москва, НИИ Теории и истории изобразительных искусств РАХ, 1995, стр. 261.
  4. См. от 10 июня 2016 на Wayback Machine
  5. См. от 28 марта 2016 на Wayback Machine
  6. См. от 24 июня 2016 на Wayback Machine
  7. См. от 13 мая 2016 на Wayback Machine
  8. См. от 13 апреля 2016 на Wayback Machine
  9. . Дата обращения: 29 июня 2016. 13 октября 2016 года.
  10. См. от 12 июня 2016 на Wayback Machine
  11. См. от 12 июня 2016 на Wayback Machine
  12. См.
Источник —

Same as Шейх-Задэ, Исмет Халюкович